Примерное время чтения: 6 минут
326

Любовь «по распределению». Как два человека нашли друг друга и призвание

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-Алтай 13/05/2020
Анна Бахтина / личный архив

Жительнице Барнаула Анне Алексеевне Бахтиной – сотый десяток лет.  Большая часть её жизни связана с этим городом, и почти тридцать лет отдала она барнаульской школе №31. А приехала Анна Алексеевна на Алтай в 1947 году с дипломом о высшем образовании, полученном  в страшные военные годы, когда  учебные занятия перемежались тяжёлой работой…

Студентка, медсестра, разнорабоий

К 1940 году Аня Бахтина  успела окончить семилетку в родном селе Островки Архангельского района Воронежской области. Ближайшая «старшая» школа была  в райцентре – четыре километра в один конец, и девушка буквально «выходила» - в любую погоду! - полное среднее образование.

В сентябре 1943 года Анна поступила в Воронежский государственный университет на физико-математический факультет. В конце января город был освобожден от фашистских захватчиков, но Воронеж был практически полностью разрушен. Вместо общежития студентов определили в подвал бывшего химического склада, где  через маленькие окошки под потолком едва проникал свет.

Студентам пришлось совмещать учебу с восстановлением города: они убирали мусор, разбирали противотанковые ежи и  даже участвовали в разминировании, пока один из Аниных однокурсников не подорвался на мине. После этого происшествия студенток отправили в госпиталь – работать санитарками и медсёстрами. Анна Алексеевна вспоминает случай, когда её как самую выдержанную из студенток отправили перевязывать тяжело раненного солдата, который страшно кричал: «Добейте меня, пожалуйста!». Когда она попыталась убрать промокшие от крови бинты, раненый, почти потерявший рассудок от боли, пнул её так, что она вылетела из палаты в коридор…

Позже  университет было решено эвакуировать, студентов физмата - в далёкий Ташкент. Поскольку отец Ани был категорически против, девушка   перевелась  на географический факультет, который уезжал в эвакуацию в совсем близкий Липецк. Жизнь там была не легче, чем в Воронеже. Студенты  размещались жили в здании школы, помещение еле-еле отапливалось печкой-буржуйкой, за дровами нужно было ехать в лес на маленьком паровозе-«кукушке»…  

Кроме учёбы, заготовки дров и борьбы с холодом, приходилось много работать на уборке цехов  строящегося  тракторного завода. Через год будущих географов вернули в Воронеж, и там снова пришлось работать на стройке: замешивать раствор, подносить воду, убирать строительный мусор. Но эта работа была в радость, ведь они строили общежитие для себя - Анне удалось пожить в нём только на последнем курсе.

На Алтай!

На распределении выпускников университета  была  представитель Алтайского крайоно по фамилии Калинина, она выбрала Анну и четверых её однокурсников. Так девушка переехала на Алтай в декабре 1947 года. Её направили в Алейск - преподавать географию и историю в школе №9 сахарного завода.

Она, конечно, хотела вернуться в Воронеж, но директор школы Евсей Денисович Быков отпускать молодую учительницу не хотел. Во-первых, учителей после войны в сельских школах не хватало, во-вторых, его сын, преподававший в школе математику, был влюблён в девушку.

Александр Евсеевич учителем был без должного на то образования, но с богатым фронтовым опытом. Война для него началась с битвы под Москвой, где он был ранен во время разведки боем, за которую его наградили медалью «За отвагу». Позже, будучи в звании лейтенанта и командуя ротой, он получил тяжелейшее ранение в грудную клетку. В одном из уральских госпиталей Александр провёл целый год, несколько месяцев находясь между жизнью и смертью. Потом  до конца войны он служил в Одессе, занимаясь демобилизацией военнослужащих.

Летом  директор всё же отпустил Анну в Воронеж – в отпуск. Александр вызвался проводить девушку до родных, так как путь предстоял нелёгкий и даже опасный. Билеты удалось взять только из Новосибирска, до Урала ехали в «теплушке» – общем товарном вагоне с нарами в два яруса, потом удалось пересесть в пассажирский вагон. На вокзале в Воронеже дочь встречал отец Алексей Тимофеевич. Так вышло, что первым он увидел Александра, караулившего вещи. Спросил его, не видел ли он Аню Бахтину. Молодой человек не растерялся и ответил: «Конечно, видел. Я её муж».

Фото: личный архив/ Анна Бахтина

Семейная  педагогика

В Воронеже молодые учителя расписались и возвращались на Алтай уже мужем и женой. Но оказалось, что  в Алейске молодожёнов не ждали: Евсей Денисович, думая, что Анна и Александр останутся  на её родине, принял на их места других учителей. Место для Анны Алексеевны нашлось в семилетней школе в селе Платау Алейского района, где она преподавала географию, биологию, химию и арифметику. А  Александр Евсеевич поступил в Алтайский институт сельскохозяйственного машиностроения (ныне АлтГТУ), и молодожёнам  целый год жить порознь.

Евсей Денисович, как мог, способствовал воссоединению

молодой семьи: в Барнауле для Анны  он нашёл вакансию инспектора крайоно, но там она смогла проработать только год, потому что хотела быть только учителем. Вскоре ей удалось устроиться в новую школу №31, где она почти три десятилетия преподавала географию, химию и биологию.

Александр Евсеевич успешно окончил институт, несколько лет проработал на моторном заводе, а потом вернулся в политехнический институт, но уже  преподавателем  одного из самых сложных предметов – теории механизмов и машин. Вскоре он стал старшим преподавателем, позже доцентом и проработал в «политехе» до 77 лет.

Анна Алексеевна с 1990 года  была активным членом  Совета  ветеранов педагогического  труда  Октябрьского района  Барнаула. Пока могла, навещала многих ветеранов, подбадривала их, поздравляла с праздниками. Новости о современной школе она узнавала от своего внука, и никак не могла понять, зачем нужно повышать голос на учеников. «Если учитель интересно ведёт урок, любит свой предмет, уважает учеников, разве могут они плохо себя вести? –рассуждает она. - Конечно, всегда есть не очень усидчивые дети. Бывало, и у меня на уроках кто-то расшумится. Так подойдёшь к нему, погладишь по голове, он и становится спокойнее».

Для своих учеников она всегда старалась быть эталоном – и в школе, и дома. Когда она знала, что ученики придут к ней домой, то даже зимой выбегала на улицу, чтобы потереть окна в своей квартире на первом этаже.

Анна Алексеевна и Александр Евсеевич воспитали двух сыновей, один из которых тоже выбрал стезю преподавателя и всю жизнь проработал в техническом университете.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах