Примерное время чтения: 8 минут
954

Самая красивая дорога России. Топ-10 фактов к 100-летию Чуйского тракта

Чуйский тракт - единственная дорога России, которая вошла в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира.
Чуйский тракт - единственная дорога России, которая вошла в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира. / Дарья Галеева / АиФ

Туристические ворота Алтая, объединяющие в себе самые красивые места сразу трех регионов России - Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. 26 мая легендарному Чуйскому тракту исполняется 100 лет. Рассказываем интересные факты о дороге, общей площадью 1155 километров, которая начинается в Новосибирске и заканчивается на границе с Монголией.

Это одна из самых красивых дорог в мире

Чуйский тракт - единственная дорога России, которая вошла в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира по версии научно-популярного журнала «National Geographic».

«Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно, что пересечь всю Россию…», - пишет издание.

Кстати, Чуйский тракт объединяет в себе четыре климатических пояса, начиная от лесостепи, заканчивая высокогорной каменистой пустыней, которые можно посмотреть за один день.

Путешествуя по Чуйскому тракту, можно увидеть самые известные реки Горного Алтая - Катунь, Бию и Чую
Река на Чуйском тракте. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

Также, путешествуя по Чуйскому тракту, можно увидеть самые известные реки Горного Алтая - Катунь, Бию и Чую, оценить красоту природы сразу трех регионов.

Почему тракт называется Чуйским?

Чуйский тракт имеет многовековую историю, на протяжении которой он соединял регионы Сибири со странами Азии. Первое упоминание о дороге встречается в тысячелетних китайских манускриптах. В них говорится о северном ответвлении Великого шелкового пути, сегодня известном как Чуйский тракт. Одно из первых названий дороги было Мангульский тракт, а через несколько веков её назвали в честь самого важного притока Катуни - реки Чуя.

Примечательно, что только в 1914-1916 годах была проведена работа по проектированию кратчайшего и наиболее удобного пути на тракте, которую провел Вячеслав Шишков (техник путей), а в 1922 году Чуйский тракт стал дорогой государственного значения. Тогда началась его реконструкция по проектам Шишкова.

Какое отношение имеет Петр 1?

Сохранились узкие тропы в скалах Чуйского тракта, которыми пользовались в X-XII веках. По ним ходили торговые караваны.  Этот маршрут включал и место слияния Бии и Катуни, где Петр 1 издал приказ построить Бикатунскую крепость в 1709 году. Данное место было стратегически важным, так как находилось вблизи переправы и позволяло контролировать перемещение вражеских войск. В 1710 году этот острог сыграл важную роль в отражении атаки джунгарской армии на Кузнецкую крепость.

Позже вокруг Бикатунской крепости начали селиться купцы-чуйцы из Змеиногорска и Бийска, которые торговали с алтайскими племенами. На берегах Чуи проходили ярмарки, на которые приезжали торговцы из Монголии и Китая.

Первый в Советском союзе подвесной мост

На Чуйском тракте построили первый в Советском союзе двухцепной висячий мост. Его возвели в 1936 году над рекой Катунь рядом с селом Иня по проекту студента Сергея Цаплина.

Строили сооружение заключённые, которые вручную натягивали тросы и крутили гайки. В народе Ининский мост прозвали «дембельским», потому что многих строителей них отпустили на волю после завершения работ.

Отметим, что общая длина настила составила около 142 метров. Открытие моста в разы улучшило интенсивность движения на этом участке. Только в 1970 году над рекой построили рядом железобетонный мост, а в 1994 году строение Цаплина признали памятником архитектуры.

 Чуйский тракт имеет многовековую историю, на протяжении которой он соединял регионы Сибири со странами Азии.
Чуйский тракт имеет многовековую историю, на протяжении которой он соединял регионы Сибири со странами Азии. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

Верблюдоходки в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны из Монголии в Бийск по Чуйскому тракту шли караваны верблюдов с гуманитарной помощью для Красной Армии. Самый большой караван в 1942 году на железнодорожную станцию Бийска доставил более пяти тысяч фуфаек, 10 тысяч полушубок, 22 тысячи пар носков и варежек из шерсти верблюда, а также семь тонн сушеного мяса.

Кстати, для верблюдов этот путь оказался не из лёгких, так как на перевалах они скользили и ранили ноги, потому что у них нет копыт, как у лошадей. Также этим животным было тяжело пережить низкие температуры.

Первый водитель на Чуйском тракте

Первый водитель проехал по Чуйскому тракту в 1925 году. Его звали Николай Михайлов. Он ехал на легковом автомобиле с подъёмным тентом. Когда было создано предприятие «Совавто», занимающееся перевозкой экспортно-импортных грузов, то по тракту стали ездить на «Лянчах», «Спа» и «Фордах».

Интересен факт, что наряду с мужчинами на Чуйском тракте можно было встретить и женщин за рулем. Известно, что одной из первых  начала работать по собственному желанию шофером в 18 лет Мария Панкова, хотя профессия была тяжелая и опасная. Однажды, когда девушка ехала по Курайской степи, у машины заглох мотор. Автомобиль окружили волки, девушка просидела в кабине до утра, пока на этом участке не появился случайный грузовик.

Курганы и петроглифы

Передвигаясь по Чуйскому тракту, можно изучить и древнейшую историю. Например, недалеко от села Тигирек есть Лев-гора, где были обнаружены камни, обработанные древними людьми. Форма пород свидетельствует о том, что они могли использоваться как жертвенники.

Также сохранилось множество курганов, в которых хоронили мумий. Им более пяти тысяч лет. Один из них есть у реки Сентелек - полуметровые пирамиды в форму ступней.

В урочище Калбак-Тащ, до которого тоже можно добраться по Чуйскому тракту, есть знаменитые петроглифы. Они представлены различными рисунками древних людей. Их временной период создания от неолита до древнетюркской эпохи.

Гимн чуйских шофёров

У Чуйского тракта даже есть песня, которую, можно сказать, считают народной. Также ее называют и «гимном чуйских шоферов». Слова к песне написал Михаил Михеев:

«Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был один там отчаянный, строгий.
Звали Колька его, Снегирев».

Кстати, на Чуйском тракте есть и памятник Кольке Снегиреву, о котором поется в песне. Его образ символизируют дань памяти и благодарность всем шофёрам, которые осваивали Чуйский тракт.

Первый водить проехал по Чуйскому тракту в 1925 году.
Первый водитель проехал по Чуйскому тракту в 1925 году. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

Фильмы о Чуйском тракте

Советский режиссер родом из Алтайского края Василий Шукшин снял фильм «Живёт такой парень», в котором Чуйский тракт – элемент сюжета, а главный герой - обычный шофер Пашка Колокольников, влюбленный в жизнь.

Еще один фильм про Алтай, путешествуя по Чуйскому тракту, снял современный российский музыкант Гарик Сукачев. Документальное кино «То, что во мне» впервые показали в финале Шукшинского кинофестиваля в Сростках.

Музей Чуйского тракта

Чуйский тракт - одна из немногих трасс в России, о которой открыли специальный музей. Он находится в Бийске. Кстати, именно у музея установлен знак нулевого километра.

В этом культурном учреждении собрана вся история Чуйского тракта. Все карты, планы, фотографии, модели автомобилей и артефакты, которые находили археологи во время строительства, и многое другое. Кроме того, в музее представлен весь Чуйский тракт в миниатюре.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах