aif.ru counter
234

Школа как поле боя. Можно ли победить буллинг в подростковых коллективах?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ-Алтай 26/06/2019
Виктор Крутов / АиФ

Летние каникулы радуют всех школьников без исключения. Всем хочется отдохнуть от размеренного учебного режима, строгих (и даже не очень) педагогов, уроков и домашних заданий. А некоторым школярам ещё очень хочется  отдохнуть от своих же одноклассников, так они «достали».

Учебный год в крае завершился громким скандалом буллинга в рубцовской гимназии. Ученик шестого класса на протяжении нескольких месяцев  подвергался нападкам и оскорблениям со стороны одноклассников (во всяком случае, он именно так воспринимал отношение соучеников к себе).

При этом классный руководитель затяжного неприятия одного ученика другими не то не видела, не то не хотела видеть: факт то, что она никак не реагировала на происходящее.

«Учитель не отрицает, что сын к ней обращался. Однако при этом она подчеркнула: «Но он ко мне подходит по пятьдесят раз на день, я уже не знаю, чему верить, чему нет», - рассказал отец школьника.

Дошло до полиции, дойдёт до суда

Этот случай получил огласку после того, как мальчик не выдержал,  рассказал обо всём родителям, а в качестве доказательства своих слов  показал видео. На нём одноклассники оскорбляли и били шестиклассника.

Мнение власти
Уполномоченный при губернаторе Алтайского края по правам ребёнка Ольга Казанцева: «Разработанный «антибуллинговый» комплекс мер рассчитан на реализацию в двухлетней перспективе. В него входят акты для образовательных организаций, обеспечивающие психологическую безопасность образовательной среды. А также инструкции о порядке действий сотрудников образовательной организации в случаях противоправных деяний, связанных с угрозой жизни и здоровью обучающихся. Специалистами были разработаны и методические рекомендаций для проведения учредительного контроля по вопросам профилактики насилия в общеобразовательных организациях. В программе запланировано проведение социально-психологических исследований с целью оценки уровня комфортности, инклюзивности и безопасности в образовательных организациях».

После этого его родители обратились к директору гимназии. Руководитель образовательной организации, как и классный руководитель, оказалась в неведении, но через какое-то она предложила родителям конфликтующих детей встретиться и поговорить. Но родители пострадавшего мальчика не увидели смысла в такой встрече, тем более, что после огласки истории его агрессивные одноклассники даже не догадались извиниться за своё поведение. Вместо этого они – родители – обратились в «вышестоящие» инстанции и даже в полицию. 

Известно, что по поручению министра образования и науки региона создана комиссия, которая разбирается в произошедшем. Если  подтвердится, что ученика действительно третировали, а администрация гимназии и педагоги не принимали должных мер для того, чтобы погасить конфликт, они будут наказаны по административной линии.

Мнение эксперта
Практикующий психолог Елизавета Панёвина: «Подросток может примерять на себя роль, как агрессора, так и жертвы. И на чём он остановится - зависит от воспитания и окружающего информационного пространства. Подросток должен попробовать все модели, но в идеале остановиться на, так сказать, золотой середине - понимать, в какой ситуации нужно себя защищать, а в какой выступить жертвой. Также у школьников в этом возрасте проявляется очень сильное стремление к доминированию и если кто-то «выше», чем он, то ребёнок старается этот статус подтвердить. И в крайних формах это может перерастать в буллинг».

Рубцовский случай, увы, не единичен. В прошлом году похожая ситуация была в барнаульском лицее №101. Там старшеклассники издевались над четырнадцатилетним мальчиком: дожидались его после уроков и в грубой форме «провожали» домой. После огласки этой, конкретной, истории, появилась информация, что в этом учебном заведении были и другие факты травли лицеистов лицеистами. Директора учебного заведения привлекли к административной ответственности, а в отношении завуча было возбуждено уголовное дело за халатность (по нашей информации, вскоре оно будет передано в суд).

Есть основания полагать,  что эти две истории – «верхушка айсберга». Они «всплыли» на поверхность в силу наступательной позиции родителей «гонимых» детей. А сколько детей молча терпят издёвки сотоварищей, стесняясь рассказать об этом взрослым? Но ведь наверняка есть и родители, которые отмахиваются от жалоб своих чад («сам разбирайся»), которые не хотят «выяснять отношений», дабы не портить их с учителями… Очевидно, что проблема буллинга есть. И, кажется, в крае нашли некий способ её  решения.

Постоять за себя и за других
Елена Калинина, член родительского комитета барнаульской гимназии №85: «На мой взгляд, в подобных ситуациях однозначных оценок быть не может. Всё, конечно, зависит от ситуации. Я свою дочь учу тому, что нужно уметь за себя постоять, ведь родители не всегда будут рядом. Ребёнок должен иметь чувство собственного достоинства и уметь сам защитить его мирным путём. Ну а в ситуациях, когда мальчишки дерутся, нужно подключать родителей. Кстати, в нашей школе есть специальная родительская группа. И если возникают конфликты, при которых две стороны не могут договориться, тогда собирается эта комиссия и решает ситуацию».

Уйти от конфликта

Подростковый возраст – это непростой этап, когда у школьников формируются навыки социальной коммуникации. Психологи говорят, что в этом возрасте у несовершеннолетних меняется статус из ребёнка во взрослого. В такие моменты школьники начинают искать модели поведения, которые бы позволили им проявлять себя. 

В этом возрасте не стоит общаться со школьниками как с детьми, а необходимо выстраивать с ними доверительные отношения. Для этого родителям нужно честно и искренне говорить о своих чувствах и переживаниях, выслушивать рассказы подростка. Им также не стоит забывать, что любое конфликтное поведение у школьника говорит о том, что его какая-то важная потребность не удовлетворена.

Избежать конфликтов может помочь и педагогический состав школы. Как утверждает барнаульский педагог с большим стажем работы, именно руководство учебного заведения должно задать правильную атмосферу для школьников.

«В нашей школе мы проводим разного рода воспитательные мероприятия, которые создают доброжелательную, творческую атмосферу. По большому счёту, именно учителя и весь педагогический состав способны задать тон и благоприятную обстановку. Ведь школа это не только учебное заведение, но и место для общения детей со сверстниками и взрослыми людьми. В неблагоприятной атмосфере сложно работать даже самим учителям. Поэтому если руководство школы создаёт благоприятную обстановку, то таких ситуаций среди учеников не должно возникать», - говорит педагог дополнительного образования в барнаульской гимназии №85 Фарида Габдраупова.

Но, как видно, не всем и не везде удаётся создать такую обстановку. Поэтому в региональном Минбрнауки при участии учёных, специалистов в сфере образования и психологии, и даже родителей разработали комплекс мер для предотвращения насилия и дискриминации в образовательных учреждениях. И пока дети на длинных каникулах, педагогическое сообщество его изучает.

Советы родителям
Особенность подросткового возраста в том, что школьники в этот период выстраивают свой мир и стараются отстраниться от взрослых. Чтобы этого не произошло, родителям нужно постоянно «держать руку на пульсе». Больше разговаривайте со своими детьми, внушайте уверенность в себе, проводите чаще с ними время, интересуйтесь их желаниям и прислушивайтесь к их точке зрения. И даже когда ситуация накаляется, выходит из-под контроля и, кажется, что нервы на исходе, нужно постараться успокоиться и вспомнить про ценность взаимоотношений со своим ребёнком. И, конечно, в качестве наказания за какие - то проступки подростка ни в коем случае нельзя применять насилия.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах