Примерное время чтения: 8 минут
211

Привычка к трудностям. Что ждёт бизнес Алтайского края в 2015 году?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. "АиФ-Алтай" 17/12/2014

Ожидание Нового года – праздник. Предчувствие выходных дней, подарков, благодарных проводов уходящего года и надежда на год грядущий.

Правда, в этом году подарки приходится выбирать осмотрительно, с оглядкой на ценник. Да и ожидание будущего не столь безоблачно, как в прошлые годы. Но, несмотря на то что экономическая ситуация в стране не способствует безудержному новогоднему веселью, праздник состоится, и подарки будут вручены.

А вот что ждёт жителей края и предпринимателей в 2015 году? Об этом нам рассказала Юлия Пономарёва, директор Департамента экономического развития Алтайской торгово-промышленной палаты.

Молоко выиграло

– Юлия Владимировна, каким был для края уходящий 2014 год?

– Год был не простым. В первую очередь из-за обстоятельств сотрудничества с Евросоюзом, что повлияло как на мелкий, так и на крупный бизнес.

Так, например, пострадали крупные производственные предприятия края, которые хотели купить в Европе дорогостоящее оборудование. Европейские поставщики отказали в поставке оборудования и расторгли контракты на поставку, как новые, так и частично исполненные. Примеров срыва контрактов на поставку не так много, но они есть.

Безусловно, пострадали предприятия, закупающие в Европе сырьё и комплектующие для своего производства. Им пришлось в срочном порядке искать новых поставщиков, чтобы не остановить производство. А так как времени на поиски, сами понимаете, было не много, то пришлось заключать контракты быстро, не анализируя рынок, заключали контракты с тем, кто есть, не выбирая поставщиков с лучшими условиями.

Конечно же, очень сильно отразился на деятельности предприятий края рост курса валют и, как следствие, рост цен на топливо и импортное сырьё и комплектующие. Всё это вылилось в рост себестоимости производимой продукции. Что не могло не отразиться на покупательской способности населения.

Что касается малого бизнеса – тут ситуация тоже не лучшим образом сложилась. Большинство мелких предпринимателей не имеет больших товарных запасов, работает на постоянном обороте товаров. Соответственно в связи с постоянным ростом курса валют товар приобретается по одной стоимости, продаётся с учётом прибыли, а когда приходит время закупать новый, его стоимость уже равна розничной продажной стоимости. Конечно, из-за этой ситуации многие мелкие предприниматели сейчас работают без прибыли, как говорится, «в ноль», лишь бы сохранить свой бизнес.

Ни для кого не секрет, что не очень удачно сложился конец года и для сельхозпроизводителей края, из-за погодных условий не все смогли убрать урожай гречихи, который, надо отметить, в этом году был неплохой.

С другой стороны, из-за санкций немного выиграли производители молочной продукции и производители собственно мясного сырья (птицефермы), появилась возможность поставлять свою продукцию в европейскую часть России.

Если сделать общий вывод по итогам года, то практически все категории, как бизнес, так и физические лица, ощутили на себе результат санкций и роста курса валют.

Китай поможет?

– Какой прогноз можно сделать на ближайший год?

– Планировать сложно. Что будет с курсом валюты, не известно, а от него зависит очень многое. Видимая сейчас тенденция – производители края отправляют продукцию в центр России. А к нам на рынок заходят новые поставщики, например, Белоруссия. Цена и качество белорусских продуктов пока привлекательные. Но не ясно – это временный демпинг, или действительно они могут обеспечивать нас продукцией собственного производства по таким ценам. Фрукты, овощи, а также мясо готова поставлять в край Сербия. Но пока не понятно, какова будет цена, и сможет ли Сербия обеспечить всю потребность региона. Идёт налаживание контактов.

Сегодня все производители признаются в сокращении объёмов производства. Хотя некоторые при этом думают, как за счёт сложившейся ситуации расширить своё производство, например, через приобретение российского оборудования, на которое государство возмещает часть расходов. Часть предпринимателей старается переждать сложные времена. Часть ищет новые возможности. Но большинство не знает, на что можно рассчитывать и пока не планирует заключение долгосрочных международных контрактов.

– Многим ли удалось завершить программы перевооружения предприятий?

– Не многим. Большинство покупало оборудование в лизинг или рассрочку с надеждой, что они его отработают. Программа перевооружения у большинства предприятий осталась незавершённой. Активно предприятия края занимались этим последние три-пять лет. Только те, кто работал с Индонезией и Малайзией, сейчас продолжают перевооружение. А те, кто сотрудничал с Германией, оказались в сложной ситуации.

Конечно, у нас осталась надежда на Китай, который начал активно сотрудничать с Россией и, в принципе, может сделать всё, что необходимо – любые аналоги западного оборудования – с хорошим качеством, но более низкой ценой. Если им заказывать конкретное оборудование, по конкретным чертежам и при условии стопроцентного контроля при приёмке этого оборудования в присутствии разбирающихся в этом специалистов.Если Китай захочет освоить рынок оборудования, то край сможет получать его по приемлемой цене.

– С чем можно сравнить кризис рубежа 2014 и 2015 годов?

– Сложно сказать, каким будет продолжение этого кризиса. Пока всё напоминает кризис 2008 года. Бизнесу будет трудно, но ему никогда не было особенно легко.

Новый год без подарков

– Новый год не поможет малому бизнесу выжить?

– Раньше новогодние продажи кормили малый бизнес 3-4 месяца, но в этом году покупательский интерес сильно упал. Продуктовая корзина подорожала, а наши люди предпочитают сначала купить продукты, а не подарки. Подарков в этом Новом году будет меньше. Единственная особенность края – те предприниматели, которые успели перепрофилировать бизнес в продажу бытовой техники, пока не ощущают падения спроса. Видимо, как и от продуктов питания, от бытовой техники наши граждане готовы отказываться меньше всего.

– Какие отрасли края столкнулись с наибольшими проблемами?

– У нас почти нет предприятий, чей экспорт сильно завязан на Европу. Наш экспорт – Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан, Китай – он и останется.

За счёт сельхозпродукции край переживёт кризис проще других регионов, сильно рискованных отраслей, наверное, у нас нет. У нас нет привычки к слишком сытной и богатой жизни. Наши предприниматели давно научились работать в ситуации с невысокой рентабельностью, они креативны, привыкли к трудностям и достаточно стойкие. Все строят планы, никто не впадает в панику. Да, все считают, думают, ищут новых партнёров, новые рынки сбыта, поставщиков. Настроение в целом боевое.

– К чему нужно быть готовым потребителям края?

– Стоит быть готовым к росту цен на продукты питания. Особенно цены будут расти в первом полугодии. Затянуть пояса придётся, но бежать запасаться горохом или подсолнечным маслом не стоит – продукция с прилавков не исчезнет, и цена будет расти медленно, а не скачками, хотя и на всё без исключения – и то, что выращивается в крае, и то, что закупается в других регионах.

Ничего нового и удивительного для людей не будет. Страна и край проходили через подобные ситуации не раз, люди и предприниматели у нас адаптивные, и даже при худущем сценарии развития событий экономической катастрофы в крае не будет.

Досье

Юлия ПОНОМАРЁВА.

Родилась в Тальменском районе Алтайского края.

Окончила Барнаульский кооперативный техникум экономики коммерции и права Алтайского крайпотребсоюза и Сибирский университет потребительской кооперации. Квалификация – товаровед-эксперт. В 2010 и 2012 годах повышала квалификацию как специалист по экспертизе промышленных товаров. В 2014 году окончила Алтайский государственный университет по специальности «Антикризисное управление» с квалификацией – экономист-менеджер.

С марта 2009 работает в Алтайской Торгово-промышленной палате. С декабря 2009 года возглавляет Департамент экономического развития АТПП.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах