Примерное время чтения: 7 минут
305

Барнаульский ВРЗ: День железнодорожника – наш праздник!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. "АиФ-Алтай" 03/08/2011

Без малого век

У предприятия богатая, почти вековая история, вехи которой были отражением событий истории страны. Возникнув в 1917 году, Главные железнодорожные мастерские, где ремонтировались паровозы и товарные вагоны, в 1926 году были преобразованы в вагоноремонтный завод. Спустя время в его цеха вновь поступили паровозы, и он стал паровозоремонтным.

А в 1935 году, когда время паровозов подошло к концу, завод получил свое окончательное наименование — вагоноремонтный, и в предвоенные годы увеличил выпуск отремонтированных вагонов в 11 раз.

Начавшаяся Великая Отечественная война привнесла перемены в жизнь завода: в цехах наряду с привычными вагонами делали артиллерийские снаряды для фронта – их было выпущено несколько миллионов. В ноябре 1942 года за образцовое выполнение задания Барнаульский вагоноремонтный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в ноябре 1943 г. начальнику спеццеха ВРЗ Феодосию Львову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

50-е годы ознаменованы глобальной реконструкцией и расширением завода, внедрением конвейерного метода ремонта вагонов. Для страны, поднимающейся из руин, это было очень важно. Время шло, и в 1980 году БВРЗ отремонтировал трехсоттысячный вагон и вырастил немало трудовых династий.

60-80-е годы отмечены бурно развернувшейся социальной деятельностью предприятия: строился детский сад, заводская поликлиника, наращивались темпы жилищного строительства. Если в 1917 году жилая площадь составляла всего 600 кв.м., то в 1967-м она составила 29100, а в 1997-м уже 71556 кв. метров.

Умение выстоять

В период с 1989 по 2001 год, в условиях полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости завод работал стабильно. Производственный план выполнялся на 100 процентов. В 1995 году завод получил статус «Лидера Российской экономики», занял призовое место в отраслевом соревновании коллективов предприятий железнодорожного транспорта.

В 2003-2006 годах на заводе происходила модернизация всего технологического процесса: были построены новые производственные корпуса, улучшены бытовые условия.

1 апреля 2006 года ВРЗ стал открытым акционерным обществом. Этот статус продиктовал новые задачи: одним из приоритетных направлений стал выпуск высококачественной продукции.

Свой 90-летний юбилей завод встретил с почетом: по словам губернатора Александра Карлина, он «входит в десятку крупнейших промышленных предприятий Алтая, которые вносят наиболее значимый вклад в экономику, бюджетную сферу нашего региона».

В кризисный 2008 год общая экономическая ситуация в стране крайне отрицательно отразилась и на железнодорожной отрасли: главной задачей для ОАО «Барнаульский ВРЗ» на тот период было выстоять, чтобы в дальнейшем продолжить работу и развитие предприятия. Были предприняты меры, направленные на экономию затрат и качественное выполнение работы.

Ответственный подход к порученному делу всех работников позволил противостоять влиянию кризиса, преодолеть его последствия с минимальными потерями, сохранить основной костяк коллектива.

Уникальный завод   

Сегодня ОАО «Барнаульский ВРЗ» является одним из крупнейших предприятий отрасли в стране и единственным за Уралом предприятием, осуществляющим капитальный ремонт грузового подвижного состава. Территория завода занимает 42,82 га.

Общая развернутая площадь зданий — 72307,9 кв. м, в том числе производственная — 53743,5 кв.м. Длина железнодорожных путей — 22512 м.

По мнению генерального директора Константина Данилова, оснащенность предприятия позволяет не только производить ремонт в значительных объемах, но и заниматься изготовлением вагонов, поскольку сейчас вагоностроение является перспективным и более востребованным направлением.

Начиная с 2007 года, заводом выпускается полувагон модели 12-9780, конструкция которого считается одной из самых удачных в России.

При разработке этого вагона были учтены пожелания заводских специалистов, и в результате создана модель, отвечающая всем требованиям сегодняшнего дня по прочности и ремонтопригодности.

Конструкция нового полувагона модели 12-9780 – одна из самых

удачных в России
.

Уникальность завода – в большом количестве собственных разработок, повышающих экономичность и эффективность производства: машина для правки торца полувагона, устройство для навески разгрузочных люков, моечные машины для подшипников и букс и др. Эти «ноу-хау» разработаны, изготовлены и внедрены технологами, конструкторами и работниками РМЦ и ЭСЦ ОАО «Барнаульский ВРЗ». Аналогов такому оборудованию нет ни на одном заводе России.

Предприятие для людей

И все же главная ценность предприятия – это его сотрудники. Сегодня в штате предприятия около 1500 человек.

Как отмечает директор по управлению персоналом и социальному развитию Александр Еськов-Сосковец, завод делает многое в плане максимального обеспечения социальных гарантий и защиты трудовых прав: он проявляет себя как честный налогоплательщик и ответственный работодатель, соблюдающий Трудовой кодекс.

На предприятии есть профсоюз, который совместно с администрацией оказывает помощь в устройстве детей сотрудников в детские сады и летние оздоровительные лагеря. Для удобства работников завода функционирует служебный транспорт.

Существует добрая традиция ежегодно чествовать ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Большое внимание уделяется профессиональным соревнованиям – регулярно проводятся конкурсы мастерства «Лучший по профессии» с вручением грамот и премий.

Гордость завода – многоступенчатая система подготовки кадров на базе собственного центра, осуществляющего обучение рабочих более чем по 40 специальностям.

Жизнь завода многообразна и интересна – на предприятии есть свой музей, спорткомплекс, стадион, газета «Вагонник», которая издается с 1932 г. Недавно был обновлен сайт предприятия.

Коллектив предприятия постоянно становится обладателем наград. Например, в 2008 г. ОАО «Барнаульский ВРЗ» стал победителем сразу двух конкурсов – ежегодного краевого конкурса «Лучшее промышленное предприятие Алтайского края» и ежегодного конкурса «Золотая опора» в номинации «Промышленные предприятия».

Гибкие технологии

В 2011 году «Барнаульский ВРЗ» намерен увеличить выпуск продукции более чем в 2 раза. Эти планы подкреплены фактически достигнутыми показателями: уже сейчас, по данным за первое полугодие 2011 г., выручка равна совокупной выручке за весь 2010 г.

Рост объемов производства завод планирует обеспечить за счет увеличения выпуска четырехосных цельнометаллических полувагонов. Кроме того, по словам генерального директора Константина Данилова, в 2011 г. будут продолжены модернизация и техническое перевооружение основного и вспомогательного производства, направленные на увеличение доли на рынке ремонта вагонов и вагоностроения, на подготовку производства к проведению ремонта вагонов-цистерн с ремонтом котла и производства вагонов нового поколения.

Как отмечает главный инженер завода Евгений Жгут, «сейчас актуальна программа развития вагоностроения, которая предусматривает приличные капиталовложения – порядка 1 млрд руб. Запланирована перестройка технологического процесса, закупка нового оборудования.

Также у нас существует и долгосрочная программа, направленная на расширение спектра ремонта полувагонов, цистерн, платформ, спецвагонов. Планируется строительство комплекса по ремонту полувагонов с уникальным оборудованием. В целом задача коллектива завода – создать гибкий технологический процесс изготовления и ремонта вагонов, удовлетворяющий все потребности рынка и действующий с ним в унисон».

Очевидно, что у Барнаульского ВРЗ впереди еще много исторических вех, ведь у него огромный экономический, технологический и творческий потенциал.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах