Тренер по футболу: Без системы подготовки у взрослой игры нет будущего

Владимир Евглевский, тренер команды «Алтай», со своим подопечным. © / Из личного архива

   
   

Досье Владимира Евглевского
После учёбы на факультете физвоспитания БГПИ работал преподавателем в Каменском педагогическом училище. В 1984-85 гг. выступал за футбольную команду мастеров «Динамо» (Барнаул). В 1985 году вернулся на работу в училище, где и трудился до августа 2006 года. В течение 10 лет тренирует команду ребят 2000 года рождения в СДЮШОР по футболу Алексея Смертина. Является «Отличником физической культуры» и «Отличником народного просвещения».
Недавно команда «Алтай» из футбольной школы Алексея Смертина вернулась с юношеского чемпионата России с девятым местом. Скажите, ну что это за результат!? Успешный результат, уверен Владимир Евглевский, тренер команды.

На сибирском характере

– В чемпионате России приняло участие 20 сильнейших команд, – рассказывает Владимир Александрович. – В результате впереди нас оказались только топовые клубы – московские «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Чертаново», питерские ФК «Зенит» и СДЮШОР «Зенит», казанский «Рубин», «Академия» имени Коноплёва. У всех хорошее финансирование, отличные базы… У наших мальчишек не было опыта соревнований взрослого уровня. Но когда после двух поражений сыграли вничью с раменским «Сатурном», почувствовали уверенность. Мы настраивали ребят биться до конца. И они бились. И доказали, что сибирский характер надо уважать: ни разу потом не проиграли. Из других клубов удивлялись: «О, так они там, в Сибири, ничего играют-то!». Но соперников, например, хозяев турнира – ивановский «Текстильщик», пришлось «огорчить». Их тренер (дай Бог ему здоровья!) даже в реанимацию попал из-за проигрыша нам. Ещё бы! В его команду столько вложили – сборы в Черногории и профессиональная экипировка, проживание в санатории…

– А у нас?

– В системе интересов РФС сибирский регион вообще позабыт-позаброшен. Никто не интересуется, как мы тут работаем. Видимо, там считают, что футбол существует только до Урала. А если проанализировать, то в лучших российских командах с успехом играют воспитанники сибирских футбольных школ. Только в «Чертаново» – семь сибиряков…

Для барнаульских футбольных команд большой минус – отсутствие крытого манежа, в котором можно тренироваться и играть зимой. Мы теряем время в подготовке спортсменов: в этом возрасте мальчишки должны как можно чаще касаться мяча.

Однако сам по себе манеж проблему не решает. Там должны работать квалифицированные тренеры. А у нас каждый «варится в своей каше». В нашей школе, например, из десяти тренеров смогли поучиться в высшей школе тренеров всего трое. Молодым кадрам нужно особенно внимание уделять. Вот недавно пришли к нам два парня после института. Набрали группы, проработали 2-3 месяца и – увольняются. Спрашиваю: «Чего уходите?». «Ну, – отвечают, – что за зарплата – 8 тысяч?».

   
   

– Увы, сегодня без решения противного денежного вопроса – никуда. Как вы его решаете?

– Нас финансирует краевое управление спорта и …родители футболистов. Именно на родительские плечи легла колоссальная нагрузка. Они оплачивают львиную долю расходов – и поездки на соревнования, и экипировку. На первенство России двое моих воспитанников не поехали из-за того, что родители не нашли денег. Родители давали на питание. А ведь это не один день, а две недели. Ну, а деньги на проезд и проживание выделило краевое управление спорта.

За своих спокоен

– Многие полагают, что футбол как раз не столь уж и затратный вид спорта. Ну сколько, например, может стоить футбольная форма?

– Если всё профессиональное брать – тысяч 20. На форме мы не экономим, берём именно профессиональную: она хорошо держится, её не на сезон хватает. А вот бутсы ребята стараются брать или полупрофессиональные, или на распродажах, в сезон больших скидок. Конечно, по идее нужна и тренировочная обувь, и игровая. Но… У нас некоторым мальчикам родители берут даже бутсы на вырост, на размер или два больше. Ругаюсь, ведь мальчишка в такой обуви на поле ничего толком сделать не может. Хотя и понимаю родителей.

– Большие соревнования похожи на большие смотрины. Перспективных переманивают в столичные клубы?

– На уровне детских команд мы успешно конкурируем с московскими клубами. Когда мы выезжали на финалы дет- ской лиги, тренеры и селекционеры столичных команд пригласили к себе семерых наших ребят. Это больше половины команды! Сейчас из той нашей команды в Москве четыре человека играют. А по итогам прошедшего чемпионата нашего вратаря пригласили в «Локомотив». Его уже туда приглашали на просмотр, но тогда он вернулся в Барнаул. А сейчас его берут уже на постоянную основу.

– Вряд ли все ваши воспитанники станут профессиональными спортсменами. Зачем же им столько «вкалывать», терпеть боль от травм, тратиться на спорт, а не на развлечения, как их сверстники?

– Я этих ребят набирал с детского садика десять лет назад. С ними мне осталось поработать ещё два года. Это будет первый выпуск нашей школы. И я за ребят спокоен. Мы честно говорим: «Кто-то из вас будет играть в ФНЛ, кто-то – в премьер-лиге, кто-то за барнаульские клубы, а кто-то в дворфутбол». Каждому ведь на роду своё написано. Но задача наша первоначальная – вырастить здоровую нацию. Второй момент – воспитательный, чтобы они были подготовлены к жизни в обществе, были культурными, коммуникабельными. Знаете, как быстро ребята взрослеют в поездках, когда они встречаются со сверстниками из других регионов, общаются, получают новые знания и впечатления! Мы им объясняем: «Вы своим трудом, своими результатами добились того, что мы едем в Санкт-Петербург, в Москву или на финал России».

Да, каждый пойдёт своей дорогой. Но футбол им обязательно поможет. Потому что это коллективная игра, а значит, ты всегда организован, всегда в тонусе. У моих ребят жизнь интереснее, чем у тех их сверст- ников, которые у компьютера днями сидят или на диване отлёживаются. И моим будет что рассказать своим детям: «Я здесь был… Я с этими играл».

Сколько до победы?

– Владимир Александрович, почему мы воспринимаем неудачи национального футбола как национальную трагедию?

– Думаю, что люди устают от окружающего негатива, от проблем политических, экономических. Они ждут хотя бы какой-нибудь радости, например, от победы сборной. Мы с воодушевлением смотрели трансляции. Многие поехали во Францию. И когда рухнула надежда, конечно, это вызвало недовольство.

И ещё один момент. Я всегда мальчишкам говорю: «Можно выиграть, но бездарно, и можно проиграть, но достойно». А наша сборная проигрывала бездарно. Они не боролись, словно не знали, за кого играют: за Россию или за себя? Словно каторжники вышли на поле – отбыли положенное время и ушли. И их не волнует, что мы смотрим, волнуемся, ждём победы.

– В таком случае у российского футбола есть какая-то надежда, какое-то будущее?

– Знаете, сейчас модно стало в столичные клубы-»академии» приглашать с Запада тренерский состав. Было время, когда голландцы в мировом футболе доминировали – приглашали специалистов из Голландии, которые свою методику насаждали. Потом начала Испания всё выигрывать – давайте испанцев приглашать… И вот один испанский тренер из московского «Динамо» приезжал как-то к нам. Я его спросил: «Сегодня все, кто играет в сборной, подготовлены на ещё советской методике. За ними придёт поколение, которое воспитано на голландской или испанской методике. Как они будут выглядеть на чемпионате мира?». Он сказал: «Сложный вопрос. Вас, Россию, вообще не поймёшь». В общем, ничего не ответил, только иронично заулыбался.

Надо что-то менять в мышлении чиновников из РФС. Ведь как в строительстве: хороший дом начинается с крепкого фундамента. И в футболе нужно прежде всего позаботиться о «фундаменте» – системе подготовки детей. А у нас же стараются только в «верхние этажи» деньги вбухивать.

Но мы на месте. Мы старой закалки. Мы – сибиряки. Мы будем готовить кадры. Хотя бы и для Москвы.

Смотрите также: