aif.ru counter
70

Юрий Денисов: О качестве образования нужно судить по знаниям отстающих учеников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. "АиФ-Алтай" 19/11/2012

О том, какую цель преследуют новые стандарты школьного образования и как они реализуются в крае, нашей газете рассказал заместитель губернатора края, начальник Главного управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Юрий Денисов.

Учиться надо и родителям

– Юрий Николаевич, закончилась первая четверть в школах Алтайского края. Каковы итоги этого периода и как, в частности, идет преподавание школьникам введенных в этом году основ религиозных культур и светской этики?

– Во всех школах края продолжается внедрение новых стандартов начального образования. В частности, продолжается оснащение школ соответствующим оборудованием, техникой, современной школьной мебелью.

По сути, оснащение школ региона по новому стандарту близко к завершению – все закупки сделаны, осталось лишь дождаться прихода всего необходимого оборудования – средств на переоснащение было заложено много и не все можно было доставить одномоментно.

Так же совершенствуется образовательная программа, которая составляется самой школой и учителями, идет подготовка и переподготовка педагогов в соответствии с новыми требованиями.

Все учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации. Наблюдения показывают, что детям новый образовательный стандарт нравится, они обучаются с большим удовольствием, да и учителя признают, что эти стандарты удобны и удачны.

Главная цель стандарта – воспитать здоровых и образованных детей. Стандарт требует, чтобы мы создавали оптимальные условия для обучения не только внутри школы, но и вовне, для чего учителям необходимо больше общаться с родителями.

Без помощи родителей трудно реализовать все задуманное – крайне важно, чтобы образование как процесс продолжалось и в семье. А новый курс «Основ религиозных культур и светской этики» показал, что необходимо открывать этот предмет и для взрослых – сейчас мы хотим инициировать возможность присутствия родителей на занятиях.

С тем чтобы они знали, что мы читаем, какие методы и технологии используем. И понимали, как с этим курсом работать дома.

Некоторым родителям самим не мешало бы расширить свои знания по этому предмету. Ведь один из мотивов введения курса – воспитание морали и нравственности в нашем обществе. И здесь очень важно находить понимание и поддержку родителей.

Селу своих учителей

– Как власть помогают детям из многодетных или неблагополучных семей?

– Новый образовательный стандарт предполагает, прежде всего, укрепление здоровья детей в школах. А еще в новой школе не должно быть отстающих.

Да, мы научились работать с талантливыми детьми – отбираем их, поддерживаем. Но нужны соответствующие подходы к работе и с детьми другой категории – не столь одаренными, в том числе из семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Надо судить учителя не только по его лучшим ученикам, но и по так называемым «трудным» в классе. Никто не должен отставать. Важно всем детям дать возможность реализоваться, научить их продвигаться по жизни. И мы замечаем таких учителей, которые у сложных ребятишек сформировали позитивную мотивацию к самореализации.

Мы им помогаем – и методически, привлекая к работе с отстающими учениками психологов, и материально – доплачивая за дополнительные часы, которые они посвятили таким школьникам.

Особое внимание в крае уделяется многодетным семьям. Большинство из них –дружные семьи с заботливыми родителями. Но в силу того, что детям хочется всего и сразу, а финансовые ресурсы родителей ограничены – мы помогаем таким семьям, – по распоряжению Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина выделяются средства на подготовку детей к школе организован летний отдых в лучших лагерях края.

Вся наши система, все наши педагогические коллективы настроены на повышение внимание к таким семьям. Помимо этого во многих краевых программах многодетные семьи стараются каким-то образом выделить и чем-то им помочь.

– Какие меры предпринимаются для решения кадровой проблемы в системе общего образования? Какие меры поддержки предусмотрены для педагогических работников?

– Кадровая проблема в нашем крае решается сложнее, чем во многих других регионах России по той причине, что у нас очень много сельских школ.

А еще наш край отличается равномерным распределением населения – больше 1000 населенных пунктов – и почти в каждом школа. А там где есть школа – власть дает сигнал жителям, что считает село перспективным, что оно должно жить и развиваться.

Привлечь в маленькие школы учителей – отдельная проблема и одного универсального решения для нее нет. Сейчас мы делаем ставку на учительские династии на селе и формирование учительских кадров из жителей села, вчерашних учеников. При этом, хотя школы и маленькие, необходимо обеспечивать в обязательном порядке качество образования.

Чтобы облегчить эту задачу мы в вузах специально готовим учителей для малокомплектных школ, где они будут преподавать сразу несколько предметов. Плюс готовим для них раздаточный материал, чтобы уменьшить временные затраты на подготовку к урокам. Плюс решаем социальные и материальные проблемы молодых учителей – вводим такие нормы оплаты труда, которые позволят им уже в первый год работы получать нормальную зарплату – им идет доплата на 30%.

Дополнительно к этому стимулируем муниципалитеты доплачивать учителям из местного бюджета, решать их жилищные проблемы. И в каждой маленькой школе мы стараемся создать комфортную обстановку, чтобы были учителя-наставники, которые помогли бы молодым специалистам.

Но в целом решение проблем комплектования сельских школ напрямую связано с кадровыми проблемами села, привлечением туда специалистов во всех сферах – здравоохранения, культуры. Это комплексная краевая задача привлечения молодежи в сельские районы.

Дойти до дальней школы

– Как разрешилась ситуация со средней школой в селе Озерки Тальменского района, где затянулся ремонт кровли?

– Мы на федеральном уровне защищали свой проект комплексной модернизации школ края, и наш проект был признан одним из лучших. Нам выдели на его реализацию одну из самых крупных субсидий в России.

Были возможности распределения этих средств по муниципалитетам, но тогда бы у нас появились сотни подрядчиков и заказчиков, на которых мы никак не могли бы влиять. Поэтому было принято решение делать заказ от нас, с участием школ, которые определяют, что им необходимо, заключают контракт с подрядчиком, принимают выполненную работу.

Мы взяли на себя ответственность направить больше половины средств на реконструкцию и капитальный ремонт школ – в том числе ремонт кровель, замену окон, ремонт спортивных залов. И понимали, что еще не осваивали такой крупной суммы и не все пройдет гладко.

Надо так же помнить, что весь май и июнь школы заняты, а в июле работают пришкольные лагеря. Для работы практически оставался только август.

Все это наложилось на недобросовестность отдельных подрядчиков. В Озерской школе необходимо было менять кровлю. Мы говорили еще в августе и сентябре: не вскрывайте ее перед дождями, лучше отложите до зимних дней без осадков. Либо вскрывайте и ремонтируйте кровлю технологично, частями, чтобы школу не залило водой.

Тем не менее, на месте приняли другое решение. Думается, сыграл роль и наш менталитет – школы не привыкли жаловаться, не у всех хватило решительности потребовать от подрядчиков выполнения в срок взятых на себя обязательств.

Сейчас, благо, ремонт кровли завершен и дети вернулись к обычным занятиям в классах.

– Что ждет нас в будущем, сколько школ планируется построить и отремонтировать в ближайшие годы?

– Работа проведена большая. Множество школ было построено или реконструировано в последние годы. Так комнаты гигиены для девочек есть сегодня в 30% городских и 40% в сельских школах, увеличилось число школ с горячим водоснабжением, туалетами, спортивными залами с действующими душевыми. Улучшилось качество, доступность, и эффективность образования.

Во многих школах заменены окна и крыши. В новом проекте «80х80» практически половина позиций – объекты образования. Точную цифру называть пока рано. Знаем, что будет построена Верх-Катунская школа – проект там очень удачный. Будут реконструироваться школы в других районах.

Надо чтобы все, что делается нами в образовании, чувствовали и в самой отдаленной школе края. Пусть там мало учеников, всего четыре парты и восемь стульев.

Но пусть эти парты и стулья будут новыми и удобными. И если учительница в этой школе считает, что ей нужен компьютер – пусть он у нее будет.

В конечном счете все, что мы делаем должно быть направленно на то, чтобы качество образования в школе самого отдаленного маленького села в крае таково же высокого качества как и в передовой городской школе.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество