Региональные парламентарии приняли закон «О статусе педагогического работника в Алтайском крае». За него единогласно проголосовали все 58 депутатов, присутствующих 26 февраля на сессии Заксобрания, впервые за несколько месяцев прошедшей в очном формате. Это при том, что со стороны ряда нардепов критика в адрес закона звучала «до последнего».
О чем «буква закона»
Напомним, в первом чтении проект закона, разработанный «в целях повышения статуса педагогического работника в обществе, создания условий для улучшения положения педагогов края, повышения профессионального уровня и престижа педагогического труда», был рассмотрен в прошлом декабре. После была череда бурных обсуждений законопроекта в разных аудиториях, но кардинальных изменений и дополнений в его тексте не появилось.
По мнению председателя комитета по социальной политике АКЗС Татьяны Ильюченко, закон в целом стал своего рода справочником для всех представителей профессии; в нём перечислены права и обязанности, а также меры соцподдержки. Документ в первую очередь аккумулирует все существующие в регионе меры поддержки учителей, социальные и профессиональные гарантии, которые раньше были зафиксированы в отдельных краевых законах. Это и компенсация по оплате ЖКУ, и право на санаторно-курортное лечение, и доплата за проведение итоговых экзаменов, и обеспечение дополнительного профессионального образования, и поддержка молодых учителей. Из нового материального – положение о выплате денежных поощрений, премий лучшим педработникам за счёт средств краевого бюджета.
В ходе осуждения закона предлагалось детям педагогов дать льготу при получении места в детском саду, но, оказывается, в масштабах края решить этот вопрос самостоятельно нельзя, ибо он относится к федеральным полномочиям!
Моральные бонусы – другое дело. В частности, учрежден ведомственный знак отличия «Почётный педагогический работник края» (а передовой опыт награждённых будет распространяться уполномоченным органом). Также в крае учреждён День народного Просветителя (дата которого ещё будет обсуждаться).
А что после момента торжества?
Много копий было сломано по поводу клятвы педагогического работника. От профильных вузов и колледжей звучало предложение, чтобы её произносили их выпускники при получении диплома. Однако, по информации председателя краевого профсоюза работников образования Юрия Абдуллаева, от 20 до 50% этих выпускников не идут работать в школы. Клятву оставили молодым специалистам, впервые выходящим на работу в краевые государственные образовательные организации (но муниципальные тоже могут последовать их примеру). Первым, и ещё до принятия закона, клятву произнёс министр образования и науки региона Максим Костенко. Отметим, её принятие вообщето не накладывает на педагогов никаких юридических обязательств, а нарушение не влечёт дисциплинарных последствий. Выходит, клятва – это больше для торжественности момента «вхождения в профессию».
Кстати сказать, недавно Алтайкрайсовпроф обратился к губернатору по поводу расхождения реальных зарплат бюджетников с «официальными данными». Под демонстрируемым ростом зарплат «скрываются» совмещение должностей, ставок и увеличенные объёмы нагрузок. Профсоюзы призывают провести «более достоверный анализ ситуации, сформулировать предложения по коррекции и объективному изменению ситуации с оплатой труда».
К сожалению алтайских педагогов, принятый закон сам по себе не защитит их от «удара по статусу» – диктата распоясанных учеников и таких же родителей, считающих учителей за обслугу. Но документом теперь закреплено право педагогов на получение бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с защитой чести, достоинства и деловой репутации.