Примерное время чтения: 8 минут
427

Маркетинг в подъезде. Как вводят в заблуждение собственников жилья

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. "АиФ-Алтай" 20/06/2018
Для жильцов счётчики на воду – предмет внимания и заботы, для дельцов – источник прибыли.
Для жильцов счётчики на воду – предмет внимания и заботы, для дельцов – источник прибыли. / Екатерина Волкова / АиФ

Переплачивать за воду, которой старая учительница начальных классов пользуется очень экономно, пенсионерка не хочет. Но и отдавать 10 тысяч  рублей за замену счётчиков жалко – стоящие счётчики ещё новые, им и двух лет нет, но в службе учёта воды, куда она позвонила, настаивают – надо менять, вдруг её «новые» счётчики пять лет лежали на складе и устарели уже в момент установки? 

Печати и законы

На рекламные листовки в подъезде жители многоквартирных домов уже давно не обращают внимания. Этот мусор – забота уборщицы. Но бумаги на досках объявления в подъездах читают внимательно. А там, помимо информации от УК, попадаются листочки с серьёзными словами…

Так, в подъездах на ул. Попова в Барнауле появились «Извещения о проверке приборов учёта» от имени некой «Единой городской службы».

«Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 №102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2001 №354 индивидуальные приборы учёта воды должны пройти обязательную метрологическую проверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учёта водоснабжения.

Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по нормативу, а также в целях соблюдения требований федерального закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения (так в оригинале – ред.) поверки приборов учёта воды…», – сказано в объявлении. Далее идёт номер телефона, по которому требуется звонить «во избежание» и для соблюдения закона.

Потом грозное предупреждение «категорически запрещено!» про самостоятельный демонтаж приборов учёта. Ещё ниже – синяя печать с гербом РФ и пример расчёта платы по нормативу потребления воды, где в итоговой сумме запятые расставлены так, что сбивают с толку – 17,52,52. 

Нет адреса «городской службы». И в справочнике 2ГИС такой организации нет. Нет в объявлении фамилий тех, к кому авторы обращаются на «Вы», нет даже улицы и номера дома. Но все несуразности с логикой, пунктуацией, математикой и стилем должны, вероятно, по замыслу авторов послания, остаться незамеченными на фоне ссылок на законы и угроз его нарушителям.   

По указанному телефону людям вместо проверки говорят о замене счётчиков. Конечно, если позвонить в управляющую компанию или водоснабжающую организацию – там, скорее всего, скажут, что так действуют мошенники. Но многие этого не делают. Документ-то попадает к жильцам «серьёзный» и с печатью. Верить печатям граждане научились ещё в те времена, когда не было компьютерных программ, где любую печать можно нарисовать на листочке за пять минут. А по факту, авторы объявления – продавцы счётчиков на воду, вводящие людей в заблуждение.

Ждите в течение часа

Адепты недобросовестного маркетинга могут и звонить. Даже назвать собственников по имени-отчеству: добыть данные о проживающих в подъезде сегодня может и школьник, соцсети и квитанции ЖКХ в дверях им в помощь. При звонках продавцы, выдающие себя за серьёзную службу, требуют мгновенно принять решение о вызове мастера, который заменит счётчики, не давая времени на размышление, угрожая сразу «поставить» на общедомовой счётчик. Разговор ведётся агрессивно, с расчётом на растерянность человека. Могут, напротив, уговаривать и монотонным голосом: «У вас через месяц заканчивается срок поверки счётчика горячей воды, необходимо срочно поверить. Сейчас в вашем районе работает наш мастер, в течение часа будете дома?».

Растерянные граждане, чаще всего пенсионеры, после визита «мастеров» и потери денег иногда обращаются в разные инстанции за разъяснениями. В прокуратуре, к примеру, отвечают, что «распространяемые уведомления по форме схожи с официальными квитанциями, однако не адресованы конкретным жильцам и являются фактически рекламой. Надзор за соблюдением законодательства о рекламе относится к компетенции антимонопольного органа, и если граждане полагают, что имеет место недобросовестная реклама, они вправе обратиться в Управление федеральной антимонопольной службы». А антимонопольная служба зачастую не может найти хитрых маркетологов – ведь кроме телефона все сведения об организации на бумажке липовые.

И окна заменим

Подобных примеров недобросовестного маркетинга в Барнауле полно не только в части поверки счётчиков. Так, в подъездах на ул. Балтийской появилось недавно объявление: «Уважаемые жители! В ближайшие 3 дня в вашем доме будут проводиться работы по восстановлению эмали чугунных и металлических ванн. Стоимость услуги – 2490 рублей. Работы в вашем доме проводит компания…». Ссылки на особые отношения фирм с домом в целом или управляющей компаний стали общим местом подобного маркетинга – «ваш дом обслуживается…», «для выполнения работ на вашем доме выбрана компания…». И не важно, в чём – хоть в остеклении балконов, хоть в заделке межпанельных швов. Расчёт на дисциплинированность части жильцов, которые будут выполнять приказы и распоряжения от кого бы они ни исходили, исходя из логики, что если кто-то командует – значит, имеет на это право.

Предлагают массовую замену антенн для приёма цифрового телевидения – сразу на весь подъезд. Или такую же массовую дезинсекцию от клопов, тараканов и мышей. Или «бесплатное техобслуживание» пластмассовых окон – естественно за деньги. В самом простом варианте сервис-мастера обследуют существующие окна и сделают вывод об их экологическом вреде. Но, если заказать новые окна через них, с очень большой скидкой, то они будут такие же экологически чистые, как окна в недостроенном Художественном музее Алтайского края. И такие же дорогие.

В худшем случае мошенники просто возьмут предоплату за новые окна и растворятся в неизвестности.  Или после долгих мытарств поставят самые простые и некачественные пластиковые окна.

К недобросовестному маркетингу относятся и предложения проверить качество воды в кране. Любая вода, ожидаемо, оказывается грязной, после чего озабоченному собственнику жилья предлагается установить очень хорошие фильтры – наномембранные, инновационные, редкие. Но дорогие. Хотя, на самом деле, совсем заурядные.

Для нечистых на руку аферистов коммунальной сферы любой подъезд, квартира – Клондайк, где они как старатели добывают золото. При встрече с ними не стоит торопиться открывать кошелёк – деньги не любят суеты. Всё, что говорится и печатается в объявлениях, можно, как минимум, проверить в управляющей компании. Которой известно, и кто на доме официально работает, и сколько разная работа по дому стоит.  

 А общее правило против мошенников: «бесплатное» – очень дорого, а если что-то начинает происходить с человеком, который не был инициатором этого – очень вероятно, что его хотят обмануть, использовать или на нём заработать.

К слову

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерения» обговаривает, что каждый счётчик имеет свой срок службы, и собственник обязан самостоятельно организовать поверку приборов учёта в квартирах. Для счётчиков горячей воды нормативный срок эксплуатации – 4 года, холодной – 6 лет. Однако большинство счётчиков по истечению этого срока не выходят из строя. Поэтому законом предусмотрена процедура поверки – как со снятием счётчиков, так и без этого – специалист на месте, с помощью точного оборудования сравнивает реальный расход воды с показаниями счётчика и выдаёт заключение о продлении сроков эксплуатации приборов учёта.

Проверку осуществляют организации, имеющие аккредитацию в области обеспечения единства измерений. После установки водосчётчиков их нужно опломбировать. Это может сделать только организация, имеющая лицензию,  – либо УК, либо ресурсоснабжающая организация.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах