Суровые морозные зимы, летняя жара, шквалистый ветер и метели - все это резко континентальный климат Алтая. Погода регулярно испытывает на прочность трассы, технику и дорожных рабочих, которые обеспечивают безопасность и качество транспортных артерий. Неслучайно в этой профессии лето называют сезоном трудоёмким, а зиму - опасным.
В Алтайском крае и Республике Алтай ключевые трассы - федеральные. Они проходят по множеству природно-климатических зон, от степных до горных. Разные погодные условия, географические особенности, рельеф и грунт влияют на выбор материалов и технологий предстоящего зимнего содержания.
В степях ветру нет преград
«Специфика наших двух регионов накладывает отпечаток на все процессы, – поясняет начальник ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский. – Это касается и строительства, и ремонтов: разные почвы и условия – разные материалы и технологии. И, конечно, содержания: зима в нашем климате – самый опасный период. Ежегодно это испытание на прочность, и каждый участок дороги требует особого отношения, в зависимости от географического положения и погодной карты».
В этом году под эгиду ведомства перешла еще одна дорога, ставшая федеральной - А-321 Барнаул – Павловск – граница с Казахстаном. Значительная ее часть проходит через степи, а значит автомобилистов подстерегают сильные ветра и частые низовые метели, значительно ограничивающие видимость и особенно опасные. Отсутствие естественных преград приводит к снегопереносам, а применение противогололёдных материалов может только ухудшить ситуацию. Коварство степей еще и в том, что низовые метели начинаются даже при небольшом ветре. А значит, водитель, следуя, например, из лесной зоны, не готов к изменению дорожной обстановки. В режиме ЧС и вовсе счёт идет на минуты. Оперативность, готовность и согласованность действий ответственных лиц решают все.
Зима в нашем климате – самый опасный период. Ежегодно это испытание на прочность, и каждый участок дороги требует особого отношения, в зависимости от географического положения и погодной карты
Контракт на содержание новой дороги подписали в начале октября, поэтому дорожникам пришлось работать в усиленном режиме, их основная задача – подготовить трассу к эксплуатации зимой. Успели отремонтировать локальные участки, залить трещины битумной мастикой, что позволит предотвратить дальнейшее разрушение при переходе температуры через ноль. Вырубили кустарники в полосе отвода и на откосах земляного полотна, чтобы избежать образования снежных заносов в метель.
Нивелировать климатические особенности можно, говорят специалисты. Для этого на сложных участках проводят превентивные мероприятия. Помогает установка снегозадерживающих заборов; там, где позволяет местность, производят уполаживание откосов, чтобы исключить необходимость установки барьерного ограждения. На других участках его заменяют на тросовое, что способствует улучшению видимости и предотвращает образование снежных валов.
Анализ и наблюдение
Моментально реагировать на меняющуюся погодную ситуацию в Сибири готовы всегда. Федеральные дорожники уже в октябре перешли на зимний режим работы. Для безопасного и бесперебойного проезда на территории двух регионов задействовали сотни единиц специализированной техники. Пескобазы для хранения противогололёдных материалов расположены в среднем через каждые 45 км. Запас реагентов создали заблаговременно.
Для обработки трассы используют комбинированные противогололёдные материалы. Обязательна патрульная снегоочистка и своевременное удаление противогололёдных материалов с покрытия, чтобы исключить налипание снега и образование наката. Хорошо помогает круглосуточный мониторинг ситуации федеральных трассах двух регионов. Для этого здесь установили дорожные метеостанции, видеокамеры и табло переменной информации.
«Информация с камер и метеостанций в режиме реальном времени транслируется на мониторы ЦУП и в диспетчерские службы подрядных организаций, – рассказывает старший диспетчер аварийно-диспетчерской службы Упрдор «Алтай» Евгений Ракитянский. – Эти комплексы позволяют оценивать состояние дорожного покрытия, условия проезда, метеорологическую обстановку и формируют прогноз развития ситуации на ближайшие четыре часа».
Исключить риски - невозможно
Однако погода зачастую диктует такие условия, в которых обеспечить проезд невозможно, несмотря на подготовленную технику, специалистов и круглосуточные вахты. И здесь на первый план выходит чёткое взаимодействие всех служб и ведомств, отвечающих за безопасность людей и спасение на дорогах. На первом месте стоит оповещение о сложной дорожной обстановке. Информация заблаговременно поступает во все СМИ, пассажироперевозчикам, для дальнобойщикам, ГИБДД, МЧС, Минтрансу. Аналогичное взаимодействие выстроено с коллегами из соседних Новосибирской и Кемеровской областей, Казахстана, для корректировки движения транзитных автобусов.
Принимая решение о закрытии дороги, дорожники понимают, какие неудобства это влечёт. Люди, вынужденные прервать путь, зачастую не представляют, что происходит на маршруте дальше, не могут оценить всей серьёзности ситуации. Но такие меры иногда необходимы. Решение выносят сообща, совместно со всеми профильными ведомствами, и только в случае крайней необходимости.
Четкий и отработанный алгоритм действий и отлаженное межведомственное сотрудничество, строгий контроль и экстренное реагирование на меняющуюся обстановку – все это позволяет обеспечить максимально возможную безопасность автомобилистам даже в самых сложных условиях. Превентивные меры, грамотная подготовка дорог к зиме, дифференцированный подход, учитывающий географические и климатические особенности местности, помогают снизить риски, которые несет суровый и переменчивый климат. Исключить их в Сибири полностью – невозможно.
Федеральные дорожники отмечают, что готовятся к худшему сценарию снегопадов и метелей. Такая перестраховка помогает настроить людей на серьёзную работу. Как пройдёт зима на самом деле — сказать сложно. Пока что, на сегодняшний день, всё складывается относительно благополучно.