До чего же увлекательные они, эти машины! Вот мечта ленивого кофемана – робот, размешивающий в чашке ароматный напиток. Вот сладкие грёзы начальника стройки – робот-кран, который определяет, когда вира, когда майна…
А создатели этих и других моделей – обычные школьники и даже воспитанники детских садов. На олимпиаду по робототехнике съехалось около 220 участников со всего края.
В Барнауле прошла олимпиада по робототехнике | Фотогалерея
Без простоев!
Несколько лет назад в школы стало поступать оборудование по новым стандартам образования. В том числе конструкторы Lego Wedo (для начальной школы) и Lego Mindstorm (для средних и старших классов). И часто получалось, что это достаточно дорогое оборудование (маленький конструктор порядка 6-7 тысяч, а большой – 15-17 тысяч рублей) попросту простаивало.
Как можно «приспособить» его к учебному процессу показала первая олимпиада, которую провели энтузиасты – барнаульская гимназия № 42, педагогический лицей и педакадемия. Это было не столько соревнование, сколько первый опыт методической поддержки учителям.
А интерес у педагогов края к потенциальным возможностям киберобучения оказался огромным. Особенно активны были учителя отдалённых районов края. Специально для них выпускники АлтГПА под руководством Елены ПУЗЫРНОЙ, в то время преподавателя академии, а ныне сотрудницы ЦДЮТ Железнодорожного района Барнаула, разработали методику дистанционного обучения. И дело, как говорится, пошло.
– Мы с ребятами на олимпиаду уже третий год ездим, – говорит Наталья ДЬЯКОВА, учитель информатики Тальменской средней школы № 6. – Кружок робототехники посещают 68 человек. Занимаемся в две смены. Сидим до темноты, порой даже выгоняем детей из школы, потому что родители начинают звонить: «Где потерялся ребёнок?».
Плюс эффекты
В спортзале АлтГТУ царила вовсе не привычная для школьных олимпиад атмосфера. Громкая музыка, дети, которые, казалось, что хотят, то и делают: кто в ноутбуке задание просматривает, кто на тренировочной площадке предстартовую подготовку своего робота проверяет. Ведущий то и дело объявляет: «На «суперчерепашку» приглашается команда «Винтик и Шпунтик», приготовиться «Солярис-1». На «чёрной линии» выступает «Бит и байт», готовятся «Кибермастера»…
– Каждая команда придумывает себе название, – объясняют Катя АЛЕКСЕЕВА и Диана ЛИСИНКОВА из Егорьевской средней школы. – Наша команда, например, «РобоVIP». Такое название придумали потому, что роботы – они хорошие, самые суперские!
Детсадовцы и ученики 1-2 классов без инструкции собирали рычащего льва. Лучший результат – 3 минуты! А ученики 4 классов, посмотрев на модель по видео, должны были за 30 минут собрать точь-в-точь такую же.
– Сколько же много у нас умных детей! – восхищённо признаюсь Елене Пузырной, бессменному организатору олимпиад по робототехнике.
– Очень много, – соглашается Елена Викторовна. – Ещё больше умных педагогов, которые «загораются» этими идеями. Занимаясь робототехникой, ребята получают немало положительных «побочных эффектов» Это же инструмент, который позволяет по-другому взглянуть на любой школьный предмет. В информатике это программирование, в технологии это сборка, развитие мелкой моторики. Развивают речь, потому что важно рассказать о модели. А если ребята собирают льва или аллигатора, то должны узнать об этих зверях: как выглядят, что едят, как двигаются – это уже зоология.
Победителями IV краевой олимпиады по робототехнике стали в категории Lego Wedo – МБДОУ «Детский сад № 168» (специальный приз), МБОУ «СОШ № 168» Барнаула и МБОУ «Степноозёрская СОШ» Благовещенского района; в категории Lego Mindstorms – ЦДЮТ Ленинского района Барнаула, МБОУ «Гришковская СОШ» Немецкого района, МБОУ «Шипуновская СОШ им А. В. Луначарского», МБОУ «Гимназия № 42», КГБОУ СПО БГПК.