Один из символов Алтайского края – ленточные боры. Других таких нет ни в одном регионе мира. Тоненькими ниточками они простираются на сотни километров, являясь домом для многих видов зверей, растений, а также зоной хозяйственной деятельности. О том, как вести эту хозяйственную деятельность и не вредить природе – споры в крае ведутся не первый год. Одни отстаивают право вести научно-обоснованные рубки, другие готовы запретить любую деятельность в лесах, если она может повредить хотя бы одному краснокнижному животному.
Важный диалог
Проблемы лесопользования в Алтайском крае обсуждались на минувшей неделе в Камне-на-Оби. Там в формате «круглого стола» было проведено выездное заседание комитета по аграрной политике и природопользованию АКЗС, совместно с краевым Управлением по природным ресурсам и экологии с приглашением глав районов края, представителей природоохранной прокуратуры, учёных, общественников и самих лесопользователей, в том числе представителей холдинга «Алтайлес». Не все высказанные на «круглом столе» мысли были однозначными, но разговор получился конструктивным.
Сегодня, вероятно, никто не будет спорить, что лес – наше общее богатство. Что нельзя рассматривать его только как совокупность деревьев, а необходимо сохранять его для будущих поколений. Но ещё сто лет назад на Алтае взгляд на лес, в том числе на ленточные боры, был сугубо утилитарным. По словам Александра МАЛЕНКО, кандидата сельскохозяйственных наук, доцента кафедры лесного хозяйства АГАУ, до рубежа XIX и XX веков ленточные боры эксплуатировались по всем направлениям хозяйственной деятельности – лесные насаждения вырубались практически полностью, без какой-либо системы.
К счастью, лес – возобновляемый ресурс. Несмотря на то, что в советское время заготовка леса в крае велась промышленным способом, работало несколько крупных деревообрабатывающих комбинатов – запасы леса в крае возросли – с 48 кубометров на каждый гектар в начале XX века до 260 кубометров в настоящее время. Причина – научный подход к рубке. Одно дело – просто рубить лес, другое – рубить выборочно и при этом заниматься лесовосстановлением. Грамотный хозяин, срубив дерево – всегда посадит новое.
Дрова для жителей
По словам Сергея СЕРОВА, председателя комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию, лесной фонд края составляет 4,4 млн гектаров. Важную роль отрасль играет в поддержке местных бюджетов. Ежегодные платежи лесных хозяйств в бюджеты различных уровней – 1 млрд рублей, в самой отрасли занято более 10 тыс. человек.
Общий объём заготовки древесины в крае за последние четыре года снизился на 24% и в 2013 году составил 2,5 млн кубометров. В крае создан единый комплекс для выращивания посадочного материала, имеется 38 лесных питомников – ежегодно выращивается до 40 млн сеянцев, восстанавливается около 10 тыс. гектаров леса.
Но есть, конечно, и проблемы, которые озвучивают жители края и общественные организации – хотя не всегда реальные и объективные. Иногда люди проявляют беспокойство от незнания. А иногда общественные организации на теме леса занимаются саморекламой, обвиняя лесопользователей в уничтожении лекарственных растений, грибов, ягод, а также распугивании краснокнижных животных. Последний пример – нападки «экологов» по поводу гнездовых участков филина и большого подорлика на территории государственного природного заказника «Завьяловский». Этих птиц, якобы, потревожили во время рубок. Тема получилась настолько благодатной, что по ней, обвиняя краевые власти в потворстве лесопользователям, высказались даже представители прозападного либерального политического бомонда края. Для них в стране всегда всё плохо – и защита русских в Крыму, и заготовка леса на Алтае.
Если же говорить о реальных проблемах, то нарекания жителей вызывали лесовозные дороги, особенно весной, и система заготовки дров. Вопрос с дровами сегодня в крае практически решён – жителям выделяется более 400 тыс. кубометров древесины в год. А на строительство выделяется 55 тыс. кубометров в год – при этом, чего нет в других регионах страны, гражданин в своём заявлении может указать диаметр, длину и другие параметры древесины.
Ещё одна проблема, обсуждавшаяся на «круглом столе» – кадровая. С 2007 года в лесной отрасли края наблюдается острый дефицит в квалифицированных кадрах. Не хватает трактористов, станочников, водителей лесовозов, предприятия лесной отрасли с трудом набирают людей на воспроизводство лесов и заготовку древесины. А проблема кроется в нежелании молодёжи жить и трудиться в деревне, все стремятся в город в надежде найти несложную работу в офисе. Несмотря на усилия лесопользователей остановить данную «миграцию», (в деревнях запущены заводы по производству домов, окон, дверей и пр. продукции глубокой переработки, созданы все условия для плодотворной работы) сделать это пока не получается.
По словам Михаила КЛЮЧНИКОВА, доктора сельскохозяйственных наук, президента Союза организаций лесной отрасли «Алтайлес», при таком дефиците кадров решение создать крупные деревоперерабатывающие комбинаты в Рубцовске и Камне-на-Оби было правильным. Помимо глубокой переработки древесины, к которой постоянно призывает губернатор Алтайского края Александр Карлин, ЛДК отчасти решают проблему занятости в двух городах края.
Особый подход
Ещё в советское время были обоснованы рубки обновления и переформирования в ленточных борах, позволяющие создать благоприятные условия роста деревьев разных поколений на всех ярусах. По мнению Михаила Ключникова, их надо было начинать ещё 20 лет назад. Но тогда лесников не услышали, и сегодня разрешены только рубки спелых насаждений. Это ведёт к тому, что участки, которые сто лет никто не трогал, потом необходимо будет приводить в порядок за короткий срок, иначе там начнут себя вольготно чувствовать лесные вредители. Для ленточных боров такая практика неприемлема – так сохраняя алтайский лес его недолго и потерять.
Валерий ЛОГИНОВСКИЙ, исполнительный директор ООО «Каменский ЛДК» подтвердил, что сегодня переспелые деревья по отдельным лентам бора составляют 40, 50 и даже 60 процентов от всех насаждений. Приспевающая часть на таких участках уже не формируется – лес стремительно стареет и уже не может сопротивляться болезням деревьев. Специалистам понятно, что такой лес, заботливо охраняемый псевдоэкологами, способен создать особо неблагоприятные условия и для растений, и животных – без солнечного света, с почвой, на которой хорошо растут только папоротники, а не ягоды. И в конечном итоге дилетанты, вероятно, опять обвинят в этом лесников.
Гордость края
«Проблемы есть, но они не повсеместны и не тотальны, – сказал Михаил Ключников, – Нельзя огульно обвинять всех лесников – больше 90% рубок осуществляется как надо, по науке и закону. Но абсолютно правы специалисты – к каждому участку лесного фонда, особенно в ленточных борах, нужно подходить индивидуально, что мы и делаем».
При всех недостатках Алтайский край является сегодня лучшим в стране в области лесных отношений. Регион является самым перерабатывающим субъектом в Российской Федерации и занимает по производству пиломатериалов пятое место. При переходе на новые принципы лесопользования в 2007 году была создана краевая концепция развития лесной отрасли, решено было создавать комплексные коммерческие предприятия. И до сих пор в край приезжают учиться лесопользователи многих регионов – опыт края оказался уникален – структура лесопользования в крае считается одной из лучших и надёжных в России.
Сегодня, как и раньше, любое предприятие лесной отрасли края обязательно выезжает на любой лесной пожар, занимается посадкой деревьев. Отношение к лесу в крае осталось рачительным. В отличие от многих других регионов России, где вдали от людей лес вырубается подчистую, в крае ведут большую лесовосстановительную работу. Да и лес продаётся не в круглом виде на корню, а как продукт глубокой переработки – пиломатериал, брус, деревянный дом, окна, двери, лестницы, погонаж. Это тоже гордость региона.
Так что же делать с ленточными борами? Участники «круглого стола» пришли к однозначному выводу: деревья рубить нужно. Любая рубка должна быть продумана и обоснована. И доверить это дело лучше профессионалам – лесопользователям Алтайского края – они работают давно, и мешать им не стоит.
Технологии – лесные и передовые
Отдельным пунктом «круглого стола» по вопросам лесопользования стало посещение его участниками Каменского лесодеревообрабатывающего комбината. Это одно из крупнейших и современных предприятий лесной отрасли края.
На Каменском ЛДК было закуплено новейшее немецкое и австрийское оборудование. Завод построен с нуля, в чистом поле силами одного из арендаторов. Целью создания такого комбината, конечно, была глубокая переработка древесины и выпуск высококачественной продукции.
Злорадство недоброжелателей, которые есть всегда, про создание гор с отходами было призвано бросить тень на репутацию завода. Противники производства не хотят слышать, что на заводе отходов нет, щепа является технологическим сырьём для производства плит ДСП и тепловой энергии и сегодня наблюдается дефицит в данном виде продукции.
Ежегодно Каменский ЛДК перечисляет в бюджеты разных уровней более 100 млн рублей налогов и даёт занятость 140 жителям края. Это большое комплексное лесохозяйственное предприятие, которое является источником инвестиций, направляемых на развитие лесного потенциала, ведение лесного хозяйства в шести районах Алтайского края – Ребрихинском, Шелаболихинском, Тюменцевском, Завьяловском, Баевском и Каменском.
По словам Валерия ЛОГИНОВСКОГО, завистников у предприятия достаточно. Но ещё больше тех, кто понимает, что за подобными предприятиями, способными производить современную и востребованную продукцию, работающими по безотходным технологиям, способным, к тому же, давать муниципалитетам дешёвое и экологически чистое топливо – будущее лесной отрасли края и страны в целом.