Об Алтае знает вся страна – заповедный край, горы, чистые реки. По большому счету, туризм здесь серьезно начал развиваться только лет 20 назад. Тогда к красивой природе прилагались и жуткие истории о стычках с местными, которые, хорошенько подвыпив, гоняли туристов, обстреливая машины. Сейчас этого, к счастью, почти не осталось. Но отголоски до сих пор встречаются – проблема в уровне сервиса.
Плати и проваливай
Один из последних отзывов от семьи из Красноярска, которае отправилась в путешествие на машине по Республике Алтай и Алтайскому краю. Поездка по красивейшим местам превратилась в испытание на прочность именно из-за уровня «гостеприимства». Свой рассказ Рата Сорокина опубликовала на странице в Инстаграме.
«Съездили прогуляться по мосту между Республикой Алтай и Алтайским краем. Вход на мост платный, 50 рублей с человека. Перешли через мост, в парк решили не идти - темнеет, нужно было еще найти место для ночлега - но тут нас останавливает охранник и говорит, что вход на мост платный. Да, второй раз.
На вопрос - а как ведётся коммерческая деятельность, где кассовый аппарат, кому надо заплатить и самое главное - за что? Чтобы вернуться к машине? - охранник ответить не смог.
Времени было в обрез, отдала 200 рублей, охраннику сказала - вот, вы свободны.
Охранник выразил потрясающие «дружелюбие», сказав, что, раз я с ним так разговариваю (хамка!), то он нас не пропустит. Потому что он может.
Для убедительности толкнул моего мужчину (который, кстати, вообще не конфликтен) на ребенка, все дружно чуть не рухнули, ребенок захромал, охранник всех побыстрее пропустил, 200 рублей - забрал.
Офигенный аттракцион. Посмотрели на гопника за 400 рублей».
Частная собственность
Мост, о котором идет речь, был восстановлен после жуткого наводнения в 2017 году. Парень из Горно-Алтайска продал квартиру и вместе со своим другом купил «старый» Айский мост. До этого он почти два года стоял бесхозным. Перемещаться по нему из-за ужасного состояния запретили, а ремонтировать у прежнего владельца средств не было. Сейчас это туристический объект и достопримечательность, посещение которой – платное.
«У меня стоят два здоровых стенда два на полтора метра, на них написано, что вход на него разовый, платный – 50 рублей. Разовый, потому что люди приезжают с края и с республики. Покинули объект – будьте любезны оплатить вход. Я вам так скажу, у меня тут жалоб за сезон пачками - люди не верят, что мост частный, называют нас жуликами. Получается, приезжают отдыхать и сами себе кровь сворачивают, но у нас все законно. Это банальная невнимательность – мы с этим ничего поделать не можем. Мы уже сколько раз не переделывали щиты – не читают! Что касается действий охранника, что он не пропустил – у них такая задача, потому что количество посетителей фиксируют камеры. Недостачу с него спросят», - рассказал владелец объекта Юрий Васильев.
Чтобы избежать инцидентов в будущем на мосту теперь установят дополнительные таблички о том, что покинув мост, вход на него придется оплатить снова. Кстати, Айский мост не единственная переправа - выше по Катуни в восьми километрах стоит федеральный мост, абсолютно бесплатный.
Проблема в кадрах
Проблема развития сферы гостеприимства в целом на Алтае стоит давно. Если брать Горный Алтай, то, по большому счету, чем дальше за Чемал, тем больше проблем. Основной вопрос упирается в квалифированные кадры.
«Мы занимаемся туризмом на Алтае уже больше 30 лет. Постоянная головная боль – где набирать персонал. Местные – лодыри, не хотят не только работать, но и учиться. Кадры для работы в Тюнгуре (почти 800 км от Барнаула – прим.авт.) приходится искать в больших городах. Там еще есть толковые ребята, мы их обучаем на месте. С местными тоже имеем дело, но это только проверенные годами люди. Набрать команду на лето только из местного населения – не реально», - рассказала директор турбазы «Высотник» Галина Лебедева.
В Алтайском крае в свое время, чтобы решить вопрос подготовки кадров, открыли Академию гостеприимства, где готовят сотрудников для гостиничного бизнеса, общепита и других объектов сферы обслуживания.
«В Республике Алтай также есть возможность обучать кадры, у нас ведется постоянный набор в вузах на эти специальности, проводим курсы по подготовке экскурсоводов. Проблема в том, что набор пока небольшой, кроме того, часть выпускников просто не хотят работать в этой сфере, а учиться пошли, потому родители заставили. Хотя зарплата у горничных, к примеру, может составлять около 1,5 тыс. рублей в день. У нас преподаватели, кандидаты наук, не все столько получают. Ну и конечно, главный вопрос в том, что работа эта сезонная. Удержать хорошие кадры, не предлагая круглогодичную занятость, сложно. Мы работаем над этим вопросом, пытаемся развивать зимний туризм, но для этого нужно время», - говорит президент ассоциации туристических организаций Республики Алтай Татьяна Зяблицкая.