3353

Откуда на Алтае мордва? В крае живет около 5000 представителей народности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. "АиФ-Алтай" 25/11/2015
Людмила Хартова / АиФ

В Алтайском крае проживает много народов, порой, достаточно компактно. Есть, например, села с преимущественно казахским населением. А есть – с мордовским. О том, как живёт село, нам рассказала Раиса Гридунова, одна из опытнейших руководителей в Залесовском районе. 24-й год она возглавляет хозяйство в селе Борисово, которое является почти мононациональным и связанным с приволжским регионом.

Кто такие эрзя?

– Раиса Васильевна, три года назад, в октябре, в Борисово открыли мордовский центр с национальным подворьем и музеем. Почему именно у вас?

– Село наше необычное, почти мононациональное. 90% жителей составляют представители народности мордва эрзя. (Вторая ветвь субэтноса – мордва мокша также проживает в Залесовском районе). Борисово образовалось в 1792 году. После отмены крепостного права в 1861 году сюда из Центральной России прибыла первая волна переселенцев. Вторая совпала со Столыпинской реформой (1905 г.). Выходцы из Саранска – это чистая мордва эрзя. Наши жители не забыли родной язык, говорят на нём, поют. Фольклорный коллектив бабушек «Умарина» («Яблоня») под управлением Федосьи Эсеналиевой известен на весь край, выступает на больших праздниках в Барнауле и Белокурихе. Юные сельчанки поют в вокальном ансамбле «Эрзяночка».

Фото: АиФ/ Людмила Хартова

– Борисову уже более 220 лет. Сохранились ли в селе старинные дома?

– Они стоят вдоль речки, все с резными наличниками. Эрзянский дом всегда строился из трёх пород дерева: пол берёзовый, стены сосновые, потолок пихтовый. Крыли его тёсом, солому не использовали. Мордва – народ рукодельный, владеют ремеслом по дереву, занимаются ковкой и прочее. Представителями мордовского народа были дед нашего земляка Василия Шукшина, поэт Сергей Есенин, патриарх Никон. Если окончание фамилии на «ин» – стопроцентная мордва.

– А национальная кухня существует?

– Конечно. В ней почти то же, что и в русской: первое, второе, салаты, только со своими особенностями. Блины, например, мы предпочитаем печь из гречневой муки. Популярные мордовские блюда: «чапом ловсо», буквально – «кислое молоко» или варенец, «поза» – квас, «панчакаи» – ватрушки, «кулага» – пареная калина на закваске из ржаной муки. Рецепты передаются из поколения в поколение.

Фото: www.russianlook.com

Чем знамениты качели?

– Раиса Васильевна, как возникла идея создания мордовского Центра?

– Наша делегация побывала на исторической родине в городе Саранске во время празд- нования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Бабушки из «Умарины» не только приняли участие в концертной программе, но и побывали на нескольких экскурсиях. Когда они попали в мордовскую усадьбу с огромным двором, домом, банькой, хлевом, то решили у себя в селе воссоздать такую же.

Усадьбу мы заложили на въезде в село, на месте мусорной кучи. Сами его вывозили, расчищали территорию, проводили её благоустройство, построили колодец. Экспонаты для будущего музея собирали около десяти лет.

Фото: АиФ/ Людмила Хартова

Национальная усадьба огорожена плетнём с калиткой. К просторному бревенчатому дому и примыкающим к нему постройкам ведёт дорожка с деревянным настилом. На крыльце музея гостей встречают «старожилы»: дедушка в клетчатой рубашке и лаптях, опирающийся на костыль, и прислонившаяся к нему бабушка в традиционной кофте с юбкой и вязаных мордовских чулках. Во дворе, как и полагается, целый огород с грядками и клумбами, под навесом колодец с воротом. Мы установили оригинальные мордовские качели: две высоченных треноги метров по пять-шесть, вверху перекладина, откуда спускаются длинные верёвки. Такого в нашем крае вы нигде не увидите.

– Как встречаете заезжих гостей?

– В этом сезоне к нам специально приезжали группы школьников из села Пещёрки и отдыхающие из санатория «Сос- новый бор», расположенного в селе Зудилово Первомайского района. Для них активисты подворья подготовили целую программу с экскурсией по достопримечательностям села и прогулкой по лесу на лошадях. А после этого приглашали гостей на щедрое угощение с национальными блюдами. 9 мая мы дружно отметили здесь 70-летие Победы, в котором участвовало всё село. В июне отпраздновали на подворье День молодёжи, в июле провели встречу бывших односельчан, на которую съехались гости из нескольких регионов, включая города Татарстана и остров Сахалин. Сколько радостных волнений доставила она нам и нашим гостям, с удовольствием посетивших родные места.

Мордва
Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

В январе нынешнего года в Борисово была создана общественная организация «Эрзянь мастор» – «Эрзянская земля». Вместе с активистами подворья планируем будущим летом провести у себя большой празд- ник – этнофестиваль «Деревенское моленье», на который пригласим представителей мордовской национальности из Саранска, Новосибирской, Кемеровской областей и других мест, где те проживают. Поскольку в селе много верующих жителей (мордва – народ православный), недавно начали восстанавливать молельный дом на базе части здания старой школы, ныне пустующей.

Справка

В настоящее время в крае успешно работают мордовские творческие коллективы, сохранён важнейший элемент этнической культуры – язык. По данным последней переписи населения, в крае проживает около пяти тысяч представителей мордовской национальности.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах