Примерное время чтения: 8 минут
282

Не пройти, не проехать. На Алтае машин, как в Москве, заторы, как в Мумбаи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. "АиФ-Алтай" 17/10/2018

Специалисты из Санкт-Петербурга попытались сформулировать предложения по улучшению дорожной обстановки в Барнауле. Они разрабатывают комплексную схему организации дорожного движения в краевом центре, чтобы избавить город от многочисленных пробок и улучшить экологическую ситуацию на улицах.

Самая затратная часть предложений – строительство новых дорог, самое простое – перераспределение транспортных и пешеходных потоков, реорганизация схемы движения об-
щественного транспорта. Окончательной картины, как будет выглядеть идеальная транспортная карта города, – пока нет. Но понимание того, что делать что-то нужно, – очевидно. По числу автомобилей на душу населения Барнаул уже догнал Москву, а по хроническим проблемам транспортных заторов приближается к таким городам, как Мумбаи, Пекин, Каир или Сан-Паулу, где ежедневно каждый водитель не менее получаса стоит в «пробке».

Затор в пять рядов

Барнаул – город достаточно компактный – большая его часть за исключением пригородов помещается в кружок диаметром 12 километров. Для сравнения, соседний Новосибирск только для относительно центральной части требует 20 километров. То есть в краевом центре прогулка из конца в конец займёт у пешехода не более трёх часов. Правда, гулять негде – тротуаров через весь город нет. Поэтому единственный способ попасть из спальных районов в центр – преодолеть , на автомобиле или в автобусе, «бутылочные горлышки» с вечными заторами в районе железной дороги, которая делит Барнаул на две части.

Когда краевая столица в прошлом веке только строилась, градостроительные планы чертили широкие магистрали, рассчитанные на транспортную нагрузку из расчёта 60 автомобилей на 1000 жителей – таковы были общесоветские нормы. Сегодня перспективные планы на 2025 год рассчитываются в стране уже из уровня автомобилизации населения в 550 автомашин на 1000 жителей. Но в Барнауле, как сообщают в городском ГИБДД, на каждую тысячу горожан уже приходится около 600 автомобилей, больше половины – частных. 

Попытка решить проблему перегруженности автотранспортом улиц введением системы «Зелёная волна» не удалась полностью даже на проспекте Ленина. А на Павловском тракте или проспекте Калинина даже при свободных магистралях и при движении с разрешённой скоростью при старте на «зелёный» к каждому светофору водители гарантированно подъезжают на красный свет. Городская власть разводит руками: денег на «Зелёную волну» выделялось немного – десятая часть от необходимого, и поэтому технических средств для координации сигналов светофоров в зависимости от потока транспорта установлено тоже мало.

Идея перенести движение части общественного транспорта на менее загруженные улицы – например, Социалистический или Комсомольский проспекты вместо проспекта Ленина, которая высказывалась депутатами гордумы, также не дошла до воплощения, как недовоплотилась и идея разгрузить центральные улицы от парковок, загораживающих крайнюю правую полосу.

Грандиозные планы по строительству Северного обхода обсуждаются уже много лет, его проект разрабатывается и дорабатывается проектировщиками Санкт-Петербурга в рамках общих градостроительных перспектив Барнаула. А идея тоннеля под железнодорожным вокзалом с выходом Красноармейского проспекта в створ улицы Исакова вообще захватывает дух. Но стоить он будет почти, как мост – миллиард рублей на сам тоннель и до трёх – на перепланировку улиц. Без федеральной помощи даже край такие проекты не потянет.

Пересесть на автобусы

В транспортных заторах в городе стоят и частные автомобили, и общественный транспорт. При этом проблем с автобусами в Барнауле ещё больше, чем с автомобилями – автопарк перевозчиков старый и недостаточный. В час пик пассажиры вспоминают все худшие реалии советского общественного транспорта – тесноту, давку, перепады температуры, необходимость не столько стоять, сколько висеть на поручнях. И тратить на проезд к месту учёбы или работы столько же времени, сколько и автомобилисты – минимум час, а при заторах, вызванных авариями, – и полтора, и два. На преодоление условных 10 километров.

Разгрузить улицы пересадкой части водителей на общест-
венный транспорт не получится – автобусов и мест в них не хватает даже для перевозки существующего потока пассажиров. В ряде мест, как на улице Матросова, гражданам удаётся «впихнуться» только в третий-четвёртый проходящий мимо автобус – либо совсем нет мест, либо они даже не останавливаются. Похожая ситуация на Павловском тракте, на Новом рынке, проспекте Строителей. Особенно «весёлые» картины наблюдаются, когда один из автобусов на линии внезапно ломается, и всех его пассажиров кондукторы пытаются утрамбовать в следующий автобус такого же маршрута.

При социологических опросах наиболее существенными недостатками общественного транспорта в Барнауле респонденты называют длительное время ожидания, недостаток комфорта, а также длительное время проезда к пункту назначения. А проведённое в этом году Общероссийским народным фронтом исследование ситуации с общественным транспортом в трёх городах края показало, что чаще всего жители городов жалуются на неудовлетворительное состояние салонов автобусов, нарушения водителями правил дорожного движения. Респонденты говорили о необходимости увеличить количество транспорта в часы пик.

Но даже если автобусов в Барнауле станет больше, и они перестанут ломаться, водители краевого центра вряд ли предпочтут пересесть на них. По мнению многих автолюбителей, в общественном транспорте все всем вокруг что-то должны – уступить место, подвинуться, снять рюкзак. И никого не интересует состояние человека – как он себя чувствует, устал ли. А в машине комфортно всегда – никто гневно не смотрит, всегда можно установить нужную температуру в салоне, включить музыку. Два часа в машине по ощущениям проще, чем 40 минут в автобусе.

Новый план

Нельзя сказать, что для улучшения дорожной обстановки ничего не делается. Появился новый мост через Барнаулку в посёлке Кирова, расширен мост через железнодорожные пути на шоссе Ленточный бор, отремонтированы многие магистрали. Но это не решает проблем принципиально, просто место концентрации транспортных заторов смещается. 

Компания из Санкт-Петербурга подготовила комплексную схему организации дорожного движения для Барнаула. Специалисты предлагают оптимизировать маршрутную сеть путём закрытия нескольких автобусных направлений. В частности убрать автобусный маршрут №1 и изменить автобусные маршруты №№ 57, 24, 10, 80 и другие. Проектом предполагается строительство трамвайных путей в новых микрорайонах города – например, по улице Балтийской, и троллейбусных маршрутов на Павловском тракте. Итогом научно-исследовательской работы питерцев должны стать и обоснованные предложения по установке светофоров, расширению проезжих частей. По мнению главы Барнаула Сергея Дугина, новая схема движения позволит повысить пропускную способность на улично-дорожной сети города и увеличить скорость транспортного потока.

Но, как высказывался архитектор Сергей Боженко, не проблема найти решение транспортного вопроса – их масса. Вся трудность в том, что идеи нужно воплощать в жизнь. Кто-то должен принимать волевые решения – строить тоннель или надземный переход.

Если бы в Барнауле улучшили транспортную инфраструктуру, он приобрёл бы вид современного, урбанизированного города. Пока же краевой центр выглядит вполне провинциально.

Мнение эксперта

Старший госинспектор дорожного надзора отделения дорожной инспекции и организации дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Барнаулу Дмитрий Куклин:

– Самыми проблемными участками уличной системы города были и остаются проспект Ленина на пересечении с улицей Матросова, улица Власихинская на пересечении с улицей Малахова и шоссе Ленточный бор, Павловский тракт на пересечении с улицей Фурманова и с улицей Трактовой. Заторные ситуации образуются из-за большого объёма автотранспортных средств. Добавляет сложностей и то, что грузовой транспорт проходит по населённому пункту – нет альтернативных проездов, так как все предприятия находятся на территории города. Вопрос объездной дороги прорабатывается давно, но нужно учитывать, что базы для большегрузного транспорта необходимо выносить за пределы города, а перевозки в город перекладывать на транспорт малой тоннажности, как это сделано во многих городах-миллиониках.

Заторные ситуации часто приводят к ДТП, потому что водители чаще склонны нарушать правила, пытаясь объехать затор или выиграть время – нарушаются правила проезда перекрёстков, пешеходных переходов, проезда на запрещающий сигнал светофора.

Комплексная схема организации движения в Барнауле, которую предлагают специалисты из Санкт-Петербурга – это путь оптимизации пешеходных и транспортных потоков. Это и перераспределение движения по разным направлениям и реконструкция отдельных участков, строительство новых дорог, обустройство карманов на узких участках, внедрение светофорного регулирования на пешеходных переходах и многое другое.

Кстати

Во многих городах мира водителей пытаются уговорить ездить на автобусах. Меры стимулирования применяются разные. В Лейпциге водитель может некоторое время ездить в автобусах бесплатно, предъявляя водительские права. В Великобритании в компаниях проводят тренинги с призывом отказаться от автомобиля. А в Токио автобусы оснащены системой переключения светофоров – для них всегда зелёный свет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах