«Люди кричат не на вас, люди кричат про себя, хотят быть услышанными». Однажды, на одном из семинаров услышав от психолога эту фразу, Ирина Лобова усвоила её крепко-накрепко. Как и другие профессиональные знания, это помогает ей в работе.
Полковник юстиции Ирина Лобова – руководитель отдела по приёму граждан и документационному обеспечению следственного управления СКР по Алтайскому краю. Конечно, не каждый, кого жизненные обстоятельства побуждают обратиться в СУСК, срывается на крик; такое всё-таки случается нечасто. Но немалое число посетителей кабинета Лобовой находятся на «взводе», ведь люди без проблем сюда в принципе не приходят.
«Формально работа нашего отдела заключается в приёме и первоначальной обработке обращений граждан, поступающих по различным каналам связи, по вопросам, относящимся к компетенции Следственного комитета. Это сообщения о совершённом или готовящемся тяжком преступлении, в том числе в отношении несовершеннолетних и коррупционной направленности; жалобы на действия или бездействие сотрудников следственного управления, – рассказывает Ирина Игоревна. – По факту тематика обращений гораздо шире, и каждому заявителю мы должны дать ответ, разъяснение по существу».
С опытом и без формализма
«Некоторые люди почему-то думают, что СК – чуть ли не истина в последней инстанции», – добавляет собеседница. И улыбается: вспомнила посетителя старшего возраста, который хотел, чтобы СУСК остановило судебный процесс. «Уважаемый, мы не можем этого сделать, – объясняют ему, – и никто не может».
При личном и телефонном обращении человека давать ему максимально возможные пояснения Ирина Игоревна взяла за правило с первых дней работы в отделе. К слову сказать, возглавила его Лобова в 2013 г., имея опыт «практической юриспруденции». По окончании в 2000 г. юрфака АлтГУ она работала в Каменской межрайонной прокуратуре помощником прокурора. Тогда все девушки были на таких должностях, а мужчины – следователями. Ирине Игоревне досталось уголовно-судебное направление, поддерживала обвинение в суде. Дослужилась до заместителя прокурора. Когда в 2007 г. при Прокуратуре РФ был создан Следственный комитет, без особых раздумий перешла в новую структуру.
По её словам, опыт прокуратуры, понимание, как работает следствие, очень помогают при приёме граждан.
«Когда, к примеру, поступают жалобы на действия следователей, материалы проверок, я чётко понимаю, что вызвало недовольство или несогласие людей, чего они хотят, – поясняет Лобова.– Бывает, приглашаем в аппарат управления потерпевших, объясняем что-то по ходу следствия, по сути экспертиз. В первую очередь это должен делать следователь по делу, но у них порой такой вал работы, что они объективно не могут уделить повышенное внимание потерпевшим…
За формализм следователю может и «достаться»… как минимум профилактическая беседа. Как-то женщина из села приехала в райцентр по своей надобности и решила заодно заглянуть в отдел к следователю с интересующим её вопросом по материалу проверки, где она была заявителем. А молодая сотрудница сказала, как отрезала: «Я вас не вызывала!» Женщина «в растрёпанных чувствах» позвонила в Главк, Лобовой в ответ пришлось принимать меры, потому как такое отношение к гражданам является недопустимым.
Душевные люди
«Но большинство наших следователей не только тактичные, но и душевные люди! – тут же «нивелирует» она досадную историю. – А 4-й отдел по расследованию особо важных дел (специализируется на преступлениях в отношении несовершеннолетних и совершённых ими. – Ред.) у нас вообще – рекордсмен в помощи пострадавшим! Кому в организации лечения помогают, кому – в решении бытовых или других вопросов. И не только потому, что следствие по букве закона должно обеспечить конституционное право потерпевших на защиту, но и по «велению души».
Видимо, это «веление» не позволяет Ирине Игоревне и её коллегам (а весь отдел по приёму граждан – пять человек. – Ред.) «отмахиваться» от обращающихся с «непрофильными» вопросами.
Большинство наших следователей не только тактичные, но и душевные люди! Кому в организации лечения помогают, кому – в решении бытовых или других вопросов.
«Неправильно сказать человеку: «Это не в нашей компетенции», – говорит собеседница. – Нужно как минимум объяснить, куда именно ему следует обратиться, каким образом это лучше сделать; кому-то мы сразу помогаем заявление в нужную инстанцию написать, если видим, что человек этого самостоятельно сделать не может. Особая и немалая часть обращающихся к нам граждан – люди старшего возраста. Вот объясняю одному мужчине по телефону, что ему должны помочь в администрации города, отправить жалобу туда он может в том числе через интернет-приёмную. А он спрашивает: «А интернет – это кто?»
«Следственные органы не имеют права вмешиваться в работу других ведомств, – продолжает Ирина Игоревна, – но почему бы хотя бы не дать обратившемуся дельный совет? Практика показывает, что значительная часть сограждан до нас бы и не дошла, если бы они нашли ответы на свои вопросы, разрешение проблемы у тех должностных лиц, в тех структурах, инстанциях, кто, собственно, и призван их решать. И ещё практика, к сожалению, показывает, что немалое число граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, вплоть до представления интересов в суде, даже не знает про это право».
О компетенции и работе
Не в компетенции СУСКа– деятельность судов, включая содержание судебных решений, как и работа полиции как таковая. Преступления, совершённые сотрудниками ОВД, расследуют следователи, но участковый, не отреагировавший на заявление гражданина, или не так, на его взгляд, отреагировавший, – не тема Следкома. Как и вопросы оказания медпомощи, если эта помощь не привела к тяжким последствиям (прошлой осенью, во время пика заболеваемости коронавирусом, жалобы на «Скорую помощь» поступали потоком. – Ред.).
Качество содержания дорог, текущие крыши и трубы – тоже не «епархия» следственных органов. Хотя… в последнее время региональному СУСКу приходится заниматься актуальными темами. Так, к примеру, острота проблемы обеспечения жильём детей-сирот привела к доследственной проверке, а затем и возбуждению уголовного дела в отношении должностного лица по статье «Халатность». В зоне внимания также был барнаульский долгострой на ул. Ленина, 195. В ходе доследственной проверки состава преступления в действиях застройщика не обнаружено, но с её началом работы активизировались, и многострадальные дольщики наконец-то стали получать ключи от долгожданных квартир («Наш следователь ходил на стройплощадку каждый день, как на работу, чуть в прораба не переквалифицировался», – смеются в ведомстве). Следователи также помогли доказать правоту жителей одного «стародавнего» дома на ул. 1я Западная. Он давно был признан аварийным, но чиновники тянули с его включением в программу переселения, считая, что можно «подлатать». Экспертизами, проведёнными в рамках доследственной проверки, было подтверждено, что дом не пригоден для проживания, траты на его ремонт бессмысленны. Расследуется уголовное дело.
В 2020 году в адрес регионального СУ СКР поступило около 4 тысяч обращений. «На двести больше, чем годом ранее, но вообще в «пределах нормы», – отмечает Лобова. Из них порядка 1300 переадресованы по компетенции, остальные разрешены по существу.
А теперь – «вишенка на торте». Как известно, в управлении работает линия «Ребёнок в опасности». За год «сигналов» на неё поступило 75, а звонков… почти 11 тысяч. На каждый ответили.
«У нас не отвечать не принято, – говорит Ирина Игоревна. – Есть одна женщина, которая звонит по любому поводу и во все ведомства, куда можно дозвониться. Точно знаю, что некоторые из адресатов её номер уже заблокировали. А мы слушаем и разговариваем, может, человеку от этого легче…»
Важно
В СУ СКР по Алтайскому краю можно обратиться с заявлением как лично, так и через интернет-приёмную на сайте ведомства, официальную страницу «ВКонтакте», а также по телефонам 8 (3852) 29-80-02, 29-80-26.
Кроме того, круглосуточно работает телефон доверия 8 (3852) 29-80-94 и линия «Ребёнок в опасности» 8 (3852) 29-80-95 (для абонентов сотовых операторов 123).