С 1 июля 2020 года, согласно федеральному законодательству, потребителей энергоресурсов постепенно переводят на так называемую интеллектуальную систему учета. Как этот инвестиционный проект реализует сетевая компания «Алтайкрайэнерго», в чем преимущество установки «умных» счетчиков для потребителей и почему возникла в них необходимость, рассказал заместитель генерального директора по транспорту электрической энергии Сергей Фомакин.
Учитывают время суток и время года
Анна Камалова, altai.aif.ru: Сергей Иванович, давайте для начала уточним, в чём преимущество интеллектуальных приборов учета по сравнению с обычными?
Сергей Фомакин, заместитель генерального директора по транспорту электрической энергии: Главное преимущество в том, что после их установки потребителю не нужно ежемесячно передавать показания. Это делает прибор учета – данные ежедневно автоматически поступают в сетевую компанию и гарантирующему поставщику. А отслеживать их онлайн можно в личном кабинете абонента.
Также «умные» счётчики дают потребителю возможность перейти на дифференцированный тариф, то есть вести учёт потребляемой электроэнергии в зависимости от времени суток и времени года. Кроме того, они фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя следить за качеством поставляемой электроэнергии.
– Сколько придётся потребителю заплатить за их установку и кто будет следить за сохранностью наверняка дорогостоящего оборудования?
– Если мы говорим о частном секторе, то, согласно законодательству, затраты на установку и обслуживание «умного» прибора учёта полностью берёт на себя сетевая компания. На данный момент идёт замена вышедших из строя счётчиков и тех, у которых истёк межповерочный интервал – срок эксплуатации.
За сохранность средств измерения ответственность несёт собственник приборов учёта: в частном секторе это сетевая компания, в многоквартирных домах – гарантирующий поставщик. Исключения составляют случаи, когда отсутствует техническая возможность монтажа прибора учёта на границе раздела балансовой и эксплуатационной ответственности сторон, и прибор учёта остаётся в электроустановке либо на территории потребителя.
Часто спрашивают, за чей счёт будут ремонтировать счётчик, если он выйдет из строя? Отвечаю – за наш.
Затраты окупаются
– Ваша организация реализует этот проект за собственные средства?
– Да. Компания ежегодно включает в инвестиционную программу установку «умных» приборов учёта, на текущий момент уже установлено более 37 тыс. таких приборов. Интеллектуальными приборами полностью оборудованы дома жителей рабочего поселка Благовещенка. На 2023 год списки уже сформированы, приборы учёта приобретаются в плановом порядке.
– Наверняка это большие затраты для компании? Оправданы ли они? Уже есть результат?
– Безусловно, интеллектуальные приборы учёта стоят в разы дороже обычных индукционных и электромеханических счётчиков, но, судя по результатам, затраты оправданы. Реализация проекта позволила значительно сократить потери электроэнергии, которые происходят при хищении ресурса. Система позволяет отслеживать, какое количество киловатт-часов потребил абонент, реагировать на любое вмешательство в прибор учёта. Например, пресекать попытки остановки счётного механизма, обнаруживать самый примитивный способ воровства электроэнергии – это «наброс» проводов непосредственно на линию электропередачи, минуя прибор учёта, а такие «умельцы» есть, отслеживать неплательщиков и после соответствующих уведомлений автоматически отключать им электроэнергию.
Если говорить в цифрах, то в 2016 году потери электроэнергии были на уровне 15,5% от общего объёма отпускаемой электроэнергии, а по итогам 2022 года они составили 7,2%. Экономия денежных средств за счет сокращения потерь направлена на содержание и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
– Может ли потребитель отказаться от установки счётчика?
– Прибор учёта устанавливается на границе балансовой принадлежности. Для частных домов это опоры линии электропередачи. Если хозяин дома препятствует установке, есть ряд юридических процедур, по итогу которых его всё же обяжут заменить прибор учета согласно действующему законодательству.
Не допустить воровство
– Вы назвали несколько способов хищения электроэнергии, при этом нередко от этих действий страдают добросовестные плательщики, оплачивая за соседа. Куда им обращаться, если заметили, что электричество воруют или страдает качество?
– Действительно, случаи несанкционированного потребления электроэнергии происходят часто. Энерговоры даже не задумываются, что подвергают риску не только свою жизнь, но и жизнь соседей. Результатом безучетного подключения является снижение качества электроэнергии: скачки напряжения, перебои, замыкание. Обращаюсь к нашим потребителям, если вам известны факты хищения электроэнергии, сообщите об этом на горячую линию 8-800-700-70-83.
– Куда и как обращаться для установки «умного» прибора учёта?
– Для замены прибора учета с истекшим межповерочным интервалом обращаться никуда не нужно. Они находятся в реестре сетевой компании, их установка осуществляется в соответствии с утвержденным графиком.
Если же счётчик вышел из строя, то потребитель может обратиться на горячую линию 8-800-700-90-23, либо написать на электронную почту Priemnaya@altke.ru, подать обращение через интернет-приёмную для физических лиц или личный кабинет на сайте www.altke.ru, позвонить по контактному номеру (размещены на сайте www.sk-altke.ru) одного из девяти филиалов нашей компании.