Примерное время чтения: 7 минут
400

Алтайский машиностроитель: развал заводов - итог преступной политики 80-х

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ-Алтай 22/01/2020
Виктор Крутов / АиФ

Владимир Бородин – профессор, Заслуженный машиностроитель РФ, человек, который всю свою жизнь посвятил алтайской промышленности. В свои 76 лет он занимает активную жизненную позицию, а его профессиональное мнение всегда является авторитетным. Во время беседы с корреспондентом «АиФ-Алтай» он рассказал о проблемах и перспективах алтайской промышленности, а также поделился, что такое счастье.

Повышенная токсичность

Ольга Сергеева, АиФ-Алтай: Промпредприятия Барнаула в 2019  году произвели продукции более, чем на 91 млрд рублей, что почти на 6% выше 2018 года. На ваш взгляд, это показательная цифра или нет?

Владимир Бородин
Владимир Бородин Фото: АиФ/ Виктор Крутов

Владимир Бородин: Показатели объёмов производства, конечно, важны. За ними стоят рабочие места, заработная плата и т.д. Но, говоря о промышленности сегодня, на мой взгляд, более важны не столько показательные цифры объёмов производства, сколько качественные преобразования в отрасли. И, что очень радует, такие преобразования идут.

- И всё-таки, несмотря на растущие экономические показатели, многие эксперты по-прежнему называют Алтайский край депрессивным регионом, или как сейчас модно говорить – токсичными. Вы с этим согласны?

- Мне, как человеку, который родился на Алтае, и именно здесь стал тем, кем я есть, очень неприятно и больно слышать, что наш край депрессивный и  тем более токсичный...  Я не могу так говорить о своей родине. Алтай - регион очень привлекательный, здесь много талантливых людей. Но всё же, если рассматривать депрессию как стагнацию в экономике края, к сожалению и, безусловно, она присутствует. Она определяет и низкий уровень реальных доходов населения, что позиционирует нас в десятке самых бедных регионов России. Всё это так, но давайте поговорим о причинах. Одна из основных – географическое положение. Например, у нас есть качественная сельскохозяйственная продукция, причём она намного лучше, чем во многих других регионах. Но её доставка, например, в центральную часть России или на Дальний Восток, либо на север, обходится очень дорого. В итоге снижается конкурентоспособность.

- То есть получается, что Алтай в этом плане обречён?

- Ну что значит обречён? Надо искать выходы – например, один из вариантов – глубокая переработка сельскохозпродукции. Что касается промышленности, здесь выход  в том, чтобы делать уникальную продукцию, аналогов которой или мало, или нет вообще. И тогда потребитель будет её брать за ту цену, которую предлагает производитель.

Кто развалил заводы?

- Народ постоянно возмущается - заводы-гиганты развалили, сейчас в их зданиях находятся торговые центры…

- Эта ситуация является следствием преступной экономической политики конца 80-х. То, как наши реформаторы расправились с экономикой страны - таких аналогов в мире больше нет. Можно привести в пример судьбу отдельных предприятий, которые могли бы успешно работать по сей день, обеспечивая людей рабочими местами, зарплатой и уверенностью в завтрашнем дне. 

- Владимир Андреевич, сколько понадобилось бы средств, чтобы восстановить промышленное производство на Алтае в прежнем объёме, возродить те заводы?

-  В 1998 году мы пробовали дать такую оценку - нужен миллиард  долларов. 

- Потери каких предприятий вы считаете самыми значимыми, тяжёлыми?

- Закрытие  тракторного завода. Причём эта потеря произошла не только потому, что «Алтрак» не успел за требованиями рынка. Главная проблема в том, что мы потеряли рынок в Средней Азии, для которой этот трактор проектировался и изготавливался. С развалом Союза мы потеряли азиатский рынок и туда сразу быстро пришли американцы.

- Лидером промышленности в своё время была оборонка. Не секрет, что в годы войны каждый второй патрон для фронта изготавливали здесь, у нас.  Сейчас как вы оцениваете ситуацию?

- Вообще, рождению на Алтае крупной промышленности мы обязаны Великой Отечественной войне.  И до сих пор оборонка является технологическим лидером. Сегодня продукция оборонного комплекса в крае составляет 8% от общего объёма промышленности.

- Согласно задаче, которую поставил президент, доля гражданской продукции на оборонных предприятиях через 10 лет должна составить 50% от общего объёма. Как считаете, это нужно вообще?

- Да, чтобы обеспечить этим предприятием их будущее в моменты спада объёмов гособоронзаказов. А такие моменты есть и будут, это естественный процесс.

- То есть пока в мире - мир, оборонка будет делать мясорубки, а в случае напряжённого положения – патроны и моторы для подлодок?

- Да, абсолютно точно. Но при этом надо не забывать, что продукция  гражданского назначения должна быть совместима по технологии и  оборудованию. У нас в 80-е годы были примеры, когда  предприятия,  выпускающие уникальнейшую продукцию, пытались делать кастрюли - и у них это не получалось!

- Но с точки зрения обывателя, когда оборонный завод начинает делать кастрюли – это вызывает недоумение, даже панику – что происходит?

- В этом нет ничего такого! На Западе такая же история. Например, крупнейшая корпорация «Боинг»,  работающая на оборону Америки, параллельно выпускает товары гражданского назначения.

Про деньги и счастье

- Обывательский вопрос  к вам как к экономисту - во что лучше вкладываться сегодня?

- Чтобы быть конкурентоспособным, нужно себя совершенствовать. Поэтому самое выгодное вложение – в себя, в детей, в семью. Вкладывать свои собственные средства в экономику страны, как это принято в странах Запада - там народ покупает акции предприятий в надежде на то, что потом получат дивиденды - у нас пока что рановато. 

Работайте, стремитесь к карьерному росту, и не беда, если не всё получается. Мы все разные, и для каждого счастье тоже в разном.

- А для вас оно в чём?

- Счастье в моём понимании -  это счастливая семья, работа, которой я удовлетворен, это отношение людей ко мне. Что касаемо материальной стороны – у меня есть определённые базовые потребности, и если они удовлетворяются, я тоже счастлив.

- Раз уж мы начали говорить про материальное, как считаете, какая оптимальная зарплата должна быть у жителей края?

- Думаю, что с такими потребностями, как у меня, это тысяч 50. Недавно смотрел статистику – уровень  доходов год от года растёт. Я соотнёс эти цифры с прожиточным минимумом, который ежегодно устанавливается в крае. Так вот, если доход разделишь на прожиточный минимум, то получится, что уровень реального дохода падает.

- Кем вы мечтали стать в детстве?

- Моряком Северного флота. Но по здоровью не прошёл  – из-за того, что  заикался, меня не взяли в дальневосточное мореходное училище. А дальше мне было всё равно, куда идти. Я был сельским парнем. Отец сказал – едь в Барнаул, поступай в политех. Так я и сделал. А вообще я из Солонешенского района родом, очень люблю этот  район.

- Какие ещё любимые места на Алтае у вас есть?

- Горный Алтай. Всей душой люблю Чуйский тракт.  По служебным делам был в Австрии и Швейцарии, посмотрел хвалёные Альпы  - Алтай гораздо красивее

Досье
Владимир Андреевич Бородин - доктор экономических наук, профессор, заслуженный машиностроитель РФ. Родился 10 октября 1943 г. в Солонешенском районе. В 1965 г. окончил Алтайский политехнический институт по специальности «Сельскохозяйственные машины», прошёл путь от рядового инженера до главного конструктора. В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию с последующим присуждением ученой степени кандидата технических наук. С 1982 г. трудился в НПО «Анитим». В 1997 г. присвоено ученое звание профессора. Является одним из основателей и руководителей Союза промышленников Алтая, Института проблем промышленного развития. В 1998 г. успешно защитил диссертацию. В настоящее время является профессором, возглавляет Институт проблем регионального развития в структуре АлтГТУ. Воспитал двух сыновей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах