Даже далёкий от искусства житель края знает, что Государственный Великорусский оркестр «Сибирь» – культурный бренд нашего региона. В этом году коллектив отмечает 25-летний юбилей. Однако «фактический возраст» оркестра намного солиднее.
Ещё в 1963 году по инициативе профессора, заслуженного деятеля искусств России, профессора Николая Корниенко и группы энтузиастов был создан Барнаульский городской оркестр. Но в 1977 году деятельность Городского оркестра прекратилась, и только в 1982 году, благодаря группе неравнодушных музыкантов, возглавляемых и вдохновляемых первым руководителем оркестра Евгением Борисовым, коллектив возродился. И, уже в 1990-м, это уникальнейшее явление культурной жизни края было признано профессиональным коллективом. В настоящее время оркестр знают не только в России, но и за рубежом. В разные годы с коллективом сотрудничали такие звёзды мировой музыки, как народный артист СССР Зураб Соткилава, народный артист СССР Алибек Днишев, народная артистка РСФСР Александра Стрельченко.
Судьба музыканта
В преддверии юбилея и открытия нового сезона состоялся разговор с Николаем КОМИССАРОВЫМ, главным дирижёром оркестра «Сибирь».
– Николай Алексеевич, вы работаете в оркестре с 1999 года; в качестве главного дирижёра – с 2007 года. Сразу ли и легко вы «влились» в коллектив, ведь пришли уже состоявшимся музыкантом, имевшим опыт работы в различных, в том числе в плане жанровой принадлежности, оркестрах?
– Да, но всё, как и у всех, начиналось с учёбы. Сначала это было музыкальное училище, после – консерватория по специальности «Баянист и дирижёр оркестра русских народных инструментов». По окончании консерватории проходил армейскую службу в ансамбле внутренних войск МВД Украины. Кстати, к этому же периоду относятся мои первые опыты аранжировок, а также авторских произведений. Затем некоторое время занимался музыкально-педагогической деятельностью в Донецкой области. После была Сибирь. Сначала небольшой городок в Красноярском крае и работа в самодеятельности, потом, начиная с 1986 года, Красноярская филармония, где мне пришлось расширять свои профессиональные умения и интересы – переквалифицироваться из народника в эстрадника – я стал руководителем эстрадного коллектива.
В конце 1992 года я переехал в Барнаул и вернулся к педагогической деятельности. И занимался ею до тех пор, пока основатель «Сибири» и его первый руководитель Евгений Борисов ни пригласил меня в оркестр. Сначала в качестве музыканта, баяниста, а затем предложив пост второго дирижёра.
Уникальный организм
– Хотя я и руководил многими коллективами, – продолжает Николай Алексеевич, – профессиональными и самодеятельными, но оркестр «Сибирь», без преувеличения, – абсолютно уникальный организм, живущий по своим внутренним законам, имеющий свои традиции, которые были заложены в него до моего прихода. Вполне естественно, что, когда я возглавил оркестр, понадобилось некоторое время, чтобы нам с музыкантами «приспособиться» друг к другу. Я, исходя, в том числе, и из собственных пристрастий, всегда стремлюсь раздвигать творческие горизонты оркестра, включая в репертуар не только традиционную народную музыку, но и джаз, рок, что-то из эстрады. Впрочем, тяга к эксперименту всегда была отличительной «фишкой» «Сибири». Евгений Иванович Борисов тоже охотно экспериментировал в разных областях.
– XXI век – время интернета, бурного развития технологий, изменяющегося, как говорят психологи, сознания, а значит, и вкусов современников. Делаете ли вы что-то, чтобы привлечь ещё большее количество слушателей к вам? Возможно, это не только непосредственно музыкальная, но музыкально-просветительская работа?
– Разумеется, мы играем для людей, и не прислушиваться к интересам публики не имеем права. Мы стремимся завоевать новую аудиторию и, как я уже сказал, всячески раздвигаем свои стилевые и жанровые горизонты, в том числе посредством различных экспериментов. Однако, поскольку «Сибирь», всё-таки, – оркестр народных инструментов, главный ориентир и золотой фонд – оригинальный репертуар. Народная музыка – неотъемлемая часть культуры, а её сохранение и востребованность у сегодняшней аудитории во многом зависит от просветительской, воспитательной работы, которой мы много занимались и занимаемся.
Главная задача
– Непрофессионалы часто не понимают, а какова, собственно, функция дирижёра оркестра? С точки зрения дилетанта, выходит человек и зачем-то, повернувшись лицом к музыкантам, а спиной к зрителю, машет руками…
– В принципе, хороший слаженный оркестр способен играть и без дирижёра. Но дирижёр – визитная карточка музыкального коллектива, определяющая его «лицо». Главная его задача уловить концепцию исполняемого произведения и организовать для выполнения этой задачи весь оркестр, подобно режиссёру в театре или шеф-повару в ресторане. Дирижёр обязан создавать соответствующий настрой в коллективе. Это чрезвычайно важно. Оркестр – это несколько десятков человек и, вполне вероятно, что у кого-то из них сегодня проблемы, каждый пришёл со своим настроением. Будучи профессионалами, они, разумеется, выходят на сцену «мобилизовавшись», но вот создать этот общий позитивный настрой – задача дирижёра. Порой даже сказанное к месту слово настраивает коллектив на правильную волну.
– Традиционно принято в момент юбилея подводить какие-то итоги, делиться ближайшими планами…
По-моему, юбилеи – это немного печальные праздники. Мне очень не нравится подводить итоги. Постоянно задумывается что-то новое, идёт работа над текущими программами и произведениями, и это замечательно. Планы всегда есть, но из суеверия делиться ими не люблю. А вот то, что уже сделано, показываю и показываю с радостью.
Досье
Николай КОМИССАРОВ.
Окончил Донецкую государственную консерваторию по классу баяна и дирижирования. Имеет большой опыт педагогической и концертной деятельности. Автор аранжировок для оркестра и ансамблей различных составов. Заслуженный деятель Музыкального общества России. В оркестре «Сибирь» работает с 1999 года. С 2007 года – главный дирижёр оркестра «Сибирь».