Примерное время чтения: 4 минуты
107

Закон не писан? Сенаторы обсудили урегулирование онлайн-торговли

Сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев.
Сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев. Совет Федерации Федерального Собрания РФ

За последний десяток лет рынок маркетплейсов показал взрывной рост. Объем интернет-торговли в стране в 2023 году составил 6,4 трлн рублей. По данным ВЦИОМ, более 70% россиян хотя бы раз совершили покупку онлайн. Такой скачок роста порождает новые вопросы в сфере защиты прав потребителей и, соответственно, требует специального законодательного регулирования. Эту тему эксперты обсудили на площадке Совета Федерации РФ – на заседании профильной рабочей группы, которой руководит сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев.

Снизить риски для потребителей

На сегодняшний день российском рынке маркетплейсов 80% оборота сосредоточено на гигантах сферы - Wildberries и Ozon. Через последний за прошлый год было доставлено  5 млрд заказов, отметил замуправляющего директора Ozon Алексей Минаев.

«80% концентрации всей онлайн-торговли нашей необъятной Родины на двух основных площадках – условно в правой и в левой руке – это, конечно, большая ответственность для вас. Вы должны это понимать», – сказал Виктор Зобнев.

По словам сенатора, назрела необходимость прописать определенные правила игры. Ведь сегодня маркетплейсы предлагают не только простые потребительские товары, но и более сложные продукты, а также услуги. Сейчас на интернет-площадках можно купить даже автомобиль.

«При продаже товаров и услуг через Интернет возникает множество вопросов, связанных с предоставлением полной и достоверной информации, правилами возврата и обмена товаров, а также с вопросами ответственности сторон при заключении договора. Эти вопросы требуют регулирования», – подчеркнул Вячеслав Тимченко, председатель комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности.

О необходимости снизить возможные риски для потребителей при онлайн-торговле заявил и Антон Гущанский, директор по контрольной деятельности Центра развития перспективных технологий – оператора системы маркировки «Честный знак»:

«Да, маркетплейсы нужно развивать, это замечательное, современное, удобное средство, но всё должно быть четко отрегулировано, и они должны нести четкую ответственность».

Урегулировать, а не убить

Статистика жалоб потребителей также подводит к тому, что сфера требует дополнительного внимания. По словам представителя Роспотребнадзора Олега Прусакова, впервые за последние десять лет доля обращений граждан о нарушении их прав в торговле «обогнала» сферу услуг. Таких обращений в 2023 году было 209 тысяч – на 18% больше, чем в 2022-м.

Представитель одного из крупнейших маркетплейсов Алексей Минаев подтвердил, что жалобы есть, однако отметил, что только 0,04% товаров вызывают нарекания: от порванной упаковки до неисправности.

«Мы просим, чтобы оно [урегулирование] было направлено на защиту прав граждан, а не на то, чтобы просто убить эту отрасль. А те законопроекты, которые сегодня появляются, по нашему мнению, направлены исключительно на убийство отрасли», – сказал Минаев.

Между тем участники дискуссии многосторонне обсудили вопрос создания тех самых правил игры – для всех участников процесса: самих маркетплейсов, бизнеса, который торгует на площадках, и, конечно, потребителей.

Маркетплейс и магазин – не одно и то же?

Один из ключевых вопросов на повестке – относить ли маркетплейсы к сфере торговли или как IT-оператора. Можно ли их регулировать законом о торговле или нужен отдельный документ.

Минпромторг стоит на позициях, что маркетплейс – это все же формат торговли. Однако в ФАС готовы дискутировать с таким мнением. В ведомстве считают, что работу интернет-площадок должен регулировать отдельный закон, в котором пропишут понятия и механизмы, подходящие конкретно для этой среды.

Нельзя сравнивать онлайн-площадки и торговые сети, считает и Анна Арутюнян, директор антимонопольной и регуляторной практики Wildberries:

«У нас же барьеры входа значительно ниже. Мы просто проверяем наличие у продавцов необходимых документов и даем им возможность работать на платформе. Соответственно, применение к нам тех же механизмов регулирования как минимум не учитывает, как наша деятельность строится».

Также на заседании рабочей группы обсудили и другие вопросы, требующие законодательного урегулирования. Это продажа контрафактного или нелегального товара, предоставление рассрочек, а также права продавцов площадок и др.

При этом во время дискуссии Анна Арутюнян из Wildberries отметила, что есть огромное количество нормативно-правовых, которые устанавливают обязанности, в том числе для маркетплейсов. Среди них закон о защите конкуренции, о защите прав потребителей, различные госсистемы.

Резюмируя, она отметила, что маркетплейсы понимают общественный запрос на регулирование, но призывают к тому, чтобы эти нормы были по-настоящему исполнимыми.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах