Недавно в публичном пространстве первый секретарь крайкома КПРФ Мария Прусакова заявила, что в селе Масальском многие жители готовы были объявить голодовку, дабы не допустить превращения родной школы в филиал городской.
Ей немедленно парировал депутат Заксобрания из Локтевского района: «Масальская школа прошла реогранизацию на «ура», никто там не пострадал» (о ситуации вокруг этой школы см. «АиФ-Алтай», 2017 г., № 5, «Оптимизация с подвохом» и № 12, «Сейчас важно услышать всех», – ред .). Если уж у двух политиков, коллег-парламентариев, такие «разночтения» по одному вопросу, то что уж говорить о людях «на земле», которых затрагивает процесс оптимизации школьных и дошкольных учреждений?
Спрос – с муниципалитетов

По информации министра образования и науки Алтайского края Александра Жидких, на сегодняшний день в статусе филиалов работают 152 школы (всего их у нас 1150, – ред .). А только в этом году планируется преобразовать порядка 250 школ! В двадцати пяти муниципалитетах все решения по этому поводу уже приняты, запущена процедура присоединения почти 120 школ.
Как пояснил министр депутатам Заксобрания во время Правительственного часа, прошедшего в конце мая, принятие решений о ликвидации и реорганизации образовательных организаций относится к компетенции органов местного самоуправления. И план оптимизации образовательной сети формируется в муниципалитетах. В каждом из них определяется целесообразность мероприятий с учётом имеющихся условий и проблем, а также потенциальных возможностей для детей и педагогов. Для этого местные власти должны создать комиссию по оценке последствий принятия решения по каждому планируемому изменению; тщательно изучить демографическую ситуацию и составить прогноз потребностей в образовательных услугах в территориальной доступности и возможных социальных рисков. Решение о реорганизации учредитель образовательной организации может принять только на основании положительного заключения этой комиссии.
Поспешишь – народ разозлишь
Но сколько бы краевые верха не кивали на муниципалитеты (им, мол, самим решать), маловероятно, что тут обошлось без «директивы». И не только потому, что в марте один муниципальный чиновник в сюжете краевого телевидения простодушно признался, что реорганизация затеяна для всех учреждений, в их районе из 18 школ-юрлиц должно остаться всего шесть.
Александр Жидких признал, что проведение оптимизации в ряде районов вызвало серьёзную напряжённость в коллективах, среди родителей, жителей населённых пунктов. Так, сложная ситуация наблюдается в Курьинском, Каменском, Кулундинском, Красногорском, Локтевском, Немецком национальном, Солонешенском, Поспелихинском, Ребрихинском, Солтонском, Троицком, Хабарском районах.
По мнению Минобрнауки, проблемы чаще всего связаны с неготовностью руководителей учреждений к переменам, недостатком разъяснительной работы, отсутствием опыта работы в новых условиях, ошибками в выборе вариантов конкретных преобразований, несогласованностью с руководителями образовательных организаций планов и несвоевременностью принятия решений (!? – ред .).
«Неумных указаний не давали»
Увы, разъяснительная работа никогда не была сильной стороной наших «ответственных лиц», на каком бы уровне они ни работали. Тем более предварительная, а не постфактум. И неудивительно, что педагогические коллективы школ, превращающихся из самостоятельных учреждений в филиалы, из средних – в основную или из основной в начальную, беспокоятся за свою будущность. И что родители учеников волнуются. И что местные жители переживают, что понижение статуса их родной школы – не последний этап в «оптимизации образовательной сети»…
И, на наш взгляд, в этом процессе есть то, что вообще довольно сложно объяснить. Благодаря чему, собственно, повысится качество образования в школе-филиале Х, из которой «пропадут» свой директор и бухгалтер, а ученики и преподаватели останутся на месте? В феврале в ходе он-лайн форума на офсайте региона Александр Жидких пояснил следующее: «Укрупнение образовательных организаций обеспечивает условия для достижения более высокого качества образования за счёт единства образовательной программы, требований, методик и педагогических технологий, а также посредством использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов одного юридического лица.
Среди явных «плюсов» – обеспечение преемственности между уровнями образования, преодоление замкнутости образовательного пространства, преподавание предметов высококвалифицированными специалистами, совместное использование материально-технических и иных ресурсов».
Что это на практике? Выездные уроки «филиальщиков», «вахтовая» работа учителей-предметников базовой школы; курсирование между филиалами логопедов, психологов, дефектологов, которых будто бы могут позволить иметь в штате крупные образовательные учреждения? Если у чиновников от образования есть понимание этого, если в каких-то районах края уже есть видимые позитивные результаты такой оптимизации, это нужно активнее транслировать педагогам и родителям школьников на местах, где волна реогранизации только поднимается. А чиновникам на местах нужно напомнить слова губернатора края Александра Карлина , сказанные им на одном из мартовских «Медиалогов» в связи с оптимизацией системы образования: «Мы неумных указаний никому не давали. Другое дело, что кто-то не может работать».
Кстати
В крае в настоящее время функционируют 924 детских сада. В 11 муниципальных образованиях работают 16 опорных садов, имеющих в составе 40 филиалов. В 38 районах созданы 136 школ-детских садов. В обозримом будущем планируется укрупнение трёхсот детсадов, которые продолжат работу в составе общеобразовательных организаций или статусе филиалов.
Мнение власти
Заместитель Председателя Правительства Алтайского края Надежда Капура:
– Реорганизация школ сегодня на контроле не только Министерства образования, но и правительства. Мы внутри этого процесса, постоянно ведём диалог с муниципалитетами, участвуем в принятии решений, в том числе с представительными органами на местах… Если где-то возникает проблема, мы вместе с органами местного самоуправления, руководителями муниципальных органов управления образованием, депутатами, администрациями образовательных учреждений, общественностью рассматриваем её со всех сторон. Пытаемся стороны примирить, найти согласованное, взвешенное решение, а уж потом выносить его на суд представительного органа, чтобы оно получило законодательную форму.
Тема реорганизации нам ясна и понятна. Хочу акцентировать внимание, что это делается во имя детей, во благо детей. При принятии того или иного управленческого решения мы исходим в первую очередь из их интересов, но во главу угла также ставятся и интересы педагогов, их защищённость, уровень заработной платы.
Подчеркну ещё раз: реорганизация школ проводится в интересах детей, их безопасности, и направлена на повышение качества образования. Всё-таки для Алтайского края уровень образования 70% и ниже – недостойно, мы должны иметь гораздо более высокий.
Мнение депутата
Руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Приб:
– Главная цель, которую ставит Министерство, – достойное образование во всех школах Алтайского края, и к реорганизации в каждом районе нужно подходить предметно. Рабочая группа, членами которой стали депутаты нашей фракции, педагоги со стажем, бывшие директора школ с большим опытом работы и знанием проблематики сельских школ, изучила процесс в ряде территорий, где он проходил конфликтно. Члены группы выезжали на места, встречались с главами, учителями, родительскими комитетами, отдельными родителями, получали обратную связь от сельских сходов. В ряде районов все вопросы были сняты, в отдельных случаях было порекомендовано разработать новые проекты создания филиальной сети. В любом случае, эта тема еще долго будет находиться на депутатском контроле, мы будем сопровождать это направление.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть