Примерное время чтения: 7 минут
145

Театр должен учить зрителя патриотизму

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. "АиФ-Алтай" 05/10/2011

Накануне премьеры о юбилейных перспективах театра драмы мы решили поговорить с его директором Сергеем Медным.

Музыка с драматургией

– Сергей Анатольевич, изначально о «Калине красной» на вашей сцене говорили как о мюзикле…

– Мы немного не дошли до мюзикла и даже слегка отошли от этого жанра. Много было переговоров, поисков, споров с композитором Марком Самойловым, и режиссер принял решение, что это будет музыкальная драма с большим уклоном в музыкальность. То есть спектакль будет весь пронизан музыкой, но построен он по принципам драматургии.

– Не боитесь сравнений с одноименным фильмом Василия Шукшина? И вообще, насколько сильно театр ориентировался на фильм в постановке?

– Сомнения были. Василий Макарович – это легенда, человек, которого помнят и уважают и в крае, и в стране. Шукшин для Алтая – как Гагарин для Смоленской области. Поэтому работа шла сложно. Я долго не решался на такую постановку, и только поняв ее концепцию, которая соединялась с высокой постановочной заинтересованностью режиссера Владимира Подгородинского, который решил докопаться до души произведения, – согласился.

Все понимали, что это не проходной спектакль. Макет постановки появился полгода назад, в конце марта была написана в законченном варианте музыка. Режиссер с первого дня работал как с автором либретто Вячеславом Вербином, так и м композитором. Именно ответственность и заинтересованность авторской бригады развеяли мои сомнения. И сегодня мне как директору театра не стыдно за это произведение, уверен, что и режиссеру не будет стыдно.

– В спектакле занято множество актеров, но кто будет играть роль Егора Прокудина? Его невольно будут сравнивать с Василием Шукшиным.

– Роль Егора Прокудина играет наш молодой актер Юрий Рябцев. У него что-то есть от сохи, что-то есть от земли, он родился на Алтае, его образ схож с образом Василия Шукшина. Высокий рост, атлетическое сложение, и самое главное есть душа – понимание произведения. Сравнения с фильмом будут, мы это понимаем, но у театра свои выразительные средства.

Интересно, что это произведение, несмотря на обилие музыки, поставить было сложно именно драматургически – там много психологических моментов. В классическом музыкальном театре эмоции в основном поверхностны – таковы правила оперетты, а здесь проделана большая психологическая работа над образом героев.

Лейтмотивном является тема березок, которые вначале появляются на сцене как березки из декорации, а потом постепенно оживают, получают актерское прочтение и наполнение. Всего на сцене будет 12 березок, из них шесть – живые. Их роли исполняют наши великие актрисы, в полном объеме освоившие драматический балет.

Балетмейстером является заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии Сергей Грицай, работавший еще с Товстоноговым. И подход к образу здесь не внешний, а внутренний –через передачу всей накопленной внутренней энергетики героя. Я всегда говорю, что жизнь спектакля – долгая или короткая – зависит от его энергетики, насколько ее хватает – столько он и живет на сцене.

Все актеры талантливы

– Не каждый театр в России может похвастаться 90-м театральным сезоном. Чем будете удивлять зрителей?

– Будем удивлять только высоким мастерством наших актеров и хорошими постановками и премьерами – к примеру, «Стеклянным зверинцем» Теннесси Уильямса. Так получилось, что мы поставили сразу два спектакля одного автора. Думаю, что эти произведения будут хорошо встречены зрителем и войдут в постоянный репертуар театра.

Естественно, как и в прошлые годы, будет поставлена новогодняя сказка. А еще до конца театрального сезона мы планируем поставить два произведения – один из них будет обязательно по классическому произведению, а второй – обязательно по теме Велекой Отечественной войны.

Мне жаль, но в нашем театре еще нет достойного спектакля для всех возрастных групп про войну. Считаю, что театр обязательно должен заниматься патриотическим воспитанием. Мы должны всегда помнить про войну, чтить тех людей, которые остались, и тех, кого с нами уже нет. И не должны об этом забывать: кто войну забудет – к тому придет она.

– Шукшин и Уильямс – совсем разные миры. Шукшин – родной и понятный. А есть ли актерские силы, чтобы дать наполнение произведениям Теннесси Уильямса?

– Труппа нашего театра одна из самых подготовленных и опытных в сибирском федеральном округе. Это один из сильнейших актерских составов. При этом мы постоянно ищем новых актеров как в своей труппе, так и вовне. Можно отметить ту же Лену Половинкину, которая 20 лет была занята в эпизодических ролях, или нового актера Юрия Рябцева, семью Буяновых, Антона Киркова.

У нас вообще нет плохих актеров. И их талант хорошо проявляется в смешении жанров. Актеру интересно работать в разных амплуа, в разных технологиях. Каждый режиссер приходит в театр со своим виденьем, своими определенными задачами. А актер имеет право выбора – подстраиваться под требования режиссера или уйти из проекта, и всегда есть право отказаться.

Тот же Эдуард Тимошенко, которого мы планировали ставить на «Татарина маленького», сказал, что это не его материал, зато роль прекрасно сыграл Виталий Махов.

Гастроли на Урале

– Уход из театра актеров – Махова и Сизикова, уход режиссера Романа Феодори, конфликт, случившийся весной, не помешают юбилейному сезону?

– Без конфликта нет жизни. Конфликт– это развитие. Наверное, можно было избежать конфликта весной, но мне кажется, что он все равно бы произошел. Конфликт лишь вскрыл проблему в театре, которая была. Проблему тех людей, кто не работал и не хотел работать.

Но с этим сталкивается любой репертуарный театр. Для меня в этой ситуации главным было в конфликте не выплеснуть вместе с водой ребенка. И мне кажется, что театр в итоге от такого прояснения позиций и противоречий только выиграл.

И ничего плохого в том, что актеры меняют театры, нет. Так было всегда – актер всегда в движении. Он либо едет за своим режиссером, либо ищет лучшее место жительства для семьи и себя, кому-то просто хочется посмотреть страну, другие города, театры. Раньше если актер за жизнь 4-5 театров не менял, то его и актером не считали. Так что ротация в труппе и обновление – это нормально.

– Что еще запланировано в связи с юбилейным сезоном?

– Что касается юбилейных мероприятий – мы ведем к ним активную подготовку. 25 ноября состоится юбилейный концерт – праздничный и торжественный. Мы привлекли к нему творческие театральные силы города, а постановщиком будет Роман Ильин.

При этом концерт хотим сделать таким, чтобы он остался в нашем репертуаре – этакий исторический экскурс по вехам развития театра. Также готовится к выпуску двухтомный книжный сборник про театр,

редактором которого является Ирина Свободная.

Лично мне хочется продолжать заниматься объединением культурного пространства Сибири в рамках «гастрольной карты». Опыт этого года оказался удачным и востребованным, теперь мы хотим включить в проект и театры Урала, чтобы познакомить наших зрителей с их творчеством, а уральцам показать, как работают на Алтае.

К СЛОВУ

По информации краевого Управления по культуре и архивному делу, 20 октября у Сергея Медного, назначенного директором театра драмы в октябре 2009 г., последний рабочий день в этой должности.

Кандидатуры на место директора театра драмы пока не называются, хотя в Управлении говорят, что они есть.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах