В конце мая здесь собирались провести Открытые соревнования по парапланерному спорту «Кубок Солоновки» (2-я международная категория FAI), совсем уже летом – Открытый Чемпионат края по парапланерному спорту в рамках регионального спортивно-туристического фестиваля «Песчанка 2010», Международный Алтайский воздушный марафон, а также учебно-тренировочные сборы детских парапланерных клубов с розыгрышем соревнований. Однако потенциальным участникам оных мероприятий можно не собираться, а мальчишкам и девчонкам вообще остается только мечтать о свободном парении на воздушных волнах.
«Престиж» нарушил все, что можно?
В марте Центральный районный суд г. Барнаула подтвердил ранее вынесенное решение Барнаульского транспортного прокурора о запрете полетов на сверхлегких летательных аппаратах (СЛА) – парапланах – с оговоркой «до устранения нарушений закона» (на это решение подана кассация – прим. ред.). Формально речь шла об Алтайском краевом центре детско-юношеского туризма и краеведения, а еще точнее – детском клубе парапланерного спорта «Престиж», базирующемся как раз на базе кемпинга «Бобровая заимка», который расположен у подножия горы Толстуха.
Клуб был создан в 2001 году по инициативе «страстного» парапланериста Владимира Митина, президента Алтайской краевой общественной организации дельта-парапланеристов «Ассоциация Крылья Сибири», судьи по дельтапланерному спорту республиканской категории, участника международных соревнований во Франции, Испании, Португалии, Индонезии, а заодно и педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории. Через «Престиж» прошли более двухсот воспитанников от 11 до 18 лет, из которых выросли три мастера спорта, девять кандидатов и десятки «разрядников».
Теперь вот «вспомнилось», что в соответствии с Воздушным кодексом самостоятельно на сверхлегких аппаратах можно летать только с 16-летнего возраста и при наличии свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна. А для получения оного свидетельства нужно налетать не менее ста часов… Транспортная прокуратура, проверявшая с привлечением специалиста Западно-Сибирского управления государственного авиационного надзора деятельность клуба, указала Митину и на другие нарушения воздушного законодательства.
Так, СЛА должны иметь госрегистрацию и ежегодно проходить сертификацию. Помимо этого взлет парапланов разрешен только после подачи заявки на использование воздушного пространства, и, соответственно, получения разрешения на этот «праздник свободы». Владимир Митин попытался оспорить запрет на полеты, наложенный транспортной прокуратурой. В частности, он ссылался на приказ Минтранса №147 от 2003 г., согласно которому парапланы не подлежат государственной аккредитации, их пилоты не являются эксплуатантами авиации общего назначения и на них не распространяется действие федеральных авиационных правил.
«Попутно» вспомнил действующую Единую всероссийскую спортивную квалификацию, в соответствии с которой минимальный возраст присвоения 3-го юношеского разряда в парапланеризме 12 лет (зачем, если летать можно после 16 лет, откуда-то взяв 100 часов налета?). То обстоятельство, что наши парапланеристы летают на «крыльях», имеющих международные сертификаты летной годности класса Standart, а в России вообще нет сертификационной организации, тоже не «прошло».
Разночтения на склоне Толстухи не исправить
Конечно, ни Барнаульская транспортная прокуратура, ни надзорные авиационные органы, ни Центральный районный суд не ставили своей целью «извести» парапланеризм и дельтапланеризм на Алтае (запреты на полеты в последнее время выносились и в других регионах). Они просто встали на букву главенствующих законов, а то, что масса документов, регламентирующих организацию полетов СЛА, «разбалансированны» – это совсем другая история. Владимир Митин лично не видит возможности устранить вмененные ему нарушения закона, пока на федеральном уровне не будет устранена несогласованность в документах.
С этой отчаянной просьбой он письменно обратился к российскому премьер-министру Владимиру Путину как к должностному лицу, которому поручено «внести ясность в деятельность авиаторов». А до разрешения вопроса по факту летать просто нельзя. Ни воспитанникам «Престижа», ни взрослым российским парапланеристам, ни иностранцам, любящим приезжать к нам с этой целью. Ни у склонов Толстухи, ни в районе «Бирюзовой Катуни», где регионом из всех сил раскручивается парк для любителей экстремального туризма, ни в любых других подходящих местах.
За взрослых дельтапарапланеристов Митин переживает в меньшей степени: махнут полетать куда-нибудь за границу, пополнят своими деньгами чужой бюджет. А вот за ребятишек душа болит. В настоящее время у него в клубе 28 человек из Солоновки и Красного городка. В Солоновке после землетрясения 2003 г. спортзал в единственной школе закрыт из-за аварийного состояния, в уличных условиях культивируются футбол да хоккей, а больше ребятишкам деваться некуда.
Справка
Палаточный парапланерный кемпинг «Бобровая заимка» у подножия горы Толстуха близ с. Солоновка – единственный специализированный в Сибири. Особенности ландшафта (уникальная контрастность рельефа бассейна реки Катунь), где расположен дельтадром, позволяют проводить полеты различного уровня сложности, подходят как для простых туристов, так и опытных спортсменов. Алтайский край неоднократно становился местом проведения показательных полетов, клубных и международных соревнований. В 2007 г. соревнования в Солоновке были внесены в международный календарь соревнований Авиационной международной федерации (FAI) и получили вторую категорию сложности.
Смотрите также:
- Новый закон может разрешить трансплантацию детских органов →
- Потребители стали чаще отстаивать свои интересы →
- До чего доДУМАлись →