aif.ru counter
230

Виоль д’амур: В Барнауле звучал редкий инструмент

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. "АиФ-Алтай" 08/08/2012

Ее любили короли, обожали композиторы и слушатели за удивительную красоту «голоса», который так напоминал голос поющей влюбленной женщины. За аристократизм и сложность «характера» ее отправляли в отставку на долгие годы. Потом доставали из сундуков истории и – вновь забывали…

Сегодня в мире всего несколько исполнителей играют на виоль д’амур. Среди них наша землячка, ныне живущая и работающая в Швейцарии, профессиональная скрипачка, лауреат международных конкурсов Анна Меркулова.

Опала фаворитки Короля-Солнце

– Анна, почему скрипка любви оказалась забыта?

– Виоль д’амур появилась впервые в Англии в XVII веке. Мода на удивительный, обладающий нежным серебристым звучанием, инструмент быстро перешла во Францию. Особенно ее полюбил Людовик XIV, знаменитый Король-Солнце.

Однажды в Кельне в одной антикварной лавке я видела целую стену, увешанную виоль д’амур того периода. Этими инструментами, инкрустированными бриллиантами, действительно можно лишь любоваться!

После Великой французской революции о виоль д’амур как о символе ненавистной монархии постарались забыть, а весь репертуар был переделан под демократичные четырехструнные скрипки. Была, правда, непродолжительная попытка возродить интерес к виоль д’амур в начале прошлого века. Но, увы…

Сегодня в мире осталось очень мало исполнителей, владеющих этим инструментом. Дело в том, что он сложный. Помимо верхних струн в грифе находятся еще резонирующие струны, количество которых иногда вдвое превышает количество верхних струн.

Струны располагаются очень близко друг к другу, поэтому игра на виоль д’амур требует от исполнителя большого профессионализма. Гораздо проще играть репертуар виоль д’амур, переложенный для четырехструнной скрипки или альта. Но это совсем другое звучание!

Однажды в Москве я делала мастер-классы и играла одно и тоже произведение на виоль д’амур и на альте. Некоторые слушатели были уверены, что слушают разную музыку…

Искусство без залога

– Однако ваш пример доказывает, что освоить сложный инструмент возможно…

– Мне потребовалось шесть лет стажировки в Базеле, где работает единственный специалист по виоль д’амур Доротея Яппе, чтобы стать профессионалом скрипки любви.

А помню, когда в Барнауле по инициативе Михаила Тимофеевича Стюхина и Владимира Анисимова организовывали ансамбль старинной музыки «Арс лонго», то заказывали инструменты в Москве.

Скрипичный мастер сделал для меня виоль д’амур. Но, как на ней играть, как настраивать, где брать репертуар, ноты – никто тогда не знал. Действовали методом проб и ошибок…

– Где сейчас ваша первая виоль д’амур?

– В Барнаульском музее истории, литературы, искусства и культуры Алтая. К сожалению, сегодня на ней никто не играет. А инструменты, на которых никто не играет, приходят в упадок – дерево рассыпается, разрушается.

Раза два, когда приезжала в Барнаул, просила поиграть на этой скрипке, но получила отказ. Видимо, люди, ответственные за хранение этих музыкальных инструментов, полны страхов, возможно, обоснованных, а может быть, и необоснованных.

Просто хочу сказать, что даже дома Страдивари и Амати посылают скрипачам письма с приглашением помузицировать на их знаменитых инструментах. В том числе и русских исполнителей приглашают.

Когда я приехала в Базель, то в музее Сколы Конторум мне дали великолепные, очень старые, работы знаменитых мастеров инструменты – виоль д’амур и барочную скрипку. Никто не требовал от меня никаких обязательств, документов, залога или денег за их использование. С этими инструментами я ездила на гастроли в Москву, Санкт-Петербург, города Европы.

Более того, во время выступлений я часто предлагаю самим слушателям поиграть на моей скрипочке, то есть передаю в руки не музыкантов.

Музыкальная кинезиология

– Но это же невозможно – играть на скрипке, если не умеешь этого!?

– Это еще один страх, которыми переполнен современный человек: не умею, не смогу, не стоит браться. Но на скрипке играть – как воздухом дышать.

Представьте: скрипка лежит у вас на плече уютно, как котенок, возьмите ее за деку, чтобы удобно было, а смычок интуитивно пойдет по струнам. Все, вы – музыкант!

Звуки, извлекаемые из инструмента, который касается вашего тела, вибрируют, и вы перенимаете эту вибрацию. В вашем теле начинает работать эффект восстановления баланса, гармонии.

А это очень важно для людей, перегруженных проблемами, заботами, усталостью. Это я вам говорю уже как музыкальный кинезиолог.

Подобные приемы – в момент эмоциональных или физических перегрузок просто взять и поиграть минуту-другую на любом музыкальном инструменте, попеть – повышают работоспособность, улучшают настроение, помогают расслабиться.

Признаю, что современная фармацевтика шагнула далеко вперед, придумав массу препаратов от разных хворей и недугов. Но уверена: в будущем человек сможет сам помогать себе быть здоровым. В том числе через музыку. Или через танец.

Сегодня в Европе бум латиноамериканского танца зумба. Он состоит из простых коротких шагов и мягких полукруглых движений тела, очень полезных, кстати, для позвоночника.

Танцуется под позитивную песню, в которой рефреном повторяется какая-нибудь жизнерадостная фраза, например: «Мне хорошо!». Танец не требует никакой подготовки. Его, кстати, сейчас активно «взяли на вооружение» многие московские фитнес-центры. Но все же зумба – не фитнес, это такой психологический трик.

Можно потанцевать перед работой или в перерыве – рот до ушей, ты счастлив! Мы с учениками, например, перед занятиями обязательно танцуем зумбу: настраиваемся, улыбаемся и в хорошем расположении духа приступаем к уроку.

Шоу тоже нужны

– Поделитесь, пожалуйста, еще каким-нибудь музыкальным рецептом.

– Вот рецепт музыкального чая. Его я советую своим ученикам заваривать до начала урока. Потому что чай тоже «слушает» музыку, «записывает» эмоции, энергию, слова и мысли. Поэтому первую часть урока нужно музицировать с любовью, чтобы самому нравилось.

Тогда и чай будет вкуснее. Кстати, этот рецепт подойдет и для тех, кто не играет на музыкальных инструментах. Просто, заварив чай, включите запись музыки и подпевайте ей в такт.

А потом возьмите в ладошки кружку, улыбнитесь и попробуйте свой бодрящий музыкальный напиток. Вообще делайте как можно чаще такие маленькие подарки радости себе – это просто и полезно!

– Как вы относитесь к тому, что сейчас классические оперы ставят в современных декорациях, что оперная дива Нетребко поет поп-дуэты с Киркоровым, а выступления скрипачки Ванессы Мей больше напоминают электрические шоу?

– Шоу человеку тоже нужны. Понятно желание оказаться востребованным и оригинальным. И если есть аудитория, то почему бы и нет? Кому-то нравится электрический ток – они приходят и смотрят выступления Ванессы Мей.

Кому-то нравится салонная музыка, затрагивающая интимные струны человеческой души, – они идут в камерные залы, слушают живую музыку. Я лично рада, что живу в эту эпоху – эпоху открытых дверей и свободы выбора.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах