Сергею Шевыреву 73 года, из них 52, можно сказать, провел в небе, ведь он летчик гражданской авиации. Окончив Краснокутское летное училище, устроился пилотом на Ан-2, опылял поля, работал на Кубани, в Туркменистане, а затем переучился работе на Ил-76 и пассажирском Ту-154, на которых облетел практически весь мир.
Небо для Сергея что дом родной. В 2004 году, он попал под сокращение, но с полётами прощаться не захотел и собрал свой маленький одноместный самолет, чтобы, как говорит пилот, продолжить «общаться с небом».
«Одинаковых полетов не бывает»
Мария Леонова, altai.aif.ru: Сергей, расскажите, как вы стали летчиком? Мечтали об этом с детства?
Сергей Шевырев: Честно говоря, когда учился в школе, мечтал работать машинистом на железной дороге, но после 8 класса пошел в вечернюю школу, затем стал работать слесарем-клепальщиком в аэропорту. Там я с самолетами и познакомился, и буквально влюбился в них. Пообщался с летным составом, с летчиками, они мне рассказали об этой работе, и я решил поступать в летное училище. И не пожалел ни разу за всю жизнь.
- А что вас привлекает в небе? Почему вы его так любите?
- Летная работа прекрасна тем, что одинаковых полетов не бывает. Каждый день мы совершали рейс Барнаул-Москва, и каждый полет был разным. Погодные условия, обстановка. В небе очень красиво, чего только стоят облака! Мы, пилоты видим все это сверху, они там во много раз красивее. Когда летали в Индию, заходили на посадку в Дели, и вот там облака вертикального развития, от земли поднимаются на 15 км, а между ними летают орлы. Эту красоту не передать словами!
«Сделаешь все, чтобы спасти пассажиров»
- Ваша профессия сопряжена с риском. Были какие-то нештатные ситуации?
- Конечно, были. На Ан-2 при взлете как-то отказал двигатель, но все закончилось благополучно - была свободная площадка и удалось сесть. На Ту-154 тоже двигатель отказывал, но там их три, поэтому если один откажет, можно и на двух долететь.
- А страшно в такие моменты?
- У меня за штурвалом страха нет вообще. Потому что я знаю, на что способен, и в любом случае сделаю все, чтобы и пассажиров спасти и себя. А вот когда лечу пассажиром, то волнение есть, это естественно. Мы должны бояться, потому что в любом случае это неизвестность. Самолеты все-таки бьются. Причины разные – погода, отказ приборов, да и летчики, бывает, ошибаются.
- За вашу летную практику какие яркие воспоминания остались?
- У меня каждый был день яркий. Я счастливый человек, у меня была прекрасная работа, от которой я получал удовольствие. Рвался на нее, ждал очередного рейса. Плюс освоение новой техники. Когда переучивался с Ан-2 – это маленький одномоторный самолет «кукурузник» - на Ил-18, мне показалось что это кабина космического корабля. Огромный самолет, четыре двигателя, 100 пассажиров – красота! В своей профессии я состоялся и летаю до сих пор.
«На мечту не грех потратить столько, сколько нужно»
- Да, кстати, расскажите о самолете, который собрали сами.
- Когда я еще работал, понимал, что закончится и эта деятельность, но хотелось продолжить полеты. И я уже тогда, года с 1980-го, начал брать списанные приборы, но они были рабочие. Для маленького самолета взял высотометр, указатель скорости и прочее. То есть, уже тогда поставил себе эту цель – свой маленький самолет. В итоге с товарищем Алексеем Плотниковым собрали его. Алексей отвечал больше за техническую часть, ну и мои знания слесаря тоже помогли.
- Это ваша разработка? Как много времени ушло на то, чтобы самолет в итоге взлетел?
- Нет, это копия американского «Орла». На все сборы у нас ушло примерно года четыре. Все схемы есть в интернете, они не сложные, а мотор у нас от скутера «Хонда», 50 л.с., но для одноместного самолета этого достаточно. Сложность основная в том, чтобы найти нужные запчасти, дождаться их, ну и все упирается в деньги, конечно.
- Сколько потратили на него? Дорогой самолет вышел?
- Ой, даже говорить об этом не хочу. Не считал. На мечту не грех потратить столько, сколько нужно.
- Разрешение на самолет и на полет нужны?
- Конечно, на полет обязательно, ведь в воздушном пространстве не только я летаю, там и МЧС, и военные. Я подаю заявку в Новосибирск, там все анализируют и либо разрешают полет, либо нет. А на самолет такого типа ничего не нужно. Любой может такой построить и летать на нем. Если умеет.
- Когда взлетали, уверены были в том, что он полетит или все же сомневались? Что-то не докрутили, не досмотрели…
- Волнение, конечно, было. Это опасно, безусловно, но знаю законы физики и аэродинамики, поэтому уверенности больше. Перед полетом все внимательно осматриваю, все схемы изучаю. Да и я не сразу поднимаюсь на высоту. Сначала надо над землей попрыгать, пролететь на высоте одного метра, приземлиться. Все попробовал – все управляется и можно на круг идти, то есть подниматься на высоту. Но нет уверенности в прочности. Выдержат ли болты, материалы, поэтому волнуюсь, как без этого…
- Судя по тому, что вы рассказываете, вы очень рисковый человек...
- Да, пожалуй, это так. Но если бояться все время, то долго не будешь летать. Если у тебя постоянно мысли о том, что вдруг что-то случится, то лучше не летать вообще. Как уже говорил, когда я за штурвалом, то страха нет. Мне что на велосипеде проехать, что на самолете пролететь. Ну, и я верующий человек и надеюсь на Бога. Была у меня ситуация критическая, когда шансы были 50\50. Резко изменилась погода и все аэродромы закрылись. Я в воздухе, а керосина на 30 минут. И тут я помолился: «Господи, спаси и сохрани». Погода поменялась, притом, что по самому нижнему пределу допустимого – нужно было 18 м\с боковой ветер, и он таким и был, видимость – 900 и такая видимость и была. В общем, приземлились.