Примерное время чтения: 7 минут
173

Кащей Бессмертный и Змей Горыныч – кто кого?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Алтай 06/04/2011

Всю минувшую неделю в интернете бурно обсуждалась неожиданная инициатива – сделать туристическим брендом Алтайского края… Кащея Бессмертного! Автор идеи, барнаульский скульптор Сергей Мозговой полагает, что столь неоднозначный персонаж способен увеличить в наш регион поток туристов, способствовать развитию малого бизнеса, дать новые возможности для реализации местным архитекторам, художникам, ремесленникам, скульпторам и дизайнерам.

Битва за «цветочек»…

А началось все с того, что Московская ассоциация землячеств инициировала создание «сказочной карты России», главная задача которой – развитие внутреннего туризма в регионах. Семнадцать территорий уже «застолбили» за собой таких персонажей, как Баба-яга, Емеля, Щука, Курочка Ряба, Мышка-норушка, Водяной, Алеша Попович, Левша, Данила-мастер, Кикимора, Колобок.

Там появляются музеи, гостиницы, посвященные этим героям, торговые марки (например, хлеб «Колобок»), вызывающие немалый интерес у туристов и спрос у потребителей. Большинство мифологических и сказочных персонажей «получают прописку» в Центральной и Европейской части страны, Сибирь же пока остается «белым пятном» на волшебной карте страны. Именно эту «несправедливость» и решил исправить наш земляк Сергей Мозговой.

Причем исправить как можно скорей – ведь формирование карты только началось, а за некоторых персонажей уже развернулась настоящая битва – так, «Аленький цветочек» делят Уфа (где было создано произведение Аксакова) и Оренбург (где жила няня литератора Пелагея Клюшкина, поведавшая ему сюжет). И если не успеть зарегистрировать сказочный брэнд, его могут попросту перехватить!

Например, кроме Алтая на Кащея уже «заглядываются» представители Твери – заброшенные каменоломни там уже объявили резиденцией Кащея Бессмертного, потому что кто-то когда-то видел там чудище с горящими глазами.

В одной точке интересы многих…

И все же, почему именно Кащей? Аргументация проста – в сороковые годы прошлого века значительная часть съемок легендарной сказки Александра Роу «Кащей Бессмертный» проходила у нас, на Алтае, в окрестностях села Озерки. Там был возведен настоящий деревянный русский посад, который в ходе создания картины был «благополучно» сожжен слугами Кащея.

До сих пор в селе сохранилось то место, где проходили съемки, жители называют его «кащейкой», а старожилы, участвовавшие в массовке, с готовностью делятся воспоминаниями о том, как угощали приезжих актеров Сергея Столярова, Галину Григорьеву (Марья Моревна), Ивана Рыжова (парень-весельчак) и пытались им всячески помочь.

– Один из принципов создания «Сказочной карты России (закрепления героя за тем или иным регионом – прим. авт.) – по месту создания произведения или месту рождения его автора, – говорит Сергей Мозговой. – Я предложил Кощея Бессмертного, потому что значительная часть этого фильма была создана именно у нас, в окрестностях села Озерки. Интересы многих пересекаются в одном месте. У жителей села есть интерес сохранить в памяти события, связанные с созданием этого фильма; побороть безработицу.

У музея ГМИЛИКА есть желание более интересно и привлекательно показать историю Алтая, его связь с отечественным кинематографом. У скульпторов давняя мечта – провести межрегиональный фестиваль парковой скульптуры. У архитекторов давно есть масса проектов по созданию музея под открытым небом. Ремесленники не отказались бы от места, где могли бы реализовывать свою продукцию, показывать мастер-классы, фольклористы, клубы исторической реконструкции имеют потребность в декорациях для каких-то своих мероприятий.

Все эти интересы можно реализовать в одном месте. Тем более что место это достаточно удобное – село расположено всего в 500 метрах от федеральной трассы М-52 (сама «кащейка», где снимался фильм, – в 2,5 км от нее), которая соединяет Новосибирск с Горным Алтаем. Туда привлекать туристов и не надо, летом они идут сплошным потоком. Другое дело, что их надо убедить, что если они заедут, им будет не скучно, будет на что посмотреть, чем развлечь детей, где оставить деньги.

Можно и не выдумывать!

Сейчас Сергей Мозговой готовится представить свою идею краевым властям и бизнес-сообществу в надежде получить поддержку: как административную, так и инвестиционную. Увенчается столь оригинальная затея успехом или нет – покажет время. Пока же предложение избрать туристическим брендом столь неоднозначный – не то злой и трагический, не то комический и иронический – образ вызывает острые споры…

P. S. Кащей Бессмертный – не единственный бренд, предложенный Сергеем Мозговым. По мнению скульптора, Змеиногорск может стать идеальной «родиной» Змея Горыныча:

– Это очень перспективный регион с точки зрения развития туристического бизнеса – там есть и равнины, которые, по данным геологов, когда-то были дном моря, и множество специфических озер с соленой водой, великолепными по своим свойствам грязями. В этом же районе есть горы – Колыванский хребет, который когда-то был берегом моря, и теперь мы можем наблюдать вымытые замысловатые скалы как готовые скульптуры.

Там и подземный город XVIII-XIX вв., который создавали лучшие умы того времени, инженеры из Санкт-Петербурга, где работали Ползунов и Фроловы, где была создана первая железная дорога на конной тяге. Есть проект создания музей на месте заброшенного рудника, где добывали серебро. Идей много. Мест много. И ничего выдумывать не надо – территория края настолько богата с точки зрения истории и культуры, что надо лишь вспомнить и грамотно это преподнести.

Справка

17 регионов России уже обзавелись своими сказочными символами. Например, в Москве «прописан» Чебурашка, в Костроме – Снегурочка, в Великом Устюге – Дед Мороз, в с. Кукобой (Ярославская область) – Баба-Яга, в Кенозерье (Архангельская область) Иванушка-Дурачок, в с. Береза (Курская область) – Соловей-Разбойник.

К слову

«Кащей Бессмертный» – не единственная картина, съемки которой проходили на Алтае. Всего наш край послужил площадкой для создания более 30 известных игровых фильмов, в их числе: «Ермак», «Русский сувенир», «Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Праздники детства» и др.

Директор Государственного музея истории, литературы, искусства, культуры Алтая Игорь Коротков:

– Интересная тенденция наметилась и в России, и в мире – раскручивать то, чего нет (например, Лохнесское чудовище). На Алтае немало своих легенд, та же мрачная о «Голубой Даме». Есть и история, и антураж (особняки, город, Обь), можно выстроить туристический маршрут, но ее кроме нас никто не знает, ее надо раскручивать с нуля, а это сложно, нужно приложить огромные усилия. У нас есть и литературная карта края, и кино-карта, и карта, связанная с драгоценными камнями и промыслами, мы не раз предлагали создать «космическую карту», ведь сколько у нас связанных с этой темой брендов (мест и персоналий). Может, стоит заняться проработкой таких направлений?

Все же Кащей – это узко. Алтай – настолько богатый регион по культурному и историческому потенциалу, что грех использовать один лишь персонаж. Но если речь о вкладе именно в сказочную карту, то хочу сказать, что сцены с Кащеем снимались в Средней Азии, а в Озерках только сцены взятия древнерусского посада, крепости демоническим войском, сожжения ее.

Да, создать в Озерках древнерусский посад, где есть возможность развернуться скульпторам (резьба по дереву, строения без единого гвоздя), населить его какими угодно персонажами (от сказочных, мифических, до реальных), сделать место, где люди могли бы заняться традиционными ремеслами, пострелять из лука, подковать лошадь – все это интересно. Легко и просто создать центр притяжения туристов, основываясь на культурных традициях, тем более что и историческая подоплека у нас есть. Но говорить, что Кащей только наш, то же самое, что привязать Рериха к какой-то одной стране или Пушкина, музеев и памятников которому по всей стране и миру десятки…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах