Примерное время чтения: 10 минут
220

Город спорта или город комфорта? Эксперты обсудили с мэром бренд Барнаула

Дизайнеры, архитекторы и предприниматели предложили мэру Барнаула свои идеи по брендированию города.
Дизайнеры, архитекторы и предприниматели предложили мэру Барнаула свои идеи по брендированию города. / Виталий Барабаш / АиФ

Через 7 лет Барнаул отпразднует свой 300-й день рождения. Несмотря на богатую горнопромышленную и купеческую историю, до сих пор у города не оформился свой бренд. Какой его образ, событие или здание может стать якорным в сознании местных жителей и гостей и ассоциироваться со столицей Алтайского края? Эту тему мэр Барнаула Вячеслав Франк обсудил с архитекторами, дизайнерами, художниками, бизнесменами на дискуссионной встрече в ресторане «Русский чай».

Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Барнаул – символ провинции?

Основатель брендингового агентства Даниил Снитко сразу обозначил, что такое бренд города:

«Бренд – это не какой-то символ, не логотип. Это то, что будет срабатывать у людей, когда они слышат название города. В интернете сейчас стихийно сложился мем «Барнаул – Алтайский край». Употребляется он как символ провинции», - сказал он.

Вячеслав Франк поспорил с тем, что Барнаул – это провинция: «Из 1118 городов в России, мы находимся на 20 месте по населению. Так мы провинция или нет?»

Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Известный барнаульский архитектор Александр Деринг отметил, что нужно начинать с разработки дизайн-кода города:

«У нас в принципе нет разработок архитектурного и дизайн-кода города, из которого можно было сконструировать бренд, а из него потом уже логотип. Я думаю нужно двигаться именно в этом направлении - создавать культурный код, исторический…»

Барнаул – это его история?

Часть спикеров обратились к самому очевидному – историческому прошлому: сереброплавильному заводу и спичечной фабрике, Дому под шпилем, купеческим особнякам.

«Все города строились с крепостей, наш город строился от завода. Наш сереброплавильный завод может являться одним из символов Барнаула», – сказал доцент кафедры архитектуры и дизайна АлтГУ Иван Быков.

Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Директор мастерской «Турина Гора» Владимир Москвитин сразу предложил способ, как более емко и предметно историю города оформить в бренд:

«Если ко мне приезжают гости, я рассказываю им об истории города. Такие бренды города, как тульский пряник, оренбургский платок, хохлома в Нижнем Новгороде – это промысел. На стиль нашего промысла повлияла история купечества в Барнауле – это архитектурные пейзажи на керамике, фаянсе и т.д. Вместе с архитектурой это будет являться брендом».

Представитель брендов «Шишка» и «Алтай-традиция» Анна Поломошнова тоже сначала оттолкнулась от истории, но потом, наоборот, устремила мысль в будущее:

«Быть потомками горных инженеров – это предмет гордости. Но это не точка развития. Может быть, Барнаул мог бы стать сибирсками Афинами, центром образования? – порассуждала Анна. – Это могло бы привлекать молодых людей, которые приезжали бы сюда учиться, жить и работать».

Барнаул – город комфорта?

По мнению руководителя школы рисования Татьяна Ширбидовой, бренд нельзя искусственно придумать. Он должен родиться сам, опираясь на уже сильные стороны города.

«Бренд невозможно придумать. Он формируется сам как что-то сильное, создавшееся само по себе. Если мы говорим, что у какой-то страны или города брендом является вино/сыр/архитектура, то он возник из-за высокого уровня качества, - порассуждала Татьяна. - Барнаул, на мой взгляд, это комфортный город для тех, кто работает удаленно. Я занимаюсь онлайн-уроками. Мне нет разницы, в каком городе жить. И я выбрала Барнаул, хотя пробовала работать в Питере и Москве. <…> Я считаю, это возможная точка роста – превратить Барнаул в город, комфортный для проживания тех, кто работает удаленно, записывает курсы, тренинги – для инфоцыган».

Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Слова про уютность, камерность и удобство для жизни вызвали большой отклик у присутствующих.

«Я не инфоцыган, но соглашусь с коллегой. Я много где бываю по работе и нигде не хочу остаться жить», – поддержал Татьяну Иван Крюков, руководитель спортивной школы Yolochka.

А архитектор Дмитрий Индюков раскрыл, как на уютности можно сыграть:

«Я разделяю мнение, что Барнаул должен позиционироваться как уютный. Это такая емкая часть, которая притягивает к себе много других задач и имеет синергетический эффект: комфорт привлекает молодежь, она привлекает интеллектуальные ресурсы, деньги, это способствует развитию разных форм бизнеса», – предложил он.

Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Барнаул – это город здоровья, прогулок и спорта?

«Здесь есть спорт, и это огромная точка роста, – говорит тренер Иван Крюков. У нас есть гребной канал, лес, трасса здоровья, развивается культура велодорожек. Спорт – огромная точка роста».

Парки и экологическая обстановка в городе могут стать преимуществом Барнаула по сравнению с другими городами, считает Евгений Юрчук, совладелец кофейни «Йель».

«Что вызывает отклик у наших гостей? Нам все говорят: «У вас город такой зеленый, дышать можно». В Новосибирске - гарь, никак справиться с ней не могут, грязь, песок. В Барнауле такого нет. А у молодежи интерес к здоровому образу жизни активно сейчас формируется», – отметил Евгений.

Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Вячеслав Франк тоже поразмыслил в эту сторону, напомнив, что в 2021 году в Барнауле прошел II этап Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ.

«У нас нет нефти, угля… Однако прошел Кубок мира по гребле, может, следующим будет чемпионат по шахматам? Может, это будет город спорта? А может быть, попробуем закрывать проспект Ленина закрывать, например, от гостиницы «Алтай» до набережной в субботу и воскресенье с 18 до 23 часов. Это будет большая прогулочная зона, там не будет движения, появятся кафе, уличные музыканты…», – поразмышлял мэр.

Барнаул – город туристов и шопинга?

Неоднократно звучала мысль о том, что в Барнауле надо «задержать» туристов, которые едут на Алтай.

«Туристов надо разворачивать на Барнаул, хотя бы на пару дней. Туристы приезжают с ресурсами, а бренд, как мы уже говорили, должен себя окупать. Я думаю, мы не зря настроили столько торговых центров, почему бы брендом Барнаула не сделать шопинг», - отметил руководитель компании NoDanger Николай Пашинин.

Даниил Снитко вспомнил, что несколько лет назад даже разрабатывалась концепция под названием «Барнаул – ворота в большой Алтай».

Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Графический дизайнер Алексей Шелепов тоже подумал о том, что может продаваться туристам:

«Куда бы я ни поехал, Берлин или Париж, я с собой беру какие-то алтайские эндемики, бальзамы, чаи. Оказывается, у нас много производителей, более того - наши бренды даже подделывают. В этот вектор укладывается и ресторанный бизнес, и сыры, а чего только стоит наша алтайская облепиха одна», – сказал Шелепов.

Итоги встречи

Звучали и другие предложения: воссоздать в натуральную величину паровую машину Ползунова, устроить масштабный фестиваль стрит-арта, сделать ставку на ресторанный бизнес, позиционировать Барнаул как город для семьи и рождения детей.

Фото: АиФ/ Виталий Барабаш

Выслушав все мнения, Вячеслав Франк сказал, что стоит подумать над созданием дирекции либо другой экспертной группы, которая сможет координировать эту работу, а также предложил в скором времени собраться еще раз и продолжить обсуждение.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах