aif.ru counter
221

Речь – важное условие комфортного существования в социуме

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. "АиФ-Алтай" 16/11/2011

Через речь, кем-то созданную (стихи, научные труды), напротив, совершенствуем свои мысли и чувства. В прикладном, бытовом смысле речь – средство коммуникации. А ведь только общаясь, человек может чувствовать себя востребованным в этом мире. Тем, у кого по воле случая или природы есть речевые нарушения, призвана помочь такая отрасль педагогики, как логопедия.

Главное – научить общаться

Логопед высшей категории Галина Ульянова считает, что главная задача логопеда – социализация ребенка:

– До 30-х годов прошлого века к речи подходили весьма односторонне. Существовало механистическое представление о речи, как совокупности мускульных движений. Речевые недостатки устраняли при помощи специально разработанных приемов преодоления трудностей артикуляции. Коррекция двигательных трудностей при произнесении плюс коррекция дыхательной системы были основными задачами логопедии. С углублением представлений о речевой деятельности изменилось и направление нашей науки. На первое место вышло ее педагогическое содержание.

В голове, в носу, во рту

– Какого рода речевые недостатки существуют и как они дифференцируются?

– Недостатки различны по природе, проявлениям и степени выраженности. Неодинаково их влияние на психическое состояние и развитие ребенка. Одни касаются произносительной стороны, другие отражены в нарушениях чтения и письма, третьи захватывают лексико-грамматическую сторону речи. А еще, помимо нарушений средств языка, встречаются отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию.

– Есть ли нарушения, которые связаны с особенностями анатомии ребенка, или же все так или иначе обусловлены спецификой протекания мыслительных процессов?

– Нарушения, обусловленные анатомией, безусловно, есть. Но они не являются предметом логопедии. К примеру, искривление носовой перегородки ведет к излишней назализации звуков: малыш говорит «в нос». Устранением этого дефекта занимаются отоларингологи, хирурги. Бывает неправильно сформированный зубной ряд. Это тоже причина специфического неправильного произнесения звуков. Здесь сфера работы стоматолога.

Три уровня трудностей

– Каким образом определяется степень речевых нарушений?

– Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Выделяют три уровня.

1-й уровень характеризуется практически полным отсутствием речи. Это так называемые «безречевые» дети. В общении они пользуются лепетными словами и звукоподражаниями. Свои высказывания подкрепляют невербально: жестами и мимикой. Их предложения, как правило, однословны, а произносимые звуки диффузны, размыты.

На 2-м уровне у детей отмечаются зачатки общеупотребительной речи. Однако высказывания ограничиваются перечислением того, что они непосредственно видят. Уровень обобщения низкий. Формы числа, рода и падежа не несут смыслоразличительной функции. Так, они могут сказать в одной ситуации «играю мячиком», а в другой – «играю мячику». Произносительные нормы тоже отстают. При произнесении часто нарушается звуконаполняемость. Они могут произнести «ровотник» вместо «воротник» или «тена» вместо «стена».

3-й уровень характерен наличием фразовой речи. Простые предложения строятся практически без ошибок. А вот предложения сложные дети на этом уровне создают с ошибками. Кроме того, такие малыши охотно контактируют лишь в присутствии родителей. Свободное общение для них представляет трудности.

Крики –

не ориентир

– Прежде чем начать говорить, ребенок приобретает определенный звуковой материал, овладевает голосом, учится понимать речь окружающих. Первые звуки – крики. Потом появляются гласные а, е, у. Чуть позже придыхательное х, гортанное р, губные звуки м, п, б. Можно ли на этом этапе увидеть какие-то речевые нарушения?

– Первые звуки маленького человека – действительно крики. Они имеют инстинк-

тивную природу. Кричат и глухие дети. Кстати, по этой причине окружающие не сразу распознают их глухоту. Поскольку крики имеют рефлекторный характер, по ним о будущей речи ничего сказать нельзя. А первичное понимание речи окружающих, конечно, весьма примитивно: на уровне интонации.

– Тогда в каком возрасте родители впервые должны посетить логопеда?

– В возрасте до 1 года все малыши проходят плановый осмотр у невролога. Если специалист замечает какие-то тревожные факторы, он направляет родителей с ребенком к логопеду. Логопед в свою очередь обучает маму или папу, как они должны заниматься с малышом: показывает упражнения со звуками и игрушками, знакомит с методиками раннего развития речи. А вообще, обязательные даты консультации у логопеда 1, 2, 3 года и 5 лет ребенка.

Борьба за свое слово

– Какие речевые недостатки легче, а какие труднее всего устранить?

– Проще исправить звукопроизносительные нарушения. Трудно, когда речь нарушена как система. Тяжелее всего поддаются коррекции любые нарушения центрального характера.

– Можно ли говорить, что какие-то нарушения речи являются особенно распространенными?

– Я бы сформулировала иначе. Можно говорить, что в последние годы в целом выросло количество детей с тяжелой речевой патологией, которая проявляется, начиная с раннего возраста. Родителям надо быть внимательными к своим детям и не стесняться обращаться к логопеду. Ничего постыдного в речевых дефектах нет. С ними можно и нужно бороться. В нашей школе, например, обучаются дети с разного рода речевыми нарушениями. Обучение проходит по той же программе, что и в общеобразовательной школе. По окончании школы ребята получают аттестат общего образца. Если же в процессе обучения в нашей школе ребенок полностью избавляется от своих речевых проблем, он может на любом этапе обучения перейти в общеобразовательную школу. 

Читать, писать

и понимать

– Мы уже говорили, что проблемы с произнесением звуков – самые малые речевые проблемы. Гораздо большую сложность представляет овладение детей связной речью, особенно письменной. Если устной речью малыш овладевает в действии, в общении со взрослыми, то с письменной речью он, как говорится, «один на один». Овладение письменной речью ведь не сводится к приобретению технических навыков. Известно, что письменная речь и устроена иначе, не так, как устная...

– Да, письменная речь имеет огромное значение для умственного развития. И овладение ею представляет трудности для детей. Это заметно уже при обучении чтению. Чтение ведь ни что иное, как понимание письменной речи. Технические навыки, разумеется, необходимы, но их одних недостаточно. Чтение требует понимания, умственного усилия. В устной речи интонации и паузы «подсказывают» смысл того, о чем говорится. При чтении таких подсказок нет, и толковать услышанное ребенок должен, опираясь только на текст. Очень важное значение имеет и овладение письмом.

Услышать

и сказать

– Ваша школа занимается обучением детей с врожденной глухотой...

– В течение последних лет мы занимаемся с детьми, которым после операции были установлены кохлеарные импланты, то есть слуховые аппараты. И вот представьте, после нескольких лет жизни в абсолютной тишине, на ребятишек обрушивается мощный конгломерат звуков. И если мозг слышащего человека «научился» дифференцировать звуки, отсеивать ненужную информацию, то такие дети этому пока не научились. Сперва им очень тяжело, так как аппарат, сам по себе, не «фильтрует» звуковой поток. Но многие из них, особенно упорные и целеустремленные, вскоре овладевают речью, занимаются в одном классе со слышащими детьми, а иногда добиваются даже больших успехов. И это при том, что поступают они со 2-м, а чаще с 1-м уровнем недоразвития речи! 

ДОСЬЕ

Галина Васильевна Ульянова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе коррекционной школы-интерната №4 V типа, логопед высшей категории, почетный работник образования РФ. Стаж работы в школе 32 года.

СПРАВКА

Основные речевые нарушения:

Дислалия – нарушения звукопроизношения;

Дизартрия – нарушения произношения, вызванные слабой связью речевого аппарата с центральной нервной  системой («смазанная» речь, нарушения ритма, интонации, темпа речи);

Ринолалия – нарушения тембра голоса, вызванные анатомией («носовое звучание», заикание);

Алалия – полное или частичное отсутствие речи у детей 3-5 лет;

Афазия – утрата уже имеющейся речи;

Афония – полная утрата голоса;

Дисфония – частичное расстройство голоса;

Мутизм – прекращение речевого общения из-за психической травмы;

Дислексия – расстройство чтения;

Дисграфия – расстройство письма;

Дизорграфия – стойкая неуспеваемость по русскому языку.

К слову, 14 ноября отмечается Международный день логопеда.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах