Жительнице Барнаула Анне Алексеевне Бахтиной – сотый десяток лет. Большая часть её жизни связана с этим городом, и почти тридцать лет отдала она барнаульской школе №31. А приехала Анна Алексеевна на Алтай в 1947 году с дипломом о высшем образовании, полученном в страшные военные годы, когда учебные занятия перемежались тяжёлой работой…
Студентка, медсестра, разнорабоий
К 1940 году Аня Бахтина успела окончить семилетку в родном селе Островки Архангельского района Воронежской области. Ближайшая «старшая» школа была в райцентре – четыре километра в один конец, и девушка буквально «выходила» - в любую погоду! - полное среднее образование.
В сентябре 1943 года Анна поступила в Воронежский государственный университет на физико-математический факультет. В конце января город был освобожден от фашистских захватчиков, но Воронеж был практически полностью разрушен. Вместо общежития студентов определили в подвал бывшего химического склада, где через маленькие окошки под потолком едва проникал свет.
Позже университет было решено эвакуировать, студентов физмата - в далёкий Ташкент. Поскольку отец Ани был категорически против, девушка перевелась на географический факультет, который уезжал в эвакуацию в совсем близкий Липецк. Жизнь там была не легче, чем в Воронеже. Студенты размещались жили в здании школы, помещение еле-еле отапливалось печкой-буржуйкой, за дровами нужно было ехать в лес на маленьком паровозе-«кукушке»…
Кроме учёбы, заготовки дров и борьбы с холодом, приходилось много работать на уборке цехов строящегося тракторного завода. Через год будущих географов вернули в Воронеж, и там снова пришлось работать на стройке: замешивать раствор, подносить воду, убирать строительный мусор. Но эта работа была в радость, ведь они строили общежитие для себя - Анне удалось пожить в нём только на последнем курсе.
На Алтай!
На распределении выпускников университета была представитель Алтайского крайоно по фамилии Калинина, она выбрала Анну и четверых её однокурсников. Так девушка переехала на Алтай в декабре 1947 года. Её направили в Алейск - преподавать географию и историю в школе №9 сахарного завода.
Она, конечно, хотела вернуться в Воронеж, но директор школы Евсей Денисович Быков отпускать молодую учительницу не хотел. Во-первых, учителей после войны в сельских школах не хватало, во-вторых, его сын, преподававший в школе математику, был влюблён в девушку.
Семейная педагогика
В Воронеже молодые учителя расписались и возвращались на Алтай уже мужем и женой. Но оказалось, что в Алейске молодожёнов не ждали: Евсей Денисович, думая, что Анна и Александр останутся на её родине, принял на их места других учителей. Место для Анны Алексеевны нашлось в семилетней школе в селе Платау Алейского района, где она преподавала географию, биологию, химию и арифметику. А Александр Евсеевич поступил в Алтайский институт сельскохозяйственного машиностроения (ныне АлтГТУ), и молодожёнам целый год жить порознь.
Евсей Денисович, как мог, способствовал воссоединению
молодой семьи: в Барнауле для Анны он нашёл вакансию инспектора крайоно, но там она смогла проработать только год, потому что хотела быть только учителем. Вскоре ей удалось устроиться в новую школу №31, где она почти три десятилетия преподавала географию, химию и биологию.
Александр Евсеевич успешно окончил институт, несколько лет проработал на моторном заводе, а потом вернулся в политехнический институт, но уже преподавателем одного из самых сложных предметов – теории механизмов и машин. Вскоре он стал старшим преподавателем, позже доцентом и проработал в «политехе» до 77 лет.
Анна Алексеевна с 1990 года была активным членом Совета ветеранов педагогического труда Октябрьского района Барнаула. Пока могла, навещала многих ветеранов, подбадривала их, поздравляла с праздниками. Новости о современной школе она узнавала от своего внука, и никак не могла понять, зачем нужно повышать голос на учеников. «Если учитель интересно ведёт урок, любит свой предмет, уважает учеников, разве могут они плохо себя вести? –рассуждает она. - Конечно, всегда есть не очень усидчивые дети. Бывало, и у меня на уроках кто-то расшумится. Так подойдёшь к нему, погладишь по голове, он и становится спокойнее».
Для своих учеников она всегда старалась быть эталоном – и в школе, и дома. Когда она знала, что ученики придут к ней домой, то даже зимой выбегала на улицу, чтобы потереть окна в своей квартире на первом этаже.
Анна Алексеевна и Александр Евсеевич воспитали двух сыновей, один из которых тоже выбрал стезю преподавателя и всю жизнь проработал в техническом университете.