Примерное время чтения: 5 минут
2249

Территория трезвости. Как женсовет ввел «сухой закон» в алтайском селе

«Территория трезвости» появилась в Республике Алтай около тридцати лет назад. В двух селах – Боочи и Кулада – до сих пор не продают алкоголь. И дело не в религиозных запретах, войну алкоголю объявили местные женщины.

О том, как проходил эксперимент и чем он закончился, рассказала глава поселения Валентина Паянтинова, которая первой ввела запрет на продажу алкоголя.

Безалкогольная свадьба

Села Боочи и Кулада, где до сих пор не торгуют алкоголем, находятся в священной для алтайцев Каракольской долине, в 200 км от столицы Республики Алтай. Впервые продавать алкоголь здесь запретили больше 30 лет назад по инициативе председателя сельсовета Валентины Паянтиновой.

Бывшая учительница начальных классов, активистка говорила со всеми пьющими семьями, ходила домой к дебоширам, «гоняла» пьяных в клубе. «Я подключила женсовет. И дежурства мы организовывали, и товарищеский суд ввели», - рассказала Валентина Паянтинова Русской службе Би-би-си.

Через несколько лет на республиканском съезде коммунистической партии председателю сельсовета в качестве эксперимента предложили провести в селе безалкогольную свадьбу. «Я согласилась по молодости, 30 лет, я была очень честолюбивая. Мне было стыдно сказать «нет». Но когда я вышла на улицу — то ой», - говорит Валентина Паянтинова.

Никто из односельчан идею не одобрил, муж назвал авантюристкой, сказал, что теперь семью будут ненавидеть, проходу не дадут. Но Валентина все-таки собрала сход жителей и стала всех убеждать, мол, давайте покажем, что мы сможем. Рассказала, что из райцентра обещали прислать артистов и технику для дискотеки.

В то лето собирались пожениться шесть пар, Паянтинова предложила провести все свадьбы в один день и сделать их безалкогольными. Двое молодоженов оказались бывшими учениками председателя сельсовета и не смогли ей отказать. Еще один новобрачный, брат председателя колхоза, не мог подвести родственника и тоже согласился. Оставшиеся пары не захотели быть «белыми воронами», к тому же Паянтинова провела беседу с их родителями.

«Ведь с нашей алтайской арачкой, самогоном из молока, всю ночь могли сидеть, никто не дебоширил и не перепивал. Вот я им и говорю, что наши предки не так пили, как мы, а теперь все напиваются до ужаса и дерутся, а свадьба же хороший праздник, - говорит Валентина Паянтинова. – Ну, люди — куда деваться — согласились! Народ был другой, сейчас такое я бы уже не провернула».

В июне 1985 года шесть пар из Кулады и Боочей расписались, провели традиционные обряды и отправились на стадион, где устроили спортивные состязания, а вечером была дискотека в клубе. Ни одной бутылки алкоголя на столе не было: необычную свадьбу снимали корреспонденты, и местные «держались». Некоторые, конечно, ходили за угол, но никто не напился.

Пошли на хитрость

За трезвые свадьбы Валентине Паянтиновой от МВД подарили золотые часы, а от облисполкома – «Москвич». Сельский женсовет заговорил о том, чтобы вовсе запретить продажу алкоголя в Куладе и Боочах. Мужики были против. Началась настоящая «борьба полов», каждая сторона приводила свои аргументы. Тогда женщины пошли на хитрость: решили провести сход села втайне от мужчин.

«На сход пришли все женщины села и четверо мужиков, которые как-то узнали, — рассказывает Паянтинова. — И в апреле 1986 на селе оказалось только четыре голоса против запрета продажи алкоголя — вот от этих мужиков».

Так была создана зона трезвости. Женсовет штрафовал участников пьянок, после трех предупреждений любителей выпить отправляли на принудительное лечение. Валентина Паянтинова говорит, что многие тогда ее ненавидели. Ходили слухи, что даже собирались отравить.

Несладко пришлось детям и мужу, дело чуть не дошло до развода. Спасло то, что супруг Валентины был человек авторитетный и непьющий, работал электриком и киномехаником, к нему часто обращались, чтобы что-нибудь починить.

В 1986 году Валентина Паянтинова пошла на повышение и переехала в райцентр. Вернулась, когда развалился Советский Союз. К тому времени в Куладе снова запили, у многих были огромные долги за пиво, чабаны прогуливали работу из-за пьянства.

«Ну, я снова женщин собрала, и все очень просто на этот раз согласились, что надо снова запрещать. Так я просидела 10 лет — ни зарплаты, ни денег, хаос», - говорит Валентина Паянтинова.

В 2000 году она уехала из села в Горно-Алтайск, где проработала в аппарате правительства до пенсии. А в 2013 году Паянтинова снова была избрана главой поселения и снова ввела «сухой закон». На этот раз было юридическое обоснование (запрет на продажу алкоголя возле школ и детских садов), да и местные жители поддержали.

Водителей, которые привозили водку и боярышник и продавали из багажника, быстро отвадили. Участковый буквально «притащил» «бутлегеров» на общий сход, где им все доступно объяснили.

Жизнь в Куладе наладилась, появились добротные дома, преступности почти нет.  Два раза в год в магазины по распоряжению главы села завозят вино и шампанское – перед Новым годом и Международным женским днем. Продают алкоголь только женщинам. Вино – не водка, считает Паянтинова. Да и культура питья у женщин другая: отпраздновали с подружками, а на следующий день на работу.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах