Примерное время чтения: 6 минут
1828

«Разливное больше не пью». Бывший хозяин наливайки - об изнанке бизнеса

В некоторых регионах России люди насмерть отравились напитком, который производитель позиционировал как сидр. Больше всего погибших - 20 человек - в Ульяновской области, также жертвы яда есть в Самарской и Нижегородской областях, Удмуртии. Счет погибших уже подошел к трем десяткам. Бутылки с «Мистером сидром» теперь ищут и изымают по всей стране. 

А покупали эту отраву в основном в магазинах разливных напитков. В Ульяновской области среди жертв есть даже продавец такого заведения, которая попробовала свой же товар. 

В комментариях к постам чиновников о трагедии люди призывают закрыть эти торговые объекты, которые в народе называют «наливайками», «разливайками» и «пивнушками». А как предприниматели в России ведут этот бизнес, пьют ли эти напитки сами, и сколько денег зарабатывают на таких точках?

Мы задали эти и другие вопросы Андрею - предпринимателю из одного из сибирских регионов, который три года занимался разливным бизнесом, но закрыл свои магазины.  

Документы на каждую чипсинку 

У Андрея было две точки в разных районах региональной столицы. Там продавался вполне стандартный набор: разливные напитки, в том числе сладкие сидры, бутылочные, закуски к ним. Как говорит бизнесмен, с поиском поставщиков проблем вообще никогда не было - фирм, которые это всё производят, - множество. Более того, они сами ищут, куда сбывать свой товар. 

«Торговые представители сами приезжают и предлагают свою продукцию. Информация о них всегда есть в открытом доступе. Я старался выбирать крупных поставщиков, известных в нашем регионе, но всё равно работать по принципу: доверяй, но проверяй - изучал документы на продукцию (а декларации соответствия должны быть чуть ли не на каждую чипсинку), сверял сроки годности при приёмке товара: когда напиток разливали в кеги, сколько осталось времени до того, как он испортится», - рассказывает Андрей. 

С клиентами у таких точек проблем тоже обычно нет. Предприниматель описывает тех, кто приходил к нему в магазин так: этим напиткам все возрасты покорны - от студентов и до пенсионеров. 

«Больше половины клиентов наших точек - это молодые люди примерно от 18 до 35 лет. Понятно, что сладкие сидры, о которых сейчас все говорят из-за ЧП, чаще всего покупали девушки или совсем юные ребята», - отмечает бизнесмен. 

Проверки только по жалобам? 

На вопрос, как обычный клиент может оценить, не продают ли в наливайке опасные для здоровья и жизни напитки, предприниматель отвечает: «Клиент видит только внешнюю оболочку: чисто ли в магазине, какой там запах. К примеру, если в заведении пахнет кислым пивом, оттуда 100% надо уходить - там, скорее всего, санитарные нормы нормально не соблюдают. Но верный способ понять, не подсовывают ли вам просрочку или вообще суррогат, - просить документы на тот напиток, который вы покупаете. И если вам эти документы не дают - бежать».

Этого, правда, почти никто не делает. Как говорит Андрей, за три года декларации соответствия, которые подтверждают качество и безопасность продукции, у него просили всего несколько раз. «Обычно это покупателям не интересно», - говорит он. 

А вот представителям надзорных органов интересно. Свой разливной бизнес сибиряк начал еще до того, как на плановые проверки предприятий малого и среднего бизнеса в стране наложили мораторий. Впервые это случилось в 2020 году из-за ковида, в 2022-м мораторий продлили из-за санкций. Проверяют предприятия сейчас в основном по жалобам.  

«За то время, что я работал, ко мне приходили с проверками, наверное, раз шесть, и половина этих случаев - из-за жалоб. Одна моя точка находилась в жилом комплексе и очень не нравилась некоторым жильцам-пенсионерам. Они писали на меня заявления в налоговую и Роспотребнадзор. Их представители ко мне, конечно, приходили. Вот они смотрели всё: документы на продукцию, площадь помещения (она не может быть меньше определенной цифры, но в разных регионах - разная), расстояние от школ, детских садов, больниц (оно тоже не может превышать определенных норм), а еще то, соблюдаю ли я санитарные требования», - рассказывает Андрей. 

Где хранятся кеги, и моют ли краны? 

По словам бывшего владельца наливаек, сейчас, когда он знает все нюансы такого бизнеса изнутри, разливные напитки больше не пьёт. Говорит: даже если продукт изначально безопасный и качественный, нет гарантии, что его не испортил продавец неправильным хранением, например. 

«Если я и беру алкоголь, то бутылочный - тот, что продается в заводской упаковке, от понятных производителей. На этикетке обычно указано, где сделан напиток, кем, когда и до какого времени годен. С разливным алкоголем сложнее - я не вижу, откуда его льют, и не знаю наверняка, соблюдают ли в точке санитарные нормы».

Оборудование пивное, все эти краны нужно периодически полностью промывать. Организовать это не так уж и сложно, но такие услуги стоят дополнительных денег.

Например, кеги, в которых хранится разливной алкоголь, по словам предпринимателя, должны находиться в холодильной установке, где поддерживается определенная температура, а оборудование, с помощью которого непосредственно разливают напитки по бутылкам, должны проходить постоянное обслуживание. 

«Это оборудование, все краны нужно периодически полностью промывать. Организовать это не так уж и сложно - некоторые поставщики напитков предоставляют такую услугу. Но она, естественно, стоит дополнительных денег», - говорит Андрей. 

О том, почему закрыл свои магазины, он говорит без подробностей: мороки было много, а выхлопа мало. Две точки приносили ему около 80 тысяч рублей прибыли в хороший месяц, притом, что работал он на них едва ли не 24 на 7 - сам стоял за прилавком. 

«Я думаю, этот бизнес приносит хороший доход тем, кто смог открыть сеть: 3 - 5 точек, или нашел очень хорошее проходимое место. Всем небольшим предпринимателям, скорее всего, приходится на чем-то экономить. Я, например, пытался экономить на продавцах. Как минимизируют свои расходы другие, могу только догадываться». 

Специалисты Роспотребнадзора советуют: 

  • Не покупайте спиртные напитки, в том числе слабоалкогольные, с рук или через интернет. Их можно приобретать только в местах санкционированной торговли. 
  • Не стесняйтесь требовать у продавца декларацию соответствия, подтверждающую качество и безопасность товара.
  • Избегайте напитков с сильным запахом ароматизаторов – это может быть способом скрыть нежелательную примесь.
  • Не покупайте пиво и пивные напитки со вкусом экзотических фруктов, которые не растут в регионе, где этот напиток был изготовлен. Высока вероятность, что вам продадут разливной напиток с красителями, ароматизаторами и прочей «химией».
  • Не покупайте напитки в местах, где нет кассового аппарата. Реализация пива и пивной продукции предусматривает регистрацию в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), поэтому продавать ее без кассового аппарата нельзя. 
  • Не злоупотребляйте спиртными напитками. Если, выпив алкоголь, вы почувствовали себя плохо, сразу же обратитесь к врачу.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах