Примерное время чтения: 7 минут
2873

Какие крупные авиакатастрофы происходили на Алтае?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. "АиФ-Алтай" 30/07/2014
Категория:  Архив Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 30/07/2014

На Украине опять по неизвестной причине разбился самолёт. А были ли подобные трагические случаи в истории Алтая? Владимир Пыжиков, Барнаул

Ответ редакции

В обозримом прошлом над Алтаем никто самолёты не сбивал, и причиной аварий был, чаще всего, человеческий фактор.

Склон в тумане

Жители села Алтайское до сих пор не могут забыть авиакатастрофу 1975 года.

Тогда, накануне Международного женского дня, лётчики барнаульского авиаотряда на самолёте «АН-2» выполняли рейс по маршруту Барнаул-Алтайское. На борту находились 11 взрослых пассажиров и двое детей. Ветер на маршруте был слабый, но неустойчивый – сказывалось влияние вторичных холодных фронтов. Видимость была низкой – от 1500 до 2500 метров.

Ситуацию осложняло то, что одновременно по тому же маршруту летел ещё один самолёт «АН-2». Это, в итоге, вызвало ошибку в понимании ситуации в воздухе у диспетчеров. Также экипажи двух самолётов не совсем верно определили своё взаимное расположение воздухе. Экипаж второго «АН-2», снизившись, сориентировался по дороге Бийск – Алтайское и благополучно сел в райцентре. А экипаж первого самолёта село не заметил и перелетел его. Не увидев ориентиров, экипаж принял решение возвращаться в Бийск. Экипаж второго «АН-2», который к тому времени уже вылетел из Алтайского по обратному маршруту, предложил коллегам ориентироваться по шоссе. Командир заблудившегося самолёта ответил: «Да, я вот сейчас подошёл вплотную, должен пролететь его, но ни черта не вижу». Это было последнее сообщение с «АН-2».

Пропавший самолёт обнаружили на следующий день на южном заснеженном каменистом безлесном склоне горы Вересковая на высоте 909 метров – в 12,5 км от райцентра, когда выживший пассажир, временами теряя сознание и идя по глубокому снегу 22 часа, вышел в посёлок Верхняя Ая и сообщил о катастрофе. Ранеными были обнаружены командир воздушного судна, взрослый пассажир и оба ребёнка. Остальные погибли. Командир судна и взрослый пассажир скончались в больнице на следующий день.

Комиссия установила, что самолёт задел дерево на склоне горы Вересковая. Самолёт столкнулся со склоном горы на высоте 870 метров и по инерции пролетел вверх по склону ещё 61 метр, полностью разрушившись. Основной причиной катастрофы эксперты назвали несвоевременный возврат самолёта на безопасную высоту полёта. Сопутствующими факторами стали неверный прогноз погоды, неудовлетворительная работа диспетчера в Бийске, вмешательство в ведение самолёта командира второго «АН-2», ошибочные правила полётов в зоне аэродрома Алтайского.

Полёты в долине

В мае 1990 года возле посёлка Тягун в Алтайском крае потерпел крушение вертолёт «Ми-2».

Экипаж выполнял гравиметрическую съёмку местности. При взлёте произошло столкновение вертолёта с проводами ЛЭП. Деформированная лопасть несущего винта отрубила часть хвостовой балки вертолёта вместе с килевой балкой и рулевым винтом. Неуправляемый вертолёт с интенсивным вращением и большой вертикальной скоростью столкнулся с землёй и разрушился. Один человек погиб, один выжил.

В том же году, 5 сентября в Кош-Агачском районе Горного Алтая, в 23 км южнее Джазатора разбился самолёт «АН-2» Барнаульского авиаотряда. В день происшествия экипаж выполнил три рейса по маршруту Кош-Агач – Джазатор и обратно. К третьему полёту погода в Джазаторе ухудшилась, поэтому предполётная подготовка проводилась в спешке – экипаж торопил начальника аэропорта и пассажиров. Начальник аэропорта предложил воздер- жаться с вылетом, переждать непогоду, на что экипаж отреагировал отрицательно. При такой спешке багаж у пассажиров не взвешивался, один пассажир был посажен в самолёт без билета.

В момент взлёта шёл дождь, видимость упала до 3000 метров, вершины гор были закрыты облаками. В процессе набора высоты самолёт попал в усиливающиеся ливневые осадки. Для скорейшего выхода из зоны осадков экипаж нарушил схему выхода из района аэродрома. По заключению комиссии, расследовавшей крушение, в условиях плохой видимости, не контролируя положение самолёта по курсовым приборам, экипаж не смог использовать обычный стереотип восприятия местности для определения точного местонахождения самолёта. Командир знал, что в долине Джазатора ему будет необходимо обойти находящуюся по курсу следования гору. Но так как точное местоположение самолёта было неизвестно, «АН-2» ошибочно вошёл в узкое ущелье реки Ак-Алаха, где развернуться уже не мог. Экипаж попытался выйти из ущелья в обратном направлении, но на последнем участке полёта увидел перед собой склон горы с деревьями и, попытался избежать столкновения. При ударе о каменную глыбу погибли оба пилота и один из шести пассажиров, пятеро из которых были членами харьковского клуба альпинистов. Остальные выжили, но получили тяжёлые ранения.

По вине птиц

В 1992 году случилось сразу два авиапроисшествия.

Сначала в июле в Первомайском районе Алтайского края недалеко от аэродрома упал и сгорел при выполнении демонстрационного полёта самолёт «Як-18Т» Барнаульского спортивного клуба «РОСТО». Пилот и 4 пассажира погибли. Ровно через два года, в июле 1994 года, там же разбился самолёт «Як-52». При выполнении полёта экипаж из двух человек самовольно нарушил полётное задание – попытался выполнить вертикальную фигуру «петля Нестерова». Самолёт сорвался в левый штопор и столкнулся с землёй. Экипаж погиб. В сентябре 1992 года возле посёлка Каракоша в Чойском районе Республики Алтай произошла катастрофа вертолёта «Ми-8». Экипаж Барнаульского авиапредприятия выполнял перевозку министра внутренних дел Республики Алтай и сопровождавших его лиц. При выполнении полёта над горным районом в условиях шквала со снегом воздушное судно начало разрушаться в воздухе, упало на склон горы и полностью сгорело.

В августе 1993 года возле Славгорода произошла авария самолёта «АН-12» Сыктывкарского авиапредприятия. На 36-й секунде от начала разбега, непосредственно перед уборкой шасси, самолёт попал в крупную стаю птиц, поднявшихся с пшеничного поля. Это привело к одновременному отказу двух двигателей. Попытка развернуться для посадки на аэродроме вылета с обратным курсом не удалась – самолёту пришлось садиться на поле. Возник пожар, приведший к полному уничтожению самолёта. Четыре члена экипажа получили серьёзные телесные повреждения.

В сентябре 1997 года в 30 километрах севернее Барнаула разбился вертолёт «Ми-8» Западно-Сибирское таможенного управления. Вертолёт должны были перегнать в Новосибирск. Для этого привлекли экипаж авиационного полка МВД РФ. На 17-й минуте ознакомительного полёта вертолёт потерпел катастрофу. Было установлено, что из-за ошибки экипажа в технике пилотирования вертолёт попал в режим «вихревого кольца» и столкнулся с землёй...

Хочется наедяться, что жители края больше не будут погибать в авиапроишествиях, а над Алтаем всегда будет безопасное небо.

Вертолётная катастрофа

Самая памятная авария, крушение вертолёта «Ми-171» в Республике Алтай, произошла в январе 2009 года в 43 километрах южнее Кош-Агача. Тогда погибли семь человек.

Полёт был заявлен как аэровизуальный и транспортно-связной. Фактически целью полёта была организация охоты для пассажиров над горным районом. В момент катастрофы второй пилот находился в салоне, а его место занял пассажир – командир Горно-Алтайского лётного отряда. Катастрофа произошла во время охоты. Экипаж доложил, что приступил к выполнению аэровизуального полёта на истинной высоте 300 м. Фактически вертолёт снизился до недопустимо малой высоты для поиска горных баранов. По информации специалистов Межгосударственного авиационного комитета, при очередном заходе «МИ-171» столкнулся со склоном горы. После падения вертолёт скатился по заснеженному каменистому склону в ущелье.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах