Примерное время чтения: 7 минут
787

Такие нужны! Как девушка из алтайского села стала ведущим специалистом РЖД

Сюжет РЖД. Личный взгляд
Виктор Крутов / АиФ

Наталье Хочай ещё нет и 30 лет, но за шесть лет работы в Каменской дистанции электроснабжения, она смогла дорасти до такой ответственной и важной должности, как ведущий специалист по охране труда. Она рассказала о своём профессиональном пути, о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться, и об активной волонтёрской деятельности.

 Хотели парня, получили девочку

Наталья признается, что в школьные году у неё даже мысли не было идти работать на железную дорогу. В старших классах, планировала поступать в юридический вуз и старательно шла к запланированной цели, готовясь по профильным предметам к ЕГЭ.

«Нашему руководству школы как-то позвонили с Каменской дистанции электроснабжения. Сказали, нужен парень, которого хотят отправить по целевому направлению учиться в вуз на инженера тяговых подстанций. Главное условие, чтобы он отлично знал физику. Но таких мальчиков на тот момент не оказалось. Им предложили мою кандидатуру, так как я углубленно занималась физикой и математикой. Кадровый сотрудник сказал, что девочка не подходит - это больше мужская профессия», - вспоминает молодая сотрудница.

Ближе к выпускным экзаменам вновь поступила заявка, но мальчика так и не подобрали. Тогда специалист по подбору персонала Ирина Лымарь, согласилась пообщаться с Натальей Хочай, пригласила её на собеседование.

«Рассказала о себе, о своих достижениях в учёбе, активной общественной деятельности, показала портфолио. В итоге Ирина Николаевна сказала: «Здорово! Нам такие нужны», - рассказывает собеседница.

Честно признается - не с особым энтузиазмом приняла предложение поступить в Омский государственный университет путей и сообщений. Уговорили родители. Так в 16 лет она уехала в другой незнакомый город.

«Первое время было тяжело психологически. Жить вдали от мамы и папы. Ещё был некий комплекс самозванки. Казалось, занимаю чьё-то чужое место, ведь здесь учатся все такие умные, выпускники профильных школ и гимназий из больших городов. А я простая сельская девчонка, пусть даже с красным дипломом и высокими баллами по ЕГЭ», - делится Наталья.

Наталья Хочай.
Наталья Хочай. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

Говорит, задавала себе и маме с папой вопрос: «Зачем поступила сюда? Здесь учатся в основном парни. Значит на железной дороге преимущественно мужские профессии». Родители отвечали: «Пройдет время и поймёшь, что это было правильное решение».

Найти свою «ячейку»

К окончанию вуза Наталья уже твёрдо решила, что её призвание - РЖД. Причём офисная работа не привлекала, хотелось, как говорится в «поле» - тяговые подстанции или контактную сеть. Именно по этим направлениям и получила образование и писала дипломную работу.

Но придя устраиваться в дистанцию вновь услышала, что это слишком тяжёлый труд для молоденькой, ещё не опытной девушки. Изначально ей предложили должность секретаря, что категорически не устроило юную сотрудницу. Уговорами и настойчивостью она добилась своего и стала электромехаником тяговой подстанции. Ей приходилось рано-рано вставать, ехать на электричке, потом час ждать, когда приедут коллеги и вместе идти на объекты. Но работа, с её слов,  очень нравилась.

Через месяц по решению руководства перевели в инженеры по тяговым подстанции всей Каменской дистанции, где отработала 1,5 года.

«Понимаю, что это очень важный и ответственный труд, но он больше связан с бумажной работой. Так как я по жизни очень активная, то она мне это показалась рутинной, а когда человеку не интересно то, чем он занимается, начинает выполнять работу по накатанной, в итоге выгорает и уходит из профессии, а потом долго ищет дело по душе. На железной дороге  много сотрудников, пришедших сюда по призванию, но важно, как говорится, найти свою «ячейку», - уточняет героиня.

Когда освободилось место специалиста по охране труда, Наталья решила, что вот это именно то, чем бы хотела заниматься. Но с первых дней поняла, что работа на этом месте - колоссальный труд, к тому же не хватало опыта в сфере охраны труда. Выручила коллега из Барнаульской дистанции электроснабжения Мария Зайцева.

«Так получилось, что когда я пришла на новую должность, не было человека, который бы меня обучил. Предыдущий специалист уже уволилась, и место простаивало почти месяц. Все пришлось начинать с нуля, а тут начались ведомственные проверки. Помню в первый день, села за рабочий стол и схватилась за голову. Мария Александровна взяла надо мной шефство и, буквально за ручку привела в профессию, которая мне безумно нравится», - вспоминает ответственная за безопасное энергоснабжение на железнодорожных линиях.

Она говорит, что отношение к ней в коллективе двоякое. С одной стороны её считают строгой, так как ни когда не закрывает глаза даже на малейшие недочёты, ведь любая оплошность может привести к трагедии, с другой, не идёт на конфликты, старается помочь, подсказать, особенно начинающим специалистам. К слову сказать, Наталья стала победителем конкурса в сфере охраны труда, проявив свои знания и навыки.

 «Зачем тебе это надо?»

Наталья не только опытный и добросовестный специалист в своей сфере, но и активный волонтёр, сумевшая найти и объединить вокруг себя таких же активных, неравнодушных сотрудников Каменской дистанции электроснабжения. Они занимаются несколькими благотворительными проектами, и она, как координатор, участвует во всех из них.

Наталья Хочай.
Наталья Хочай. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

«Большое внимание уделяю воспитанию школьников и дошкольников в плане безопасного поведения на железной дороге. Сейчас в молодёжной среде популярны зацеперство, селфимания, когда подростки фотографируются на вагонах поездов. Это опасные увлечения. Мы проводим профилактические уроки, экскурсии на предприятия, чтобы уберечь ребят от необдуманных поступков», - говорит волонтёр железной дороги.

В волонтёрском движении есть разные люди: кто-то помогает животным, кто-то ищет людей или оказывает психологическую помощь.

На вопрос, почему сама стала заниматься благотворительной деятельностью, отвечает, что с малых лет родители прививали ей активный образ жизни, неравнодушие к чужой беде.

Школьницей руководила подростковой организацией. Ученики восстанавливали памятники, воссоздали школьный музей и делали ещё немало полезных дел для местных жителей.

Сейчас она по собственной инициативе восстанавливает памятник 16-летнему партизану разведчику Кири Баева, который погиб во время Гражданской войны от белогвардейцев.

«Приезжаю к памятнику, навожу порядок, в планах восстановить кладку, уже нашла единомышленников. Меня часто спрашивают: «Зачем тебе это надо?» Просто хочу сохранить историю своей малой Родины. Сегодня мало школьников знают, кто такой Киря Баев, к сожалению, в районе не осталось и ветеранов Великой Отечественной войны, которые смогли бы из первых уст рассказать о тех событиях. Вот приезжаешь на кладбище, а у многих могилки заросшие, заброшенные. И мы стараемся облагородить их, привести в порядок», - рассказывает Наталья.

Добавляет, что волонтеры - это отзывчивые, неравнодушные, легкие на подъем, бескорыстные люди. «Нам говорят спасибо и этого вполне достаточно», - уточняет она.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах