Уже меньше чем через полгода сфера такси в России может в корне измениться. По задумке федеральных законодателей, с 1 октября 2025 года оказывать услуги по перевозке людей можно будет только на машинах отечественного производства. Законопроект вызвал в обществе бурное обсуждение, ведь неясными остаются множество вопросов, а в Алтайском крае даже начали сбор подписей к петиции, которую планируют направить президенту Владимиру Путину. Какие подводные камни таит в себе новая инициатива, обсудили на пресс-конференции, организованной Алтайским отделением профсоюза «Новый труд».
Машины за 600 тысяч
Представители таксопарков признаются: большого желания массово пересаживать водителей на машины российского производства у них нет. Во-первых, отечественный автопром сейчас сравнялся по цене с иномарками, но вот в комфорте значительно им уступает, ведь в некоторых российских машинах нет даже кондиционеров. Во-вторых, в техническом плане «наша» техника тоже хуже заграничной и чаще требует ремонта. Правда, деталей, необходимых для этого ремонта порой просто не найти.
«Если автомобили будут надёжные, запчасти на них будут доступные и будет присутствовать государственная поддержка, то и не нужно будет никого принуждать», - считает председатель Общественного совета по развитию такси в Алтайском крае Анатолий Леонов.
По его словам, поддержка со стороны властей могла бы заключаться в субсидиях на покупку отечественного транспорта, чтобы каждая машина обходилась паркам примерно в 500-600 тысяч рублей. Без подобных мер, по мнению Леонова, неизбежен рост цен на сами услуги и увеличение числа «бомбил», которые занимаются извозом нелегально.
«Ещё один подводный камень, который существует – отечественные авто невозможно продать на вторичном рынке после эксплуатации. История автомобиля сейчас фиксируется и покупатели просто не берут машины, работавшие в такси, потому что они выработали свой ресурс», - добавила депутат АКЗС, доцент кафедры «Учет и информационные технологии в бизнесе» Финансового университета при Правительстве РФ Людмила Цивилёва.
«Все попытки кончились крахом»
Люди, которые прямого отношения к сфере такси не имеют, на законопроект тоже смотрят со скепсисом. В частности, по мнению, почётного жителя Рубцовска и депутата АКЗС Владимира Козловского, инициатива ещё на этапе задумки была обречена на провал.
«За всю свою жизнь я насмотрелся на попытки искусственно развить наш автопром, но все они кончались крахом. А на каких машинах будут ездить наши таксисты? Недавно я ехал в такси на «Москвиче», но от «Москвича» там было только название, в остальном – всё китайское. А какую вообще машину за последние годы выпустили именно отечественную? Кроме Aurus, которая обслуживает руководство нашей стран и стоит 15 миллионов. Я думаю, что этот закон – мертворождённый», - подчеркнул депутат.
Что касается того, на чём будут ездить таксисты в случае принятия закона, тот критерии в этом плане довольно строгие. Сейчас им соответствуют только три модели производства АО «АвтоВАЗ», две модели АО МАЗ «Москвич» и электрические модели производства ООО «Моторинвест». Правда, смогут ли заводы нарастить объёмы производства и обеспечить все автопарки техников - вопрос открытый.
Сейчас в Алтайском крае начали сбор подписей в пользу петиции, которую планируют направить президенту Владимиру Путину. В документ, в частности говорится, какие меры можно принять, чтобы сделать переход на отечественный автопром безболезненным.
«Мы предлагаем предоставлять льготные кредиты с низким процентом и нулевым первоначальным взносом для водителей такси, а также компенсировать часть затрат на лизинг и ввести субсидирование для малых таксопарков. Кроме того, поддерживаем предложение о помощи региону со стороны российских концернов в плане обновления общественного транспорта, который находится в плачевном состоянии. Тогда жители будут меньше зависеть от такси, что позволит разгрузить транспортную систему региона и сделать переход на отечественный транспорт плавным и мягким», - рассказал региональный представитель профсоюза «Новый труд» Владимир Пикалов.