Примерное время чтения: 7 минут
584

Третья ось координат. Почти полвека посвятила школе учитель Надежда Липник

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Алтай 01/09/2021
К любому ученику нужен индивидуальный подход. А к великовозрастным школьникам «особого контингента» - вдвойне
К любому ученику нужен индивидуальный подход. А к великовозрастным школьникам «особого контингента» - вдвойне / Анна Кольченко / АиФ

1 сентября она вновь вошла в класс, и, приветствуя любимого педагога, из-за парт встали ее ученики. Необычные ученики, которые учатся в далеко не обычной школе.  Это учебное заведение находится в лечебно- исправительном учреждении № 1, и учатся здесь преступившие закон мужчины, порой весьма солидного возраста.

Школа строгого режима

В далеком уже 1975 году профессиональный путь отличнице-выпускнице Барнаульского пединститута Надежде Липник представлялся четким и выверенным, как доказательство теоремы по геометрии. Три года работы в школе на небольшой станции Смазнево Сорокинского района (в 1979 году был переименован в Заринский) укрепили желание приобщать детей к математическим знаниям.

Вернувшись из сельской местности в Барнаул, решила устроиться в профтехучилище, что было неподалеку от родительского дома. Шла уже с документами и заявлением, но на крыльце ПТУ увидела компанию парней. Молодые люди плевались шелухой от семечек и «градом» матерных слов. Надежда Павловна, не переносившая грубой брани, испугалась и… ушла.

Ушла на завод «Трансмаш», который называет «семейным» - здесь всю жизнь проработал ее отец, работали братья. Она попала в новый передовой по тем временам отдел автоматизированных систем управления производством. Огромные машины ЭВМ (прародительницы современных компьютеров) обрабатывали всю производственную статистику. Осваивать неведомые технологии было интересно и перспективно. Работа захватила. Но через полгода Надежда объявила о том, что возвращается в школу.

«Наверное, потому, что школа для меня - родная стихия, - объясняет она свое решение. - Кто попробовал профессию учителя, те либо сразу из нее уходят, либо навсегда в ней остаются».

Один парадокс она не может объяснить до сих пор: почему испугалась ругающихся пэтэушников, но уехала работать в змеиногорскую колонию строгого режима?!

В коллективе 26-летнюю коллегу встретили тепло, подбадривали, советовали, как держаться с непривычными учениками. Надежда Павловна до сих пор помнит своих наставников – Валентину Андреевну Мотькину, Зою Карловну Ефимову и других.

И свой первый урок в «школе строгого режима» Надежда Павловна запомнила на всю жизнь. На молодую учительницу пришли посмотреть даже те заключенные, которые не учились. Начала объяснять тему. Через двадцать минут один из великовозрастных слушателей встал, и, ничего не говоря, направился к выходу. Она, маленькая, худенькая, преградила путь: «Почему без разрешения?». И ведь заставила осужденного вернуться за парту и дослушать урок до конца!  

«Поле чудес» в колонии

Несмотря на все сложности, пережитые в змеиногорской колонии, молодой педагог не побоялась продолжить работать в школе, относящейся к пенитенциарному ведомству. С августа 1981 года Надежда Липник преподает в вечерней школе рабочей молодежи при ИТК14/1. Теперь это исправительное учреждений называется ЛИУ-1, а образовательное заведение именуется филиалом барнаульской вечерней (сменной) общеобразовательной школы №1 краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».

Надежда Липник. Фото: Из архива героя публикации

«Вместе с администрацией колонии мы, учителя, видим свою главную задачу в том, чтобы люди, пришедшие сюда преступниками, выходили на свободу с настроем на нормальную жизнь: устраивались на работу, заводили семьи, воспитывали детей», - говорит Надежда Павловна.

Она вспоминает, что вопросы образования осужденных всегда были в приоритете. В 80-90-е годы школа занимала двухэтажное здание. В классах числилось по 25 учеников. В вечернюю смену приходилось даже дополнительные табуретки ставить. Нерадивых учащихся «прорабатывали» на советах родственников и воспитателей.

Учителя в отрядах читали лекции на различные темы, готовили конференции, диспуты, вели клубы выходного дня. Гостями учреждения были Герой Советского Союза летчик Николай Малахов, женщина-водитель тяжелого танка Ольга Сотникова, писатель Лев Квин и поэт Вильям Озолин, работники краевых музеев, барнаульского планетария, студенты и преподаватели института культуры.  Все эти мероприятия, в первую очередь,  проводились с целью показать осужденным, что есть другая – не криминальная, а яркая и интересная – жизнь.

парта
В школе. Фото: pixabay.com

А еще в школе зародились традиции, которые живы и по сей день. Например, Надежда Павловна «переформатировала» ставшую популярной в начале девяностых телеигру «Поле чудес», под тематику 23 февраля – главного армейского праздника страны. И каждый год осужденные ждут эту интеллектуальную викторину; знания по военной истории России им оказались действительно интересны.

Событий, новаторских практик, удивительных учительских судеб за годы существования этого учебного заведения было немало. В честь его 60-летия педагоги под руководством заведующей барнаульским филиалом вечерней школы №2 Елены Пузырной решили воссоздать историю школы и выпустить книгу. Надежде Павловне была поручена вся архивная работа. И сегодня, четыре года спустя, вместе со всеми коллегами она гордится результатом проделанной работы – книгой «Путь длиной в 60 лет».  

«Спасибо» как награда

Конечно же, учитель Липник помнит многих (да практически всех!) своих учеников. Самый «возрастной» - Валерий Васильевич – был ее ровесником. «У него был отличный почерк!», - говорит Надежда Павловна. Самый упорный в освоении математической науки – Виктор Кириллович. «Он родился в год полета Гагарина в космос, - улыбается учительница. – Однажды я, рассказывая об 11 апреля 1961 года, обратилась к Виктору Кирилловичу, который выглядел гораздо старше своих лет: «Ну, Вы-то уж помните об этом?». Он засмеялся: «Я об этом с пеленок помню!». С чувством юмора был ученик».

«Я часто говорю им, что жизнь человека можно уместить в систему координат, - говорит опытный математик. – У кого-то система из двух осей: на одной намечены годы, на второй – материальные блага. Самые же счастливые люди живут в трехмерной системе. У них есть ось, которая предназначена для полета, для мечты, для жизни духа».

Она радуется, когда узнает, что судьба бывшего ученика сложилась по-доброму. Недавно в супермаркете столкнулась с одним таким. Мужчина окончил музыкальное училище, женился, воспитывает ребенка. Учительницу свою узнал даже в маске, поздоровался, сказал «спасибо».

«Такое «спасибо» - высшая награда для меня», - говорит Надежда Павловна.

За долгую педагогическую жизнь у нее только однажды не было праздника Дня знаний: в прошлом году из-за ограничительных мероприятий в регионе ее, достигшую возрастной категории «65+», отправили в изоляцию. И хотя и в домашних условиях опытный педагог не скучала, а осваивала новые компетенции благодаря различным образовательным онлайн-марафонам,  разрешения на очную встречу со своей школой, коллегами и учениками ждала с нетерпением.

«Что скажу ученикам 1 сентября? Скажу, что те, кто сел за школьную парту, сделали верный шаг. Ведь аттестат об окончании школы – одно из главных и, увы, немногих полезных вещей, которые осужденные выносят после отбытия наказания в дальнейшую жизнь», - убеждена Надежда Липник.

Кстати
По российскому законодательству, осужденные к лишению свободы лица, не достигшие 30 лет, в обязательном порядке получают начальное общее, среднее общее и основное общее образование. Достигшие этого возраста, а также инвалиды I или II группы получают основное общее или среднее общее образование по их желанию. В прошлом учебном году в вечерних (сменных) школах при исправительных учреждениях УИС края обучалось 648 осужденных. Документы об основном общем образовании получили 28 выпускников, о среднем общем образовании – 165 человек.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах