Примерное время чтения: 28 минут
144

Борис КРИВОГОРНИЦЫН. Утешение

Таковыми являются разногласия на почве веры и безверия. И пройдёт, наверное, ещё не одно столетие, прежде чем наши потомки устыдятся за нас, что так бездарно и позорно их предки представляли свой разум на земной обители. Стыдиться же и в самом деле есть чего.

Разум – совершеннейшая духовная сущность не только на Земле, но и во всей Вселенной. И вместо того, чтобы руководствоваться в своих делах и поступках этой великой и совершенной духовной силой, мы на протяжение тысячелетий отдаём предпочтение животным инстинктам, и в некоторых из них превзошли самых махровых хищников. Ибо коварное сознание удесятеряет силу слепого желания.

Да, мир людей разделён в своём духовном самовыражении на два полюса: верующие в Бога и отрицающие его. Человечество шагнуло в 21-ый век, достигнут колоссальный прогресс в науке, технике, материальном производстве, культуре, искусстве, духовно-нравственном развитии. Но как закостенели люди в своём поклонении Богу и, наоборот, безбожии!

Граница здесь и сегодня может проходить всё по той же старой меже: между дедом и внуком, отцом и сыном, братом и сестрой, бедным и богатым, учёным и неучем, буддистом и католиком, поэтом и художником и т.д. – по всему фронту людских взаимоотношений. А ведь для полного примирения на духовном пространстве нужен всего-то пустячок: понять и принять к сведению, что мы – изначально разные по своей природе, по своей человеческой сути.

Мы индивидуальны и штучны, шаблон к нам не применим. И принимать каждого из нас надо таким, каким явлен волею судьбы на свет белый. Но увы. Хочется почему-то и кому-то ранжировать всех и вся под атеизм или религию, желательно в самом оголтелом виде. Только вроде бы начали отходить от заносчивого и настырного атеизма, тут же стало навязываться тихой сапой и повсеместно слепое поклонение Богу. Креститься сегодня не зазорно, а престижно не только рядовому россиянину, но и премьеру, президенту, депутатам, олигархам.

Вот только что этим выражается? Светлое чувство или пустой марионеточный позыв? А может, надо просто жить, без всяких обязательств перед религией и атеизмом? Наш разум разделил добро и зло, безоговорочно отдав предпочтение милосердию и великодушию (бездушие и жестокость в назидание нам природа отдала царству животных); это и есть наша главная жизненная платформа.

Но коль скоро жизнь человека сопровождает многовековой шлейф религиозно-атеистического наследия, то к проблеме духовного умиротворения можно подойти с учётом известной позиции: если веришь в Бога, он есть, если не веришь в Бога, его нет. Оспаривать данный постулат нет резона: обе стороны удовлетворены, компромисс очевиден. Попробуем в тысяче первый раз поговорить о смирении и терпимости друг перед другом. Фундамент под собой оставим всё тот же, религиозно-атеистический: другой опоры у нас нет и не предвидится.

***

Неразрешимый вопрос для человека на все времена - вопрос о смерти. Единого мнения по этому неизбежному для каждого из нас событию нет. Одни утверждают, что за чертой смерти - полное и абсолютное безмолвие, которое господствует в большинстве уголков необъятной Вселенной, где отсутствует какая-либо жизнь. Такие люди руководствуются разумом.

Другие склонны считать, что после смерти духовная сущность человека не умирает, а продолжает своё существование в меру тех благ или несчастий, которые заслужила в своём реальном земном воплощении. Они руководствуются верой. Разум и вера разделили людей на два противоположных лагеря, которые живут бок о бок века и тысячелетия. Для одних смерть такой же естественный акт, как и рождение. Рождается и умирает всё: люди, животные, растения, планеты, звёзды, галактики.

Разум видит в этом лишь вечное обновление вселенской энергии. И жизнь человека вплетается в этот необоримый процесс с такой же неизбежностью, как восход и заход Солнца или прекращение его движения, когда светило исчерпает свой энергетический потенциал. То же самое выражает собой человеческая жизнь, только наш энергетический запас так мал и скоротечен на фоне космического времени, что укладывается в самый кратчайший миг.

Но вера этот миг делает вечностью. Для известной категории людей. А именно тех, кто не может понять и смириться с мыслью, что и само людское сообщество есть конечное, ограниченное, временное звено в череде меняющихся вселенских событий. Безошибочным и незыблемым предстаёт лишь одно: вечное бытие уготовано только Вселенной. Поэтому стоит ли нам беспокоиться о каком-то личном бессмертии? Когда безосновательность наших притязаний здесь сверх очевидна.

Но человечество вышло из сказки. Мы все когда-то были детьми, а сказка – отрада и упоение детского воображения. И хотя люди взрослеют, многие из них увязают в сказке навсегда. Особенно те, кто пасует перед смертью, перед грубостью и жестокостью реального мира, перед предательством, подлостью и коварством. Да, мы разные. Слабые, сильные, - всякие. Вот и преклоняем голову на плечо сказки, когда жить становится невмоготу. Когда страшно перед зияющей неизбежностью ухода из жизни, такой желанной, привычной, загадочной.

А сказка сулит бессмертие каждому. Сказка о творце, который создал весь мир и всё человечество и который уготовил нам потустороннее счастливое пребывание. Как не воспринять всем сердцем и душой это чарующее обещание, тем более, что многомиллионная армия служителей культа в сияющем великолепии потчует веками мирян сладкими картинами жития в царствии небесном.

Отними у горячего и наивного воображения эту окрыляющую мечту, и повседневная жизнь, зачастую тяжёлая, серая, неустроенная, станет невыносимой. Слаб человек. Но природа создала слабых наряду с сильными, и у них перед ней одинаковые права и обязанности. Что предначертано каждому – неизвестно.

***

Надо ли осуждать верующих? Притеснять их, насмехаться над ними с высоты своего трезвого ума? Надо ли воевать с церковью, как это ещё недавно было в нашей стране во времена Советской власти? Надо ли вообще третировать религию, какое бы из её течений ни исповедовал добронравный человек? Сегодня на все эти вопросы прозвучит категорическое «нет», хотя ещё совсем недавно ответ был бы здесь не столь однозначным и утешительным.

В этой деликатнейшей теме наиболее веское слово сказала сама жизнь. Она отторгла ту власть, которая так или иначе притесняла чувства миллионов верующих в своём Отечестве. СССР уже нет на картах мира, и не в последнюю очередь развал великой страны произошёл и оттого, что власть любыми путями пыталась вырвать у людей эфемерную мечту о райских кущах в потустороннем мире.

Духовный соблазн оказался сильнее трезвых рассуждений. Человеческая слабость защитила своё право на существование, раз природа сочла нужным такой ход событий. Людям, видимо, изначально предначертано жить в двух мирах. Разум переделывает и совершенствует мир непосредственно, а сила чувства влияет опосредованно, в том числе и на разумную сторону жизни. Для полной реализации человеческого потенциала нужны обе эти составляющие: реальная правда и сладкая мечта.

Это два крыла одной птицы, без которых нет движения вперёд. Вера – крыло, как бы ни звучало это вызывающе для уха атеиста. Оглянемся кругом: целый духовный и материальный мир создан под впечатлением и на основе веры. Тут всё: величайшие произведения литературы, великолепные творения художников, замечательные образцы архитектуры, глубокая и широкая философская мысль и, может быть, самое главное общечеловеческое достояние – правила нашей жизни, запечатлённые в известных библейских заповедях.

Это концентрат человеческой мудрости в её разумном и высоконравственном выражении. Разве можно было на фоне всего этого ополчаться против веры, не потерпев сокрушительного поражения?! Так и напрашивается безыскусный, детски-наивный изыск, ставший почти афоризмом: «Давайте жить дружно!».

Вот жена собирается в церковь, она верующая, муж атеист. Он снисходительно помалкивает, она подчёркнуто серьёзно готовится к духовному преображению. Он о ней: «Взрослый ребёнок», она о нём: «Дитя несмышленое», и немного погодя замолвит о нём у зажженной свечи сокровенное слово. Вот тот уровень и накал, на котором должны разрешаться религиозно-атеистические расхождения. Ни упрёков, ни вразумлений, ни посягательств. Всё это лишне и вредно.

Посмотрите на одного из гениев человечества – Льва Толстого. Уже в почтенном, стариковском возрасте, просыпаясь рано утром, он говорил себе: «Бога нет». Назавтра утром с не меньшей убеждённостью он мысленно произносил: «Бог есть». Так и жил до конца дней своих, то отвергая, то признавая Всевышнего. А виной всему то, что разум его не мог смириться с мыслью, что дух смертен. «Не может этого быть!», - выносил свой вердикт выдающийся мудрец и учитель. Можно разве безапелляционно выносить приговор рядовому человеку в этой тончайшей и таинственной сфере духовного самовыражения, если даже для величайших мыслителей путь здесь был тернист и извилист.

Во всём, что деется в мире, не форма важна, а содержание. Если человек добр, справедлив, милосерден, то большого значения для нашего общежития не имеет тот факт, как подаёт он себя миру: в строгом научном стиле или в ангельском воспарении. Главное заключается в том, чтобы сердце каждого из нас мироточило заповеди, воплощая их в жизнь.

***

Скептически настроенным к религиозному чувству людям надо твёрдо уразуметь, что их надежды на то, что цивилизация и прогресс незаметно и непринуждённо вытеснят из общественного обихода веру в Бога, никогда не оправдаются. Пока жив на Земле человек, будет и Бог. И этот вопрос решается не только в нашем сознании, но и на генетическом уровне. А генетика уже не блажь, а природа.

Следовательно, вера предопределена, она для чего-то необходима, и это «для чего-то» надо понять, принять и признать за твёрдо установленный факт. А что вера генетически обусловлена, это легко доказуемо, о чём вскользь уже упоминалось выше. Мы – всякие. Храбрые и трусливые, грубые и нежные, сильные и слабые. Решительные и напористые вершат политику, они направляют и руководят, а робкие и неуверенные в себе служат ведомыми и черпают свои силы в бездонном колодце духовности. И все эти качества нужны нашей матушке-природе, чтобы жизнь людская была предельно многообразна.

Иначе чем измерять силу, если нет слабости, как оценить нежность, если отсутствует грубость, как расцвести добру без тени злого умысла? Ведь без тьмы нет и света. Мир обворожителен богатством и таинством красок. В котле противоречивых суждений выкристаллизовывается истина. На обыденно-бытовом уровне вера имеет явные преимущества перед атеизмом. Какой ни коснись стороны нашего обширного жизненного поля, вера тут и опора, и маяк для помыслов и действий человека, - через молитву, через мольбу, через надежду.

Смущает и томит наш дух неизбежная кончина. Костыль веры всегда под рукой и, опершись на него, человеку уже легче шагать по жизни. Потому что Всевышним обещано житие в царствие небесном после прекращения земного пути. Да и все неисчислимые невзгоды, которые сваливаются иногда на нас чуть ли не с самого дня рождения, становятся менее тяжкими и невыносимыми, когда верующий преклоняет свою голову в мольбе о помощи к всемогущему творцу и защитнику.

Приходит ли при этом помощь – ни кем не отслеживается; здесь важен сам факт того, что есть тот, кто способен смягчить суровую поступь действительности. Но не только горести гонят человека к Богу. В дивные минуты радости и умиротворения мы нередко замираем переполненные ликованием перед явившимся в воображении неуловимым образом и благодарим его – не словами, а сердцем – за сказочные мгновения реального, а не выдуманного счастья.

Бог так широко и глубоко вошёл в нашу повседневную жизнь, что не замечать или противостоять этому факту трезвомыслящим людям, по меньшей мере, неразумно и бесперспективно. Детскость человечества в лице веры скрашивает многие стороны нашей жизни, и бороться с этой фантазией, тем более, с оголтелым неистовством, - это лишать себя целого мира духовных завоеваний и ценностей. Умерим пыл и не будем так показушно бить себя в атеистическую грудь. И в слабости тогда отыщем силу: она там есть.

***

Но вместе с верой в сообществе людей имеет полное право на существование и атеистическое направление. Вера – это выражение чувств человека, атеизм – продукт разума. И тем, и другим нас наделила природа, следовательно, лишь недопонимание этой реальности рождает религиозно-атеистические распри в нашей среде. Самое большое и кардинальное отличие человека заключается в наличии у него разума.

Этим качеством на Земле обладаем только мы, люди, и оно настолько редкое, что твёрдого, неоспоримого мнения о его присутствии в иных уголках безбрежного космоса пока нет. С помощью разума мы познаём мир, близкий и далёкий, тот мир, который на языке науки называется объективной реальностью или материей. Как ни странно и парадоксально, сомнение в наличии Бога закладывает само религиозное учение, где утверждается, что мир создан всемогущим Творцом, т.е. Богом.

Если в древние времена такое утверждение принималось на веру и оспаривалось только единицами, то в современный период адекватно мыслящий человек видит в этом посыле лишь отражение наивных представлений своих далёких предков. Для них Земля была плоской (тарелкообразной), она покоилась на трёх китах или слонах, небосвод был земным куполом, и это жилище сотворил Бог, как и самого жильца, - по образу и подобию своему.

Со временем картина мира менялась под давлением обстоятельств, она становилась всё более и более реалистичной по мере взросления людского племени, но Творец всего и вся остался для верующих непоколебимым до настоящего времени. Разум же стремится к истине, это его удел. Раскрывающийся перед глазами и умом человека мир со своими планетами, звёздами, галактиками и прочими космическими объектами предстал в таком необъятном и беспредельном величие, что говорить о его сотворении кем-то, когда-то и для чего-то стало явной нелепостью.

Вселенная вечна и бесконечна – вот её основные качества. Это в корне исключает всякие домыслы о её творце, иначе возникает лукавая дилемма наподобие яйца и курицы: кто сотворил самого творца, который сотворил мир? И если верующего удовлетворяет здесь примитивный ответ, что творец (Бог) был и есть всегда, то этому голословному утверждению противостоит весь реальный мир, во всём своём беспредельном материальном многообразии.

Мир этот везде, всюду и всегда; творца же никто, никогда и нигде не лицезрел; он - в воображении верующего. Это и есть платформа атеиста, которую выбить у него из-под ног физически (т.е. объективно) невозможно. Самое большее, что тут достижимо – каждому остаться при своём мнении. Но объективность пребудет на стороне разума, а не воображения, та объективность, которая мало-помалу ведёт человека к истине.

С большой долей уверенности можно предположить, что в далёкой перспективе религия вынуждена будет затушевать постулат о сотворении мира. И это произойдёт под натиском всё новых открытий и завоеваний человеческого разума, его проникновения в неизведанные космические дали и освоения доступных нашему зрелому интеллекту далёких планетарных систем.

Авторитет Бога нисколько не пострадает оттого, что изымется у него роль всемогущего творца; он даже станет ближе и роднее сердцу верующего человека. Ибо потребность в нём у нас не сознательная, а чувственная, отсюда и необоримая.

***

Перед каждым человеком выявляется как бы два пути: житие по Богу и житие по разуму. Вроде и выбор есть, однако же… налицо жёсткая предрасположенность, если не сказать – предначертанность. Характер нам даёт природа, и он определяется генами. Отсюда и предпочтение того или иного образа жизни. Одни люди склоняются к боговерию, другие – к трезвомыслию. Два потока самовыражения духовности человека.

В Боге люди обретают утешение, а что остаётся той части человечества, которая настроена к Всевышнему, мягко говоря, скептически? Ведь у них глобального источника утешения нет. В чём им искать точку опоры на беспрестанно укорачивающемся свитке личной жизни, дабы заключить своё пребывание на земле достойно, по-рыцарски: без страха и упрёка?

Их сила состоит в разуме. Он – непоколебимая твердь для человека во всех проявлениях его жизненного потенциала. Разум можно уподобить всепроникающему свету, благодаря которому становятся видны и понятны все уголки окружающего нас мира. Исчерпывающий ли это ответ, чтобы утвердиться в необходимости разума на Земле и в космосе? Нет. Ответ требуется не вообще, а по существу: зачем природе разум? То есть, зачем природе понадобился человек? И не просто человек, а как носитель разума.

Трудно поддаются осмыслению такие главнейшие качества Вселенной, как её вечность и беспредельность. Настолько трудно, что даже наука теряется перед этими атрибутивными её характеристиками и до настоящего времени всё ещё пытается неуклюже урезать её в пространстве и времени. Но это болезнь роста нашего сознания, - не более того. Признание бесконечности и вечности Вселенной дело времени.

При пристальном внимании к этому космическому колоссу и исполину (к сожалению, все имеющиеся в арсенале людей эпитеты бессильны сколько-нибудь внятно охватить её материальную суть) неожиданно открывается, что представить Вселенную без разума просто невозможно! Как невозможно теперь уже представить без разума и нашу планету Земля. Не трудно понять и придти к однозначному убеждению, что без человеческого разума наша земная обитель слепа, глуха и нема.

Уберите мысленно с лица Земли человека. Казалось бы, всё остальное находится на ней, как и прежде. Но увы и ах: ситуация на планете резко меняется. Без человека наша планета уже не ведает о своём существовании. Она не может без человеческого разума осознать своё бытие! Она не может понять, что она? где она? зачем она? Без нашего разума Земля – ничто! То же самое можно говорить о Солнечной системе, звёздах, галактиках и всей Вселенной.

Разум ведёт к самоосознанию не только самого себя, но и всего материального мира. Не надо забывать при этом, что мы тоже природа: её разумная часть, - самая совершенная! Когда заходит речь о том, есть ли разум в других уголках Вселенной, то ответ может быть только один: да, есть. И аргумент в поддержку этого утверждения имеется очень весомый. Так уж устроена природа, что всё в ней имеет начало и конец (исключение составляет только сама Вселенная).

Наступит время, когда придёт конец существования Земли, Солнечной системы, нашей Галактики… Ещё раньше историческую сцену покинет человечество. Такова участь всего конечного и ограниченного временными рамками. Старое уходит, на смену рождается новое. Вместе с тем очевиден вывод: Вселенной без разума нет. Он – совершеннейшая её структура, цель и смысл её существования. Разум одухотворяет, оживляет Вселенную, и главное: даёт ей уникальнейшую возможность осознавать самоё себя.

Бытие только тогда бытие, когда оно осознаёт себя. Поэтому разум во Вселенной присутствует всегда. И если нам со временем предстоит исчезнуть с подмостков истории, то в космическом безбрежье всегда отыщутся достойные носители разумного начала. Можно выразиться заземлённее: Вселенная беспрестанно беременна и постоянно рождает разум. Нашими глазами, ушами, чувствами, нашим умом и сердцем она познаёт себя. И мы находимся на самом острие её эволюции. Разум – вершинная точка её развития.

***

Изложенное выше даёт представление о той высочайшей миссии, которую природа возложила на человека, как одного из носителей Вселенского Разума. Но полного и достойного осознания своей космической исключительности у нас пока нет. На это указывает сама жизнь человеческого сообщества. Она далека от совершенства, хотя разум и воплощает его. Наверное, человечество ещё только зреет для нравственного подвига. И созреет ли оно вообще для дел, услаждающих разум, - вопрос остаётся открытым.

Нынешняя картина нашего общественного самовыражения не даёт оснований для утверждения, что человек окончательно пленён высоконравственными порывами. Много ещё у нас низменного и животного, при разрастании чего мы можем ввергнуть себя в непоправимую катастрофу. Разум обособил добро и зло. За тысячелетия предыдущей жизни мудрость людская открыла важную для себя морально-этическую установку: добро полезно для человека, зло – вредно. Сразу подчеркнём, что эти две нравственные категории касаются только жизненных форм, хотя опосредованно затрагивают и неодушевлённый мир.

Самое примитивное и убедительное толкование здесь состоит в том, что добро способствует жизни, продлевает её, зло – укорачивает жизнь, убивает её. Вот почему разум всегда на стороне добра, а зло отвергается. Современный период нашего общественного бытия отмечен разительным несоответствием между совершеннейшей структурой природы - разумом - и теми действиями, которые преистекают от нас, т.е. носителей этого редчайшего дара. Упрёка и осуждения заслуживают не только отдельные люди, но и целые государства.

Для правящей, главенствующей элиты человечества гимном сегодня служит эгоизм. Власть насаждает и культивирует его, как самое ценное наше достояние. Хотя подоплёка у эгоизма всегда животная, низменная, инстинктивная. Так что говорить приходится не только об эгоизме отдельных индивидуумов, но и в приложении к государствам. Может быть, именно в нынешний цивильный период в наибольшей степени проявляется бесчеловечный принцип процветания и обогащения одних народов и стран за счёт обнищания других (а внутри страны обогащение меньшинства в ущерб большинства).

Всеохватывающий обман одних другими происходит тонко и изощрённо, в завуалированной форме, так что иногда его бывает трудно признать и за обман. Ибо часто и сами законы служат надёжной опорой неблаговидным действиям элитарных структур, так как создаются и утверждаются они той же элитой. Эгоист живучь своей неистребимой силой во что бы то ни стало вознестись к источнику благ на плечах соплеменников. Власть же лелеет и поощряет это стремление, потому что сама предельно эгоистична.

С прискорбием надо признать, что вплоть до настоящего времени жизнь нашего общества устроена не по разуму. И лишний раз это подчёркиваем только для того, чтобы придти всё-таки к пониманию, что созданы мы не для услады похотей и прихотей элитарного клана. Наше природное совершенство по разуму должно отражаться в совершенстве поступков и действий. Это наш долг и обязанность перед природой, которая избрала нас в качестве разумного светоча, чтобы видеть, слышать и понимать самоё себя, чтобы восхищаться своим величием и красотой.

И это не высокие слова и высокий слог, это всего лишь истина, которой необходимо озаботиться и озадачиться. Давно указан и путь, по которому мы должны двигаться. Это путь заповедей. Бог ли их дал верующему человеку, мудрость ли людская исторгла их из души – в деле самосовершенствования это не имеет принципиального значения. Приложи заповеди на себя, исполни их, и ты окажешься на той духовной высоте, которая предуготовлена тебе природой, как избраннику на ниве разума.

Если по заповедям не живёт государство и власть, то и народ относится к ним без должного уважения и внимания. Давно сказано: дурной пример заразителен. Стоило нашей власти и элите удариться в последние годы в безудержное и бесчестное личное обогащение, как тут же народная среда ответила на эту тотальную эгоизацию заметным и фронтальным падением нравственности.

Для мировой практики очень наглядный пример рвачества и стяжания в русском варианте. Когда всё-таки в нашем земном ковчеге разум возобладает над эгоизмом? Ответа нет. Пока же вольготно среди нас процветает плесень эгоизма. Но есть надежда, что мужающий разум со временем всё же осилит эту беду.

***

Итак, без большого напряжения мысли, путём простого рассуждения нам открылась характернейшая черта материального мира: он не может обходиться и существовать без разумного обеспечения. Беспрестанные и неискоренимые всходы разума во Вселенной – апофеоз её вечного духовного плодородия. И ярчайшим примером подтверждения правоты этого вывода служит наличие человеческого разума. Он лишь одно из проявлений разумного начала в безграничном космосе.

Но в отличие от Бога, разум беспощаден в вопросе жизни и смерти. Он не сулит нам ничего загробного, он твёрдо и жёстко заявляет, что всё в мире конечно и тленно, что вечность уготована одной Вселенной. Что же может дать природа атеистическому рассудку взамен Бога-утешителя? Есть ли надёжная мировоззренческая опора под ногами реально воспринимающего окружающую действительность человека?

Безусловно, есть. Но для того, чтобы почувствовать под собой непоколебимую духовно-нравственную твердь, надо сойти или урезать своё пребывание на обжитой и привычной для всех нас платформе эгоистических устремлений. Человеку, как разумному созданию, дана способность видеть и осязать в себе такое исключительное духовное качество, как соборность или единение с себе подобными и всем миром.

На фоне подавляющего индивидуализма в окружающей среде эта особенность может быть объяснена только влиянием разума. Кстати, Бог тоже предстаёт перед человеком, как проводник соборности: основной призыв его к нам – заполнять жизнь братской любовью и милосердием. Подчёркиваю: братской любовью, а не милованием и лелеянием своего эго. На платформе соборности всё предстаёт в ином свете.

Ты уже в глазах своих не пуп Земли и даже не пупок её. Ты общность человечества, а через него и общность всего материального мира. Вселенная это бесконечный энергетический поток, который предстаёт перед нами в бесчисленном разнообразии конкретных форм и объектов. Сгустком энергии является и каждый из нас. Всеобщая энергетическая суть даёт единство материальному миру, от атома и до звезды, от импульса и до вселенского электромагнитного поля. Человек в этой энергетической круговерти лишь временное звено, которое появляется на мгновение, осознаёт себя и мир и затем навсегда теряет своё телесное состояние.

Наше рождение и смерть выступают здесь как акт преобразования энергии, в лице которой мы всегда были, есть и будем. Потеря лишь одна: сознательная жизнь трансформируется в вечное бессознательное бытие. Но у этой кажущейся громадной и невосполнимой потери есть колоссальная компенсация. Она заключается в том, что в этом безбрежном и вечном вселенском хозяйстве мы оказались удостоены высочайшей чести – быть обладателями такого редчайшего дара природы, каким является наш разум.

Осознание этого непреложного факта перекрывает все земные и вселенские скорби о кончине кого бы то и чего бы то ни было: человека, планеты, звезды, галактики. Потому что в энергетических преобразованиях мы едины и вечны. Так скакун соборности позволяет нам чувствовать себя уверенным в необоримом движении вперёд и обрести покой и мудрость в жизненном воплощении. Далеко не совершенное пока существо – человек – волею обстоятельств оказался на острие развития вселенского мироздания.

И большого принципиального значения не имеет тот факт, что некоторые наши внеземные собратья по разуму могут опережать нас в своём развитии на десятки, сотни тысяч и миллионы лет: важно то, что мы вместе с ними составляем единое целое – Вселенский Разум. И в меру своих способностей вносим определённую лепту в познание себя и мира, в самопознание Вселенной. Выше этой способности природа ничего не создала, и осознание своей космической исключительности нами ещё до конца не прочувствованно и не понято. Конечно же из-за эгоизма.

Где уж думать о высокой космической миссии, когда одни до корней волос увязли в неправедном стяжании, другие озабочены, чтобы сносно протянуть остаток жизни, третьи – не лишиться последнего куска хлеба и не умереть с голода. Так сегодня поставлена наша жизнь на платформе индивидуализма и эгоизма. Ущербность её настолько очевидна, насколько очевидно и то, что она обустроена не по разуму.

Разум находится в тени, он прозябает где-то за углом нашего общежития. Его же предназначение совсем другое: сделать нас совершенными в образе жизни, т.е. в своих поступках и действиях, чтобы наша телесная, чувственная основа пришла в соответствие с разумным, духовным потенциалом. Совершенство духовное требует безупречной практики. Пока этого в человечестве не достигнуто, что и отражает наша современная неприглядная жизнь.

***

Но не надо отчаиваться и падать духом: мы не безнадёжно больны эгоизмом. Само наличие разума в нас убеждает и подтверждает то, что по природе своей человек обречён быть совершенным. И народ сам по себе соборен, он всегда готов к справедливому сосуществованию на земной обители, всегда стремится в помыслах своих к обустройству именно такой жизни – на основе братских и справедливых взаимоотношений.

И вал этих благородных устремлений когда-нибудь неизбежно перемелет эгоистический порыв властной элиты и обеспечит мироустройство по законам разума, а не дремучего утробного рыка. Разум посредством знания даёт адекватно мыслящему человеку ту же уверенность в вопросе бессмертия, какую приверженец религиозного культа получает от Бога. Разница лишь в том, что Всевышний обещает каждому личное бессмертие, в то время как разум открывает человеку изначальную неуничтожимость его энергетической сути.

Он (разум) как бы говорит, касаемо каждого: я не только я, но я ещё и всё. И в качестве «всё» я вечен, как и сама Вселенная. И знать это следует каждому из нас хотя бы для того, чтобы не смущаться своей личной кончиной. Фактически на этом личностном пятачке решается судьба всей философии нашей жизни. Главной задачей человека является не стремление его переделать мир по заповедям Бога, а переделать по ним хотя бы одного себя.

И если каждый человек озаботится этой задачей и справится с ней, то отпадёт и необходимость в благородных потугах переустройства всего человечества: оно станет совершенным в ногу с каждым из нас. Сама реальная жизнь сверх убедительно и показывает нам, как трудно даётся человеку житие по разуму. Но другого пути нам не дано: следование по колее инстинкта природа определила царству животных, вырвав нас из цепких объятий слепой и жестокой стихии и одарив могущественной силой разума.

Даже странно и необычно осознавать, что нравственное здоровье общества в конечном итоге зависит от отдельного человека. По личному нравственному состоянию можно судить о духовном благополучии человечества. Каков ты, таково и общество. Тезис о вечности и беспредельности Вселенной, о невозможности её обходиться без разума и о главном её предначертании – творить этот разум, приводит нас к естественной мысли, что наш разум в безбрежных просторах космоса не одинок.

Поэтому со всей объективной неизбежностью над нами нависает вопрос: готово ли сегодня людское сообщество к встрече с иноземными собратьями по разуму? Ответ здесь может быть только отрицательным. К нашему великому стыду. На Земле не прекращаются войны. Основным побудительным мотивом существования человечества в современный период остаётся нажива. В жертву этому по сути своей животному интересу может быть отдано всё. В том числе и предполагаемая (ожидаемая) встреча с инопланетянами.

Из-за своих животных замашек сегодняшний человек просто опасен для разумных существ, способных или готовых посетить нашу планету. Подноготная землян им понятна и известна и вывод вынесен объективный: человек ещё не созрел для встреч с космическими собратьями. Наш великий поэт как-то сказал о Боге: «И мысли, и дела он знает наперёд». Точно так же мыслишки человечества читаемы внеземными цивилизациями, особенно теми, которые опережают нас в своём развитии на десятки и сотни тысяч лет.

Если уж отдельные люди обладают нынче способностью воспринимать мысли других и передавать свои на расстояние, то что можно ожидать от внеземного собрата, ушедшего от нас далеко вперёд на своём эволюционном пути. Общаться посредством мысли для них, очевидно, заурядное явление. Поэтому и нет у нас внятной связи с внеземными сообществами: они опасаются довериться человечеству. И не без оснований.

Разум даёт понимание личной сопричастности со всей Вселенной, и весь мир как бы становится одушевлён благодаря нашей способности видеть и слышать его и воспринимать мыслью. Такой возможности напрочь лишены планеты, звёзды и все прочие объекты и субъекты космоса. Только носители разума обладают этой величайшей духовной силой. Среди них находимся и мы, люди.

Гордость и полное утешение за свою космическую судьбу может вызывать осознание этого великого чуда. И эту духовную сопричастность с космосом нам ещё предстоит бесконечно долго открывать и открывать.

 

Об авторе

Кривогорницын Борис Иванович, пенсионер, 1940 г.р. Публикации (за последние 20 лет): повесть и несколько публицистических статей в литературно-художественных журналах Сибири («Сибирские огни», «Алтай», «Байкал», «Вершины») и в центральных и региональных газетах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно