Этой осенью в Барнауле появились два мурала – так по-современному называют росписи стен зданий. Одну из картин создал художник Николай Замятин на стене Алтайского государственного педагогического университета, вторую - художник Иван Ильюшенко на торцевой стене общежития Алтайского аграрного университета. Специально для altai.aif мастера рассказали о своей работе.
Ходили друг к другу в гости
Общежитие аграрного университета знакомо всем барнаульцам. Оно находится на пересечении улицы Молодежной и проспекта Красноармейского. 13-этажное здание долгое время выделялось лишь своими размерами. Но совсем недавно на его торцевой стене появилось красочное изображение девушки с охапкой колосьев пшеницы в руках. Автором работы стал барнаульский художник Иван Ильющенко.
«Моделью стала моя жена. Этот вопрос долго согласовывали. После утверждения этого вопроса я решал, как стал думать, как лучше расположить голову, руки, чтобы на фасаде все смотрелось гармонично. Эскизы проекта пришлось переделывать несколько раз», - говорит Иван.
Работать над изображением Иван начал в сентябре и так совпало, что в это же время в 500 метрах от него начал расписывать фасад главного корпуса АлтГПУ художник Николай Замятин. Они оба хорошо знают друг друга и даже ходили в гости друг к другу.
«Совместная параллельная работа с Иваном – это было здорово! Мы ходили друг к другу на объекты, обсуждали наши работы, говорили о жизни и творчестве. Ну и радовались, что в городе стала распространяться роспись фасадов зданий», - говорит Николай.
Проект Николая проходил согласования и обсуждения более двух месяцев. Один их главных вопросов, который возникал - кого изобразить? По словам художника, рассматривались варианты со спортсменами, выпускниками вуза. Но в итоге остановились на варианте с размещением на фасаде портретов людей, которые внесли большой вклад в педагогику – Василия Штильке, Адраина Топорова и Константина Ушинского. После выбора главных героев потребовалось время на поиск и выбор их фотографий, с которых потом делался рисунок.
Самое сложное – морщины и борода
Работа над росписью фасада педагогического университета заняла у Николая Замятина в общей сложности около 14 дней. Мешали этому только дожди. Однако в помощь мастеру были два его ученика – Виталий Гутыра и Дарья Иванова.
«У нас сложный фасад, так как здесь три портрета, на двух из них пожилые люди, а двое еще имеют бороды. Чтобы портреты получились похожими на живого человека, нужно было очень детально проработать все морщины и отдельные волоски в бородах. Сначала наносили объемы и тоны, а потом уже прорабатывали мелкие детали» - говорит Николай.
Работали художники с автоподъемника. Так как высота небольшая, а мимо проходит много людей, то часто приходилось слышать положительные отзывы. Хотя сам Николай признается, что всегда думает о том, где и что нужно доделать:
«Что касается своих работ, то я всегда чем-то недоволен. На этом фасаде тоже есть, что можно еще доработать. Я бы еще поработал над бородой, глазами. Но если будем еще работать где-то рядом с этим фасадом – это всегда можно будет сделать».
С работой Николая связанна интересная история. Оказывается его друг, тоже художник, долгое время жил в доме напротив серой стены АлтГПУ и когда узнал о том, что она скоро преобразится, хотел прилететь в Барнаул и поучаствовать в работе.
«Его зовут Паша. Он долгое время жил в Барнауле, а лет 6 назад уехал жить в Израиль, а его родители до сих пор живут в квартире напротив фасада. Когда он узнал о моей работе – он написал мне. Я даже предложил ему поучаствовать в росписи, но из-за того, что точно не известны были даты начала росписи – он наблюдал только через соцсети».
Сейчас работа над муралом закончена. Каждый желающий может увидеть его на стене корпуса АлтГПУ, по адресу: ул. Молодежная, 55.
Семейная история
Мурал на стене общежития аграрного вуза стал самым большим в Алтайском крае. Над изображением женщины с колосьями Иван Ильющенко работал один. Это первый его проект такого масштаба – расписывать стену он начал еще в сентябре.
Работает художник в технике аэрографии. Полотном для Ивана стала стена размерами 18 на 41 метр. На рабочее место он поднимается в специальной люльке.
«На высоте уже приходилось работать. Но так как масштаб работы большой и наверху все время качает, даже от небольшого ветерка, то к этому все равно пришлось привыкать. В первые дни даже когда засыпал после работы, казалось, что меня качает ветром. А однажды сильный порыв так качнул люльку, что я спустился и несколько минут еще приходил в себя», - делится Иван.
Работа над изображением идет по квадратам, каждый из которых художник прорисовывает отдельно. Причем наверху Иван находится вплотную к небольшому участку, а чтобы оценить всю работу - нужно постоянно спускаться вниз.
«Я немного порисую, а потом спускаюсь и проверяю себя. Когда рисовал лицо, то очень часто спускался, потому что каждая новая линия может все сильно поменять», - говорит Иван.
Работа над росписью стены была, можно сказать, на виду у всего города. Перекресток улицы Молодежной и проспекта Красноармейского очень оживленный и многие горожане сигналили и махали Ивану рукой.
«Чтобы понять с высоты, что сигналят именно мне, я у себя в соцсетях написал: «если хотите поздороваться со мной, делайте два коротких сигнала, и я помашу». Однажды до смешного дошло: одновременно три машины дали два коротких сигнала, а я махал во все стороны», - рассказывает Иван.
Примечательно, что роспись фасада общежития АГАУ для Ивана очень тесно связана с семьей. Причем не только с женой, которая стала моделью изображенной девушки, но еще и с тем, что дед Ивана – Юрий Завгороднев с 1997 по 2004 годы был ректором аграрного вуза. Иван признается, что его работа - это в том числе и дань памяти дедушке.
Мурал или роспись фасадов?
В разговорах с художниками появляется интересный вопрос об использовании слова «мурал», которое сейчас стало популярным. Интересно, что оба мастера предпочитают называть свои работы по-другому.
«К слову мурал отношусь как к иностранному. Это и есть роспись фасадов, но только на английском языке. К самому слову отношусь спокойно, но в разговоре мне проще говорить, что я занимаюсь росписью стен и фасадов», - отметил Николай Замятин.
«Мне слово мурал не нравится. Я стараюсь не использовать его, потому что людям не понимают, что это и обычно представляют какое-то животное. Правильнее называть такие работы – монументальная живопись», - высказывает свою позицию Иван Ильющенко.
Кстати
Оба мурала создавались при поддержке управления молодежной политики Алтайского края. Изображение на стене общежития аграрного университета создается в год 80-летия вуза. Роспись фасада АлтГПУ приурочена к году педагога и наставника, а такжек юбилею университета. Ему исполнилось 90 лет.