Примерное время чтения: 15 минут
554

Вся наша жизнь - игра? Директор театра драмы Шукшина - о сцене и закулисье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Алтай 25/09/2019

Барнаул стал площадкой первого Всероссийский фестиваля спектаклей по произведениям Василия Шукшина «Здравствуйте, люди!» На сцене алтайского краевого театра драмы им. Шукшина  свои постановки по произведениям известного писателя представили артисты из разных городов России. О планах на театральный сезон и закулисной жизни директор театра Любовь Березина поделилась с корреспондентом  АиФ-Алтай.

О Шукшине и не только

Ольга Сергеева, АиФ-Алтай: Насколько у современного зрителя востребованы постановки по Шукшину?

Любовь Березина: Залы полны. Я не знаю, как можно вообще не любить Шукшина. Когда я читаю или смотрю Шукшина,  у меня сразу воспоминания о родителях, о бабушках, дедушках.  Новый сезон мы начали с премьеры по рассказам Шукшина «Разыгрались в поле кони». Наш театр носит имя Василия Макаровича. И у нас есть негласная традиция - каждые пять лет к его очередному юбилею мы выпускаем спектакль по его произведениям. В этом году Шукшину исполнилось бы 90 лет. Поэтому сам бог велел выпустить ещё один спектакль по произведениям нашего земляка. 

Любовь Березина
Любовь Березина Фото: Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина

- Но всё-таки молодежь сейчас больше предпочитает Стивена Кингу, нежели Шукшина...

- Поэтому наша задача как раз заставить их перечитать нашего знаменитого земляка. Я знаю, что многие молодые люди, прежде чем прийти в театр, читают первоисточник.  И это очень важно. Вообще, лично мое мнение – Шукшина надо всё-таки читать, а не смотреть.

- А какие ещё спектакли ожидать зрители в этом сезоне?

- В обязательном порядке будет новогодняя сказка. Для нас сейчас специально пишется пьеса – это будут космические приключения. Это достаточно современно. Для взрослых на Новый год готовим вечерник, который также будет связан с космической тематикой. В марте режиссёр Марина Глуховская (известна по спектаклю «Время женщин») будет делать спектакль по Уильяму Сарояну «Лучшие годы вашей жизни».  К 75-летию Дня Победы мы тоже готовим новый спектакль. Есть ощущение, что люди уже устали от боевиков, поэтому стрелялки на сцене уже не актуальны. Поэтому мы решили обратиться  обратились к роману Альберта Лиханова «Непрощённая» - там и война, и любовь. Надеюсь, что это будет интересно всем поколениям зрителей.

- Будет ли театр в этом сезоне приглашать каких-нибудь именитых  режиссёров?

- С именитыми – проблемы, так как они очень дорого стоят.  Например,  цена постановки крутых  московских режиссёров – от миллиона рублей…  Для нас такие суммы не под силу. Но мы мечтаем, что к 100-летнему юбилею театра руководство края сделает нам такой подарок.

Из закулисья

- Как складываются взаимоотношения актёров и режиссера?

- По-разному бывает.  Понимаете, не смотря на, казалось бы, творческую профессию, актёры – люди подневольны. А тут, например, приехал молодой режиссёр и начал учить тех, кто всю жизнь на сцене, как правильно играть нужно. Конечно, поначалу у многих это вызывает протест.  Но когда спектакль в итоге получается очень хороший, понимают, что режиссёр-то был прав и все обиды забываются.

- Как распределяются роли?

- Артисты всегда хотят попасть на главную роль, и если их не берут – это целая катастрофа. Приходят ко мне и говорят - почему вы меня не берёте в спектакль? Я пытаюсь объяснить, что я не занимаюсь распределением ролей. Это дело режиссёра. Он предварительно смотрит видео с уже поставленных спектаклей, фото артистов и потом решает - хочу того или того.  Конечно, те, кого не выбрал режиссёр, потом обижаются.  Сколько артистов у нас в стране могут выбирать себе роли? Раз-два и обчелся! А все остальные, как говорится, кушайте, что вам дали. Звёздных ролей на всех не хватит. Тут уж, как  судьба сложится…

- Штат актёров у вас полный?

- Да, проблем с недостатков кадром нет – благо, у нас в Барнауле есть свой институт культуры. Порой перетягиваем артистов из Новосибирска. А вот с Москвы и Питера актёры к нам работать никогда не поедут.  Они лучше будут там в массовках сниматься.  Ну вот так случается, к сожалению…

Актеры из Питера и Москвы в Барнаул не поедут.
Актеры из Питера и Москвы в Барнаул не поедут. Фото: Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина

- Вы долгое время работали директором театра в Норильске. Последние восемь лет - в Барнауле.  Одним словом, есть с чем сравнить - чего не хватает нашему театру драмы?

- Денег, денег и ещё раз денег! Я помню те счастливые времена в Норильске, когда театр, как тот телёнок, который двух маток сосёт – нам финансово помогало и правительство Красноярского края, и администрация города Норильска, и горно-металлургический комбинат. Народ там любил театры. У нас залы всегда были переполнены. Меня даже начальник краевого управления культуры наказывал за то, что  загрузка зрительного зала была больше, чем положено - 112%.

- А у нас какая загрузка сейчас в театре драмы?

- Пока что 85%. Есть над чем работать. Поэтому я и говорю, что многое упирается в финансирование – за деньги можно привлечь и знаменитых режиссеров, и актёров и т.д.

- Любовь Михайловна, а если говорить о бюджете театра - на всё ли задуманное хватает денег?

- Годовой бюджет у нас - 48 млн рублей. Для сравнения, бюджет театра в Новосибирске – 128 млн рублей. Поэтому, конечно, нам хочется больше. Но я должна сказать, что в этом году мы сказочно обогатились - в гримерке артистов, наконец, сделан капитальный ремонт, закуплена новая мебель. Это немаловажно, ведь артисты буквально живут в гримерках, проводят там больше времени,  чем дома.

- Сколько получают артисты?

- Всё зависит от занятости.  Есть артисты, которые не выходят из театра, есть те, которые приходят три раза в месяц. Поэтому у кого-то 12-15 тысяч рублей, у кого-то – 30 тысяч. У нас разработана балльная система – за каждый выход на сцену артист получает определенный бал, которые в итоге суммируются, и от этого зависит зарплата.

- Спектакли почти всегда идут вечером. То есть артисты на работе с утра и до позднего вечера?

- У них разрывной рабочий день. Обычно с 11:00 до 14:00 идут репетиции, а вечером – спектакли. В промежутках артисты, как правило, уходят домой.

- Если актер на премьере от волнения забывает слова, что делать?

- И такое тоже бывает. В такой момент слова подсказывает помощник режиссера, которая находится за кулисами, либо другие актеры.

Если актер забыл слова, ему подскажет помощник режиссера
Коллектив в театре удивительный. Фото: Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина

- У актёров есть конкуренция? Может, кто-то кому-то строить козни?

- Вы знаете, коллектив  у нас удивительный. По своему опыту могу сказать, что во многих театрах есть разделения: артисты – это  белая кость, технари – люди «второго сорта» и т.д.  Когда я пришла работать сюда, для меня было большой неожиданностью, что ко Дню театра был накрыт единый праздничный стол для всех. У нас нет такого – против кого будем дружить. Сплоченный коллектив – это великое счастье! У нас даже есть замечательные семейные пары, которых свела сцена. 

Например, Дима и Аня Плехановы учились вместе в институте на одном курсе, были сокурсниками, но не обращали друг на друга внимания. Потом их обоих взяли к нам в театр. И во время постановки спектакля «Эти свободные бабочки» между ними вспыхнула любовь – как и у главных героев постановки.

- Кто создает историю театра - актёры, режиссёры или дирекция?

- Думаю, что всё-таки артисты. Но в любом случае, я думаю, что в театре не может быть главного.  Это как стол на четырёх ножках - если одна сломается, то всё рухнет. Поэтому я всегда всем говорю о том, что у нас нет главных - есть актёры, есть режиссер, есть техники, есть дирекция. И друг без друга мы ничего не значим.

- Вы сами успеваете ходить в другие театры,  смотреть, что показывают  ваши конкуренты?

- Не всегда получается, но по возможности стараюсь. Важно быть в курсе того, что происходит  в театральной жизни города.

- Смотря на игру актёров других театров, сравниваете их со своими – кто хуже, кто лучше?

- В такие моменты я стараюсь выключать в себе директора и включать зрителя. Но порой это бывает очень сложно. Даже приходя в московские театры, автоматически  видишь даже какие-то технические огрехи.

- Театральный сезон только начался, а к его концу вы мечтаете об отпуске, чтоб не видеть никого и не слышать?

- У нас нет такого, что закрыли занавес – и выдохнули. Один сезон закрыли - начинаем работать над следующим.  Постоянный круговорот, но мне нравится так жить. 

- Как думаете, театр  должен сохранять традиции или идти в ногу со временем?

- Можно и традиции сохранять, и одновременно идти в ногу со временем. В любом случае всё самое лучшее нужно собирать и хранить. Но при этом современные реалии диктуют и свои, новые требования – и от этого никуда не денешься. Возьмём пример - спектакль прошлого сезона «Идеальный муж». С одной стороны – это классика. Но с другой – то, как этот спектакль сделал режиссёр Алексей Шавлов - это уже в ногу со временем. Сейчас я с большим нетерпением жду от него «Ревизора».  Почему я стараюсь приглашать молодых режиссеров – да потому что они думают по-другому, у них мозги по-другому  - как у современной молодёжи. А это наши потенциальные зрители.

Если актер забыл слова, ему подскажет помощник режиссера. Фото: Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина

- Какие  спектакли больше всего предпочитает барнаульский зритель?

- Комедии. Люди приходят в театр, чтобы отдохнуть, расслабиться.  Артистам, конечно, больше по душе драматические постановки,  которые заставляют думать. Хотя есть и комедии, которые тоже заставляю думать – например, «Идеальный муж» или «Укрощение строптивой».  Поэтому мы стараемся в репертуар брать произведения, которые не только развлекают, но ещё и заставляющие думать.

- Но вы согласны, что во все времена народ в любом случае требует хлеба и зрелищ?

- Да. Но сначала всё-таки хлеба, а потом уже зрелищ. Поэтому когда у человека есть хлеб и он не задумывается о том, что купить - билет на спектакль или молоко ребёнку, тогда он пойдёт в театр. Я очень надеюсь, что девяностые годы никогда не вернутся, когда выбор такой стоял. Зрелища сегодня востребованы, и я надеюсь, что театр будет жить долго.

- Кстати, в современном мире, когда вокруг столько кинотеатров, спутниковое и кабельное ТВ,  гаджеты, не потеряется ли в будущем театр во всей этой массе?

- Мы всё время боялись, что кино «забьёт» театр. Но ничего такого не произошло. Сегодня  почти все книги есть в электронном виде, но библиотеки не пустуют. Люди устают от гаджетов, им нужно ощущение праздника – можно красиво нарядиться,  выйти, так сказать, в свет.  Поэтому, думаю, что театры всегда буду востребованы.

О личном

- Является ли для вас театр вторым домом?

- Конечно. Вы знаете, когда я возглавила барнаульский театр, то всё время сравнивала его с норильским. Но потом в какой-то момент всё поменялось: я забыла про норильский и поняла - вот они, мои родные, любимые, для которых я должна быть мамой, папой, бабушкой и дедушкой.  Это, знаете, как бывает – либо полюбил, либо не полюбил. Слава богу, полюбила.

- А вы какую бы роль хотели бы сыграть?

- У меня и мысли никогда не было, чтобы играть на сцене.  Даже в страшном сне такое не снилось …

- А если бы вас пригласили на бал-маскарад, какой бы костюм выбрали?      

-  Маргарет Тэтечер! (смеётся)

- Творческие люди обычно очень суеверны. Есть ли у актёров какие-то особые приметы?

- Когда я пришла работать в театр, мне сразу сказали: ни в коем случае нельзя щелкать семечки – зрителей не будешь. А зритель – это деньги. Можно всё прощелкаешь. Артисты считают, что если случайно уронил роль на пол - нужно срочно на неё сесть, чтобы другому не отдали.  У режиссёров тоже свои есть свои заморочки. Но я сама человек не суеверный - если дорогу перебежала чёрная кошка, то я смотрю - красивая она или нет, есть ли у неё белые пятнышки на лапках.

- Как вы считаете, любая постановка – это определенный риск?

-  Конечно. У меня в практике  был такой случай, когда, несмотря на затраченные  на постановку деньги, пришлось снять спектакль перед самой премьерой, так как показывать это зрителю  было невозможно.  Это был бы позор.

- Как вы боретесь с плохим настроением?

- Я понимаю, что серая полоса - это временно. В основном она белая.  Поэтому если у меня бывает плохое настроение,  то очень недолго. В такие моменты я пытаюсь просто переключаться на хорошее и умею это делать.  На самом деле, мы сами себя загоняем в депрессии, если мы этого не хотим - никто нас туда не загонит.

- Кем в детстве мечтали стать?

- Я очень хотела быть врачом. Потом меня заинтересовала биология - жизнь растений, животных.  Я  мечтала поехать учиться в институт виноградарства и виноделия в Тбилиси. На что мне мама сказала: «Дочка, у меня есть большой чемодан с книгами, а большого чемодана с деньгами нет». Тогда я заявила, что пойду в артистки. Мама сказал, что костьми ляжет, но только не это! Эта шутка с артисткой не прошла, но практически материализовалась.

Досье
Любовь Березина родилась в Кемеровской области. Окончила Горно-Алтайский педагогический институт. 15 лет проработала в Норильском Заполярном театре драмы им. В.Маяковского, в том числе 11 лет - в должности его руководителя. В 2004 г. переехала в Новоалтайск, где возглавляла городской комитет по культуре, а затем заняла должность заместителя главы администрации города по социальным вопросам. В октябре 2011 г. назначена на должность директора Алтайского краевого театра драмы им. В.М.Шукшина. Награждена знаком «За достижения в культуре», медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах