Суровый Тигирек. Алтайский заповедник открыли для туристов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Алтай 23/09/2015
Алексей Зырянов / Из личного архива

Когда мне и ещё почти трем десяткам моих коллег со всей страны предложили отправиться в Тигирекский заповедник, чтобы своими глазами увидеть все величие и красоту первозданной природы, я согласилась не раздумывая.

Фото: Из личного архива/ Алексей Зырянов

Не остановили меня ни прогноз погоды (синоптики обещали проливные дожди и ночные заморозки), ни «страшилки» про ядовитых змей и медведей, ни необходимость четыре дня бродить по горам и пещерам.

Мое сердце замирает каждый раз, когда речь заходит о сизой дымке над полями, о заснеженных горных вершинах и о рассветах и закатах вдали от городов. Остальное – пустяки, дело житейское.

На вездеходах

«Алтайтурцентр», организовавший пресс-тур для федеральных СМИ, назвал наше приключение экологической экспедицией. Журналистам, фотографам и блогерам из Барнаула, Новосибирска, Омска, Тюмени и Москвы предстояло понять, что такое экологический туризм, и рассказать о нем своим читателям.

Мы знали лишь то, что Тигирекский заповедник – единственный в Алтайском крае и находится он на территории Краснощёковского, Третьяковского и Змеиногорского районов.

О Тигирекском заповеднике мы знали очень мало. Фото: Из личного архива/ Алексей Зырянов

Нам предстояло добраться до заповедной территории по лесовозной дроге со стороны горы Синюхи, поэтому в путь мы отправились на настоящих «вездеходах» – усовершенствованных УАЗах, которые способны преодолеть и пустыню, и болото.

Первым сюрпризом для меня стало то, что нашим водителем будет Дмитрий РОМАНОВ, двукратный чемпион Сибири по трофи-рейдам. До села 8 Марта мы доехали, не заметив ни ухабов, ни нескольких часов в пути. Всю дорогу слушали увлекательные истории о соревнованиях внедорожников и путешествиях по Монголии и Алтаю (для Дмитрия такие поездки – не только увлечение, но и работа).

Наши вездеходы. Фото: Из личного архива/ Алексей Зырянов

Пообедав в местном кафе и оставив вещи в гостевом доме, мы отправились покорять Синюху – самую высокую гору Колыванского хребта (1210 м над уровнем моря).

«Синюха – это местный Афон. Гору считают священной, все лето сюда совершают восхождения православные верующие, – рассказывал нам во время подъема проводник Геннадий. – На вершине установлен крест, поклониться которому идут те, кто долгие годы мечтают о ребенке. А на середине пути мы увидим родник. Умоетесь, и усталость как рукой снимет».

Проводник не обманул, после привала идти стало проще, и подъём в итоге не занял и двух часов. К тому времени погода начала портиться: поднялся сильный ветер, пошёл дождь.

На вершине Синюхи. Фото: Из личного архива/ Евгения Смолякова

Прижавшись друг к другу, мы восхищались открывшимся пейзажем: разноцветье смешанного леса и озеро Белое у подножия горы.

Промокнув и продрогнув, начали спускаться. Внизу нас ждал вкусный ужин, баня и последний на нашем маршруте сон в привычных условиях. Уже завтра ночевать будем на кордоне заповедника.

На абордаж!

Добираться в Тигирекский заповедник предстояло по лесовозной дороге. Всю ночь перед выездом шёл дождь, и дорога превратилась в болото. Огромные колеи, заполненные водой, крутые спуски и подъемы, глубокие броды через горные речки вселяли ужас и восхищение одновременно.

Кое-где дорогу приходилось строить своими руками. Фото: Из личного архива/ Алексей Зырянов

Первым следовал «Чип» – экипаж Александра Чернюка. За «Чипом» – «Гайка», которая перевозила не только журналистов, но и большую часть наших вещей. А замыкал колонну наш «Дейл».

«Так мы наверняка сможем вытащить «Гайку» лебедкой, если поблизости не окажется деревьев», – объяснил нам наш водитель Дмитрий. Спустя несколько минут мы узнали, что такое лебедка и почему без нее лучше не попадать на лесную дорогу.

«Гайка» соскользнула в глубокую колею с жидкой грязью. Я была уверена, что выбраться оттуда у нее не получится и оставшуюся часть пути нам придется идти пешком.

Казалось, положение безвыходное. Фото: Из личного архива/ Алексей Зырянов

Но для наших водителей нет ничего невозможного: пара манипуляций, и мы снова в пути. До следующей ямы.

«Однажды в тайге возле Телецкого озера мы за сутки проехали 250 метров, – подбадривал нас водитель Дмитрий, когда у «Гайки» разбортовалось колесо. – Так что еще хорошо идем, не переживайте».

А мы уже, действительно, начали нервничать. В заповедник мы опаздывали на несколько часов, а сообщить о том, что всё хорошо, не получается – связи нет.

Добраться до места назначения мы смогли лишь к вечеру. Все в грязи, уставшие и голодные. Нас отогрели у костра, накормили горячим супом и отправили смотреть кино о Тигирекском заповеднике и его обитателях. После сеанса мы пообщались с теми, кто посвятил жизнь защите дикой природы.

Вечерние посиделки в кинотеатре. Фото: Из личного архива/ Алексей Зырянов

По словам Павла ДЕРИШЕВА, заместителя директора по охране территории заповедника, хоть заповедник и крайне мал, проблем много, но сохранить редких животных инспекторам помогает сама природа. Ближайший населенный пункт и дороги находятся довольно далеко, и браконьерам приходится потрудиться, чтобы попасть сюда.

Заповеднику угрожает другая опасность. Сейчас его территория напоминает разорванное лоскутное одеяло, а «потерянный» лоскуток находится на территории Чарышского района – там, где разрешена охота. И это настоящая головная боль для сотрудников заповедника.

«Животным ведь не объяснишь, что вот она черта, за которую заходить нельзя», – говорит Павел Деришев.

Тигирекский заповедник - самый маленький в Сибири. Фото: Из личного архива/ Алексей Зырянов

У Павла ГОЛЯКОВА, директора заповедника, более веские доводы в пользу расширения территории:

– Существует классификация, согласно которой площадь заповедной территории в Сибири должна составлять не менее 200 тыс. га. Все заповедники с меньшей территорией не могут стать саморегулирующейся системой. Площадь Тигирекского заповедника – около 42 тысяч га, еще чуть более 26 тысяч га – площадь буферной охранной зоны. Это самый маленький заповедник в Сибири.

Учёные просчитали, как безболезненно для местного населения и экономики расширить территорию еще на 85 тысяч га. По их мнению, это позволит не только сохранить жизнь животным, но и развивать экологический туризм в буферной зоне.

На вершине

Решение открыть заповедные территории для туристов было принято на уровне федерального правительства. Так на кордоне в Тигирекском заповеднике появились летние домики и столовая для гостей с «большой земли», а кузов штатного ГАЗ-66 приспособили для заброски групп в труднодоступные места.

Особо терпеливые смогли познакомиться с обитателями заповедника. Фото: Из личного архива/ Руслан Олинчук

Туристы бродят в охранной зоне заповедника под присмотром опытных инструкторов. Пустить сюда неорганизованные группы туристов – значит поставить крест на главной идее экологического туризма: просвещении и воспитании.

Юрий СУВОРОВ и Александр МЕДВЕДЕВ – единственные предприниматели, кто сотрудничает с заповедником в сфере развития туризма. Они оборудовали на маршруте несколько стоянок и следят, чтобы кругом был порядок. Вы не увидите здесь ни окурка, ни пластикового пакета.

«Люди со всей страны едут сюда, чтобы увидеть первозданную красоту природы, – говорит Юрий Суворов. – И посмотреть здесь есть на что. Помимо уникальных памятников природы (Разрез силура Тигирек, Лог Страшной, многочисленные пещеры) на территории заповедника находятся объекты горно-рудного дела середины XIX века, а также сохранившиеся до наших дней объекты Колывано-Кузнецкой оборонительной линии».

Пещера Ящур. Фото: Из личного архива/ Павел Силиненко

В заповеднике работает экологическая тропа, по которой проводят школьников, и несколько маршрутов для туристов.

«Мы стараемся сделать путешествие по заповеднику запоминающимся, придумываем оригинальный сценарий для каждого тура, рассказываем много легенд и реальных историй, – говорит Юрий Суворов. – Когда водим людей в пещеры, даем им почувствовать себя древними людьми: наряжаем их в шкуры и фотографируем. В соцсетях такие фотографии хорошо расходятся, а для нас такое «сарафанное радио» – только плюс».

Особый интерес Тигирек представляет для спелеологов и спелеотуристов. В окрестностях села находится несчетное количество пещер. Многие из них признаны памятниками природы и активно исследуются, но большинство по-прежнему остаются неизученными, а какие-то только из них только предстоит открыть.

Тигирек - рай для спелеологов. Фото: Из личного архива/ Михаил Мамаев

Сейчас все внимание спелеологов приковано к плато Небо. Именно там, по мнению Юрия Суворова, еще предстоит сделать главное научное открытие.

«На плато Небо находится огромный водосбор и ручей, который уходит под землю. В качестве эксперимента в ручей высыпали 2 ведра марганцовки. Через 17 км эта марганцовка окрасила в розовый цвет Иню. Прибор из космоса показывает, что там пустота. Сейчас все пытаются попасть внутрь».

В плену Тигирека

Два дня мы провели в горах: спускались в пещеры, поднимались на вершины, преодолевали горные реки и ручьи, но не увидели и половины из того, чем славится Тигирек. Не позволили погода и дефицит времени. Что ж, это хороший повод вернуться сюда снова!

Тигирек не отпускал нас – на обратном пути «Гайка» заглохла посреди реки Ини, вызволять ее пришлось по пояс в воде.

Фото: Из личного архива/ Алексей Зырянов

Тигирек «не отпускает» до сих пор. Он навсегда останется в памяти этаким суровым седым стариком, улыбку которого еще нужно заслужить.

Справка

Тигирекский заповедник – единственный заповедник в Алтайском крае, самый маленький в Сибири. Его площадь – более 41 тыс. га, площадь буферной зоны – еще 26 тыс. га. Создан в 1999 году для сохранения типичных для Западного Алтая ландшафта, растительности и биологических ресурсов.

Также вам может быть интересно