Примерное время чтения: 8 минут
470

На Алтай – дорогой жизни. История, которая начиналась в Северной столице

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. "АиФ-Алтай" 24/12/2014
из архива компании.

Первая «запись» в хронике теперь уже легендарного «ГОРЕМ-3» датирована 26 июня 1941 года: именно в этот день Управление военно-восстановительных работ Наркома путей сообщения подписан указ о формировании Восстановительного поезда № 103. Впоследствии название изменится до «Головной ремонтно-восстановительный поезд № 3» – «ГОРЕМ-3».

Под огнём неприятеля

Среди всех строительных предприятий края, пожалуй, именно это имеет право носить статус легендарного и героического: в 1942 году его бойцы, а по-другому и не скажешь, прорывали блокаду Ленинграда, строили железнодорожную ветку по Ладоге: вместо шпал – двухметровые брёвна, закреплённые на вмороженных в лёд чурках. Однако пустить поезд по льду озера так и не удалось, зато зимой 43-го сквозь блокадное кольцо прорвался небольшой, в два вагона, паровоз – под покровом ночи и перекрёстным огнём. Узенькая десятикилометровая ветка была проложена через замёрзшие Синявинские болота, а среди героических строителей-железнодорожников был Александр Николаевич МОШИГИН, много лет проработавший плотником в «ГОРЕМ-3», уже здесь, на Алтае. Впоследствии именно по этому отрезку ж/д пути в город доставляли продукты и вывозили в эвакуацию жителей. «Умело обеспечивал руководство путевой колонной» Константин Мартынович СИНГАЕВСКИЙ, который был награждён Орденом Красной Звезды. Карельский фронт, Волховский, Ленинградский… За годы войны бойцы ГОРЕМа восстановили – чаще всего под непрекращающимся огнём неприятеля – десятки километров путей, говорят наградные документы.

В пятидесятые годы на грандиозные стройки Сибири, с их небывалыми масштабами и такими же сроками, прибывают строительные подразделения – цвет и доблесть отрасли, собранные со всей страны. В 1958-м году, в числе прочих на Алтай приезжает «ГОРЕМ-3», его зачисляют в состав треста «АлтайТрансСтрой». Ни объём работ, ни время, отведённое на их выполнение, закалённых горемовцев не пугают. Один за одним вводятся в эксплуатацию важнейшие участки железнодорожной карты Сибири: магистрали Барнаул-Кулунда, Павлодар-Барнаул-Сталинск, Малиновое Озеро-Локоть, Камень-на-Оби-Иртышская, депо на ст. Алтайская. В это же время «ГОРЕМ-3» осваивает и гражданское направление, возводит десятки жилых домов, административные и соцкультбытовые объекты. Это было удивительное время, которое позволяло любому человеку проявить свои «рабочие» таланты, выделиться на фоне других.

В «Гореме-3», конечно, были свои герои: монтёр путей Карим Гараевич ГАРАЕВ приехал на Алтай в середине пятидесятых, и стал одним из самых профессиональных работников предприятия, легендарным бригадиром, который успел потрудиться и в Барнауле, и в Кулунде, и на «Коксохиме», а однажды его даже «запросили» на БАМ! За свои заслуги Гараев был награждён Орденом Ленина и получил звание заслуженного строителя России.

Высокая планка

В шестидесятые «ГОРЕМ-3» становится главным застройщиком Новоалтайска, и возведённые им здания составляют «основу» промышленной столицы края, до сих пор именно на них держится «лицо» города. Улица Парковая, Гагарина, Космонавтов, Деповская, Прудская, Анатолия, поликлиника, школы, детские сады, вокзал – всё было построено работниками «ГОРЕМа». Гражданским направлением в те годы «заведовал» орденоносец Валентин Яковлевич КЛИННИКОВ, он обладал удивительной способностью организовывать коллектив, столь впечатляющие объёмы введённых в эксплуатацию объекты – его огромная личная заслуга.

Бригаду каменщиков возглавлял Владимир Иванович ЧУГУНОВ, отделочников – Александра Егоровна ПЕТУХОВА (на фото), вместе с мастером Павлом Николаевичем ШАЛАМОВЫМ они составляли самый костяк «ГОРЕМа-3», были награждены самыми высшими знаками отличия. И было за что! Строители трудились в самых тяжёлых условиях, многие по несколько лет кряду не бывали в отпусках, месяцами жили в вагончиках, но делали своё дело по чести и совести, потому и сдавали объекты практически один за другим. Причём часто работали вдали от начальства, уровень ответственности и самодисциплины был колоссальным – на этом и держали высокую планку.

Славу – умножить!

Следующее поколение горемовцев славу старших товарищей только умножило. Зиновий Семёнович СЕМЁНОВ (на фото) стал бригадиром каменщиков, на отделочные работы пришла Нина Ивановна ПОПОВА (14 декабря исполняется 50 лет, как она работает в «ГОРЕМе-3»)… «ГОРЕМ-3» в эти годы, конечно, гремел. У предприятия была очень сильная профсоюзная организация, которую многие годы возглавляла Екатерина Гавриловна КЛИННИКОВА. Многочисленные конкурсы профессионального мастерства прославляли «ГОРЕМ-3» на весь Союз, а благодаря стараниям профкома предприятие было знаменито талантами, не имеющими отношения к специализации: хор «ГОРЕМа-3» выступал по всей Сибири. Поездки на природу, летний лагерь для детей – один из лучших на Алтае, спортивные соревнования и «неформальные», как сейчас говорят, встречи с коллективом. Такой активной – с какой стороны ни посмотри – жизнью жил в те годы «ГОРЕМ-3». В 1988-м году начальником предприятия стал Геннадий Михайлович ЖУРАВЛЁВ, к тому моменту проработавший в отрасли почти двадцать лет – сначала под руководством инженера Ивана ЗЕЛЕНОВА, потом мастером. Первая полностью самостоятельная его работа – дом на Космонавтов, 12. Потом – дома на Гагарина, ул. 40 лет ВЛКСМ, училище №44. В общем, опыта начальнику было не занимать, поэтому и нужды коллектива он понимал хорошо. Понимал и каким должен быть настоящий строитель – порядочным, честным и ответственным. Ответственным за качество своей работы, за построенный дом, в котором долгие годы будут жить люди. Так и работали в «ГОРЕМе-3» до самого конца девяностых, сменялись объекты. В этом время тоже были свои герои, многие из которых до сих пор в строю: Владимир Николаевич КРИКУН … Двадцать трудовых династий взрастило предприятие, гордость строительной отрасли Алтая. Шутка ли, почти тысяча человек – алтайские строители – были награждены за добросовестный труд в транспортной системе, многие из них работали в «ГОРЕМе-3».

Новое время предъявило предприятию новые требования. Сегодня «ГОРЕМ» – это общество с ограниченной ответственностью, но почти безграничными, как прежде возможностями. И сегодня предприятие гордится своими людьми: Ольге БОЛЬШАКОВОЙ, к примеру, всего тридцать лет, Галине ЧЕПУРИНОЙ – 27, а они уже бригадиры и бригадиры хорошие, которых любят и уважают! Профессиональные традиции «АлтайТрансСтроя» горемовцы хранят свято, поэтому и сегодня им удаётся держаться на плаву, строить многоэтажки, коттеджи и целые микрорайоны – с современной планировкой, включающей магазины, парковки, прогулочные зоны. Неудивительно, что в Новоалтайск с удовольствием переезжают барнаульцы – жильё тут, как в советское время, добротное, а цены на него – существенно более низкие. Геннадий ЖУРАВЛЕВ (на фото), и ныне возглавляющий предприятие, заслуженной славой гордится и коллектив свой бережёт: хорошая зарплата, социальные гарантии и уважительное отношение – и к ветеранам, и к молодёжи. В общем, новым стройкам в Новоалтайске – точно быть!

Карина ТЕПАНЯН

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах