aif.ru counter
64

Выживать Механическому заводу помогают уникальные заказы

В последнее воскресенье сентября свой профессиональный праздник отмечают все машиностроители края. Машиностроение – базовая отрасль экономики любой высокоразвитой страны, сердцевина индустрии, важнейшая отрасль промышленности, ее промышленный и интеллектуальный потенциал

из архива компании.

В последнее воскресенье сентября свой профессиональный праздник отмечают все машиностроители края. Машиностроение – базовая отрасль экономики любой высокоразвитой страны, сердцевина индустрии, важнейшая отрасль промышленности, ее промышленный и интеллектуальный потенциал.

Алтайский край может гордиться своими традициями сельхозмашиностроения, которое сегодня возрождается на новой основе. Но машиностроение – это не только трактора и комбайны, это и станки, и любое оборудование, которые обеспечивает потребности различных сфер производства и экономики. Так, уникальный даже по меркам Сибири Механический завод в городе Бийске производит оборудование для нефтяников, газовиков, энергетиков и атомщиков России.

Для газовиков и атомщиков

О том, чем живет сегодня предприятие и какие проблемы ждут своего решения в отрасли машиностроения, мы решили поговорить с Валерием ПЛОТНИКОВЫМ, директором Механического завода.

– Валерий Иванович, функционирование каких отраслей экономики страны обеспечивает Бийский механический завод?

– Раньше мы поставляли оборудование для металлургов, горняков, горно-рудных предприятий. А в последние годы был сделан акцент на поставку оборудования для нефтегазовой отрасли. Так, в Екатеринбурге есть большой холдинг по производству нефтегазового оборудования – буровых вышек. В советское время ими производилось до 400 буровых вышек в год. А сейчас 20-25, но тем не менее и для нас находится работа. С 2009 года мы участвуем во всех проектах холдинга – производим буровые вышки для крупных нефтегазовых компаний России, выступая как субподрядчики.

Буровая вышка – большое сооружение, порядка полутора-двух тысяч тонн оборудования, и нашей продукции там от 10 до 20%.

Залог успеха предприятия – люди. На Механическом заводе профессионалов немало. Фото: из архива компании.

Однако учитывая, что в последнее время у нефтяников произошел небольшой спад и весной холдинг не смог нам предложить заказы, мы переориентировали производство на другие отрасли. Ещё в 2013 году мы получили лицензию на производство и поставку оборудования для Росатома, и сегодня мы имеем основные объемы заказов для объектов Росатома в городах Северск, Железногорск, Волгодонск. Плюс обеспечиваем продукцией машиностроительные заводы в городах Глазове и Электростали. Последний договор нами был заключен с Нижним Новгородом, где конструкторское бюро им. Африкантова разрабатывает реакторные энергоустановки для судов. А в Алтайском крае сотрудничаем с энергетиками Бийска, хотя основной рынок сбыта нашей продукции за пределами региона.

– Ваш завод называют иногда флагманом тяжелого машиностроения края, почему?

– Конечно, это небольшое преувеличение, но мы действительно изготовляем крупногабаритное оборудование, достаточно сложное, которое не везде можно произвести. Так, к примеру, делаем модули для буровых вышек. Масса одного модуля – от 15 до 30 тонн. Лонжероны для буровых вышек – 23 тонны. Механизм перемещения вышки с гидравликой весит 53 тонны. В 2003 году, когда начинали работать, изготовили сушилку рудного концентрата, масса которой в сборе составила больше 200 тонн, – это кольца диаметром в 3,5 метра, всё нужно было собрать, поставить венец, чтобы могло крутиться. Конструкция получилась длинной в 27 метров. Для изготовления сложных и габаритных механизмов мы используем наши возможности – есть необходимое оборудование, площади и персонал.

Нагрузка на подрядчика

– Уникальные заказы не позволяют нормально зарабатывать?

– У нас постоянно меняется направление деятельности – то металлурги, то горняки, то нефтяники и газовики. Стабильности в машиностроении нет никакой. И удержаться в рынке не просто.

Увеличились цены на сырье, электроэнергию, перевозки. Изменения коснулись и того, что крупные компании договорились не платить предоплату поставщикам. Те, кто работает на них, должны делать всё из собственных средств, хотя раньше возможно было получить предоплату.

Мы работаем уже 13-й год, и такая ситуация, когда подрядчик, по сути, кредитует заказчика, была всегда. Ситуация лучше не становится. И все машиностроители работают в таких условиях. Хотя нормальными их признать нельзя. Мы сейчас горько шутим, что, условно, сейчас в тендерах участвуют нищий, голодный, больной и бездомный. Выиграл конкурс, выполнил заказ, но при этом нищий не разбогатеет, бездомный не заимеет жилья, голодный не станет сытым, а больной не выздоровеет. Ценовая политика держит нас на уровне выживания, а не развития. Но все мы знаем, что зарубежная продукция аналогичного качества в пять-семь раз дороже. Нефтяные компании готовы закупать оборудование за рубежом, но своим предприятиям они платить справедливую цену просто не хотят.

– Но за счет чего-то предприятию все же удается выживать?

– Только если производить эксклюзивную продукцию, которую больше никто не делает, можно расправить плечи. А в условиях конкуренции всё превращается в падение цены. С 2010-го по 2014-й год цена на нефть выросла в два раза. В то же время продукция, которую мы выпускали, за это время подешевела на 20%. Просто фирмы нефтегазовой отрасли стали на 20% дешевле оборудование закупать.

В прошлом году договоры на второй квартал были заключены раньше, и когда случился с экономикой шок, то, по сути, мы пожертвовали своей рентабельностью чтобы покрыть рост цен. Никто из заказчиков – ни энергетики, ни нефтяники, ни атомщики не пошли на пересмотр цен. Но если бы расчеты шли по нормальным ценам, можно было и зарплату людям приличную платить, и решать назревшие давно вопросы технического перевооружения. Пока мы вынуждены работать на устаревшем оборудовании. При этом надо привлекать молодые кадры. А им работать на старых станках не хочется. Это как ездить на старом «Москвиче», когда вокруг новые «Тойоты». Желающих на «Москвич» еще поискать надо – только тех, кому больше ездить не на чем.

Нужны условия

– Каков оптимальный выход из этой ситуации для машиностроителей?

– Очевидно, что надо менять уровень цен. Иначе никогда вперед не двинемся. Машиностроители не требуют денег у государства, как оборонка, но нужна возможность самим зарабатывать. При нормальном уровне цен на продукцию к нам бы пошли работать молодые ребята.

– Какой базой сегодня располагает Механический завод?

– У завода 12 тыс. кв. метров производственных площадей – это огромное пространство, которое надо отапливать и содержать. Есть краны, которые могут поднимать до 50 тонн. Можно и детали до 50 тонн точить, растачивать. У нас работает около 150 человек, но численность персонала варьируем в зависимости от загрузки – иногда доходит до 200 человек.

Сейчас объемы производства в районе 130 млн рублей в год, в 2012 году объемы выпуска доходили до 200 млн рублей. Но суммы эти относительные – добавленная стоимость у нас очень низкая, средств на развитие практически не остается.

Тем не менее мы постоянно расширяем линейку выпускаемой продукции, налоги платим, зарплату выплачиваем. Производственная программа на четвертый квартал этого года сверстана, заказы есть. Но по сравнению с тем, как было десять лет назад, – раньше дышать можно было свободнее.

В крае у нас конкурентов нет, но есть на Урале и в Поволжье, где работают предприятия, которые и в советское время работали на энергетиков, нефтяников, атомщиков. А мы работали на химический комбинат в Бийске.

Я уверен, всё можно сделать – нужны только условия. Нужна государственная программа развития машиностроительного комплекса, чтобы предприятия отрасли перешли от выживания к нормальной работе и могли зарабатывать. Тогда мы сможем гордиться развитым машиностроением, радоваться за людей, которые в нем работают.

Поздравляю!

У нас много работников, которых можно похвалить и трудом которых можно восхищаться. К примеру, хорошо себя показывает и многое умеет слесарь Евгений Анашкин. Или бригадир слесарей Владимир Казаков – он уже на пенсии, но специалистом является уникальным и талантливым организатором. Или токарь Виктор Михайловский – тоже уникальный профессионал. Хорошие результаты показывают фрезеровщик Александр Очаковский, токари-расточники Александр Костерин, Роман Попов. Сварщик Сергей Латков сегодня почти освоил очень сложную сварку никеля. Можно гордиться работой инженера Владимира Жарского, инженера Максима Глазева, начальника производственно-диспетчерского бюро Елены Слановой. Нельзя не отметить труд начальника коммерческого отдела Ларисы Татариновой, старшего мастера Георгия Чернова, электрослесаря Евгения Албутова. Все перечисленные – специалисты с большой буквы, которые сегодня определяют лицо предприятия. Но поздравить с праздником машиностроителя хочется всех сотрудников предприятия. Пожелать им здоровья, семейного счастья, удачи и гордости за свою работу. С праздником!

Валерий ПЛОТНИКОВ

 

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Когда в Барнауле включат отопление?
  2. Когда закончится строительство барнаульского театра кукол «Сказка»?
  3. Почему нельзя хранить СНИЛС в паспорте?
Самое интересное в регионах
Роскачество
В чем вы храните свои сбережения?