aif.ru counter
33

К чему приведет внедрение института сити-менеджера в Барнауле

 amic.ru  предложил читателям ознакомиться с нижеприведенным текстом:

Изменения в Устав города Барнаула Алтайского края (Муниципальный правовой акт в ред. Решения от 10.06.2010 № 304), предполагают разделение ответственности за руководство городом между двумя должностными лицами: "Главой города Барнаула" и "Главой администрации города Барнаула".

Главу города Барнаула выбирают депутаты Городской Думы из своего числа. Глава администрации принимается на должность Главой города по контракту через процедуру конкурсного отбора и становится так называемым "сити-менеджером".

Напомним, что в настоящее время, согласно текущей редакции Устава, Глава города является одновременно и Главой администрации. Поводом для рассматриваемых изменений послужил частный инцидент – конфликт между представителями краевой власти и администрацией города.

В качестве причины сторонники изменений указывают, что институт прямых выборов градоначальника себя не оправдывает и к муниципальному управлению получают доступ непрофессионалы. Хотя, с другой стороны, этот же аргумент с еще большей убедительностью может быть применен к институту "сити-менеджера". В самом деле, выборность во всяком случае закрывает доступ к креслу Главы города для того, кто не оправдал доверие граждан и работал неэффективно. Назначение на должность Главы администрации города по контракту, напротив, ограничивает действие механизма обратной связи между мэром и жителями города, их запросами и нуждами.

Появление двух высших муниципальных чиновников может привести к размыванию ответственности за принимаемые решения. Пока остается открытым вопрос о том, кто из "первых лиц" будет получать санкции за ошибки управления, а кто станет бенефициаром. Хотя можно предположить, что своеобразным "громоотводом" станет именно "сити-менеджер" (Глава администрации), а обладателем реальной власти – Глава города.

К такому выводу приводит рассмотрение пункта 5.5. статьи 46 проекта изменений в Устав, который устанавливает, что Глава города Барнаула сосредоточивает в своих руках реальную власть, а именно "обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края".

Кроме того пункт 13.1. статьи 481 оговаривает, что контракт с Главой администрации города может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления Главы города Барнаула. Тем самым "сити-менеджер" оказывается полностью зависим от Главы города.

Это становится еще более очевидно, учитывая то обстоятельство, что Глава Барнаула является по новым поправкам одновременно и председателем Городской Думы, которой Глава администрации непосредственно подотчетен. Однако все обязанности по исполнению бюджета и осуществлению хозяйственных функций лежат на Главе администрации. То есть в случае возникновения сбоев в управлении и недовольства населения в отношении руководства муниципалитета ответственность за них понесет Глава администрации, а должностное лицо реально принимающее решения на городском уровне (Глава города) остается не затронутым.

Помимо того, Глава администрации Барнаула становится зависимым и от губернатора – по его заявлению также в судебном порядке может быть расторгнут контракт с Главой администрации. Таким образом, рассматриваемая реформа актуализирует вопрос о соответствии новой редакции Устава конституционным принципам автономии местного самоуправления, избираемости его органов.

С точки зрения налогоплательщиков города Барнаула принимаемые меры также выглядят спорными, поскольку появится необходимость оплаты труда не одного, а сразу двух высокопоставленных служащих и их аппарата. Поскольку изменения принимаются не самими жителями города, такое новшество представляется безакцептным повышением налогов. Наконец, имеющийся опыт внедрения в России института сити-менеджмента трудно оценить однозначно. На данный момент лишь около 17% муниципалитетов перешли на подобную систему.

Среди них уже имеются прецеденты скорого отказа от новой схемы ввиду неудовлетворительных результатов ее работы. Например, в Пермском крае во многих муниципальных образованиях обсуждается вопрос о приведении Уставов в прежний вид. Краснодарские депутаты несколько лет назад отказались даже от попыток введения должности сити-менеджера. Сейчас Краснодар официально признан лидером среди российских городов по комфортности ведения бизнеса — третий год подряд.

В Пскове за два года сменились четыре сити-менеджера, три из них находятся под следствием. Конечно, и в случаях со всенародно избираемыми мэрами можно привести немало примеров неблагоприятного развития событий, однако, здесь вероятность разрыва между запросами горожан и действиями градоначальника значительно меньше, поскольку последний зависит от воли избирателей.

В связи с вышеизложенными опасностями для демократической системы и прав граждан Центр философии свободы рекомендует:

1. Не разделять должности Главы города и Главы администрации города, сохранив тем самым целесообразное единство управленческих функций в муниципалитете и бюджетные средства. Порядок занятия должности Главы города (он же Глава администрации города) оставить прежним – через всенародные выборы.

2. Оставить за председателем городской думы координирующие функции в законодательном органе муниципалитета, исключив пересечение законотворческих и управленческих полномочий. В этом случае принцип разделения властей не будет нарушен.

3. Исключить из проекта изменений в Устав пункты 13.1. и 13.2., предполагающие возможность расторжения контракта с Главой администрации города по заявлению Главы города Барнаула и Губернатора Алтайского края.

Как уже сообщало ИА "Амител", общественные слушания по изменениям в Устав Барнаула состоятся 25 октября по адресу: г.Барнаул, пр.Комсомольский, 108а (в зале администрации Октябрьского района). Начало в 14-00.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах