В этом году Кулундинское подразделение Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций отметило 60-летний юбилей.
В современном учебном заведении готовят профессиональные кадры для железной дороги, обучаются и повышают мастерство машинисты, помощники машинистов тепловозов и электровозов, машинисты путевой техники, монтёры пути, сигналисты… Всего 18 специальностей. Руководит подразделением Александр Герасимчук, который в этом году тоже отметил юбилей – 25-летие работы на железнодорожном транспорте.
Задача – стать учителем
В техшколу – так по многолетней привычке называют подразделение местные жители – Александр попал по распределению в 1999 году после окончания ОмГУПС. Задача перед 22-летним специалистом была поставлена серьёзная: преподавание таких сложных предметов, как «Электрооборудование», «Электротехника», «Автоматические тормоза локомотивов» и других. И хотя он ещё в школе отучился на помощника машиниста, а потом были производственные и поездные практики, стажировки, уверенности в себе не хватало. Как известно, теория – это одно, а практика – совсем другое.
«Было, конечно, нелегко, – говорит Александр Владимирович, – я хотел понять всё до мелочей, для этого разговаривал с опытными работниками, слесарями, которые, как говорится, до всего своими руками доходят. Но мало владеть знаниями – нужно эти знания уметь донести до учеников. Люди разные, возраст разный. Кто-то охотно вслух у доски ответит, а кому-то лучше письменный тест предложить. То есть к каждому – свой подход. В школе учителям нелегко приходится, а тут тем более. Так что я и педагогику, и андрагогику – науку обучения взрослых людей – до сих пор изучаю».
Упор на практику
В 2005 году Александр Герасимчук был назначен заместителем руководителя подразделения, а в 2017-м стал руководителем. Однако преподавательскую работу не оставил.
«Для меня процесс обучения интересен обратной связью, положительными впечатлениями, возможностью не терять квалификацию, – говорит он, – это моя эмоциональная подпитка, позволяющая не погрязнуть в бумажной рутине».
Учеников у Александра Владимировича и его коллег много: за год 200–300 человек проходят подготовку по профессиям, и 700–1000 человек повышают квалификацию и профессионально развиваются. Качество их подготовки руководством дороги оценивается как очень высокое. Во-первых, это благодаря опытным преподавателям, которые занимают лидирующие позиции на конкурсах профессионального мастерства. А во-вторых, условия для обучающихся созданы отличные: наглядные пособия, современные тренажёры, два учебных полигона с необходимой техникой.
«Если сравнивать обучение двадцать лет назад и сегодняшнее, то упор сейчас делается не на теорию, а на практику. Это правильно, – считает руководитель, – ведь главное для наших учеников – приобрести действительно нужные, прочные знания, а не просто отсидеть положенное количество часов. А для этого нам их нужно заинтересовать, значит, занятие не должно превращаться в скучную лекцию».
Коллектив подразделения молодой, средний возраст 47 лет, и не очень многочисленный. Как и положено хорошим преподавателям, они постоянно повышают квалификацию, внедряют новые методы обучения, но и о традициях, как это принято на железной дороге, не забывают. Александр Герасимчук добрым словом вспоминает своих наставников, бывших коллег-ветеранов, много лет отдавших преподавательской деятельности. Это Юрий Загородний, Юрий Ганьшин, Николай Артюшенко, Виталий Вольхин. Когда-то они помогли Александру освоить азы, а сегодня он и сам наставник. Недавно Александр Герасимчук за заслуги в профессиональном становлении молодых специалистов был награждён знаком отличия «За наставничество» – государственной наградой Российской Федерации.
«У меня была в детстве мечта – стать машинистом, – говорит Александр, – считаю, что мечта не просто сбылась, а сбылась вдвойне! И мне радостно делиться знаниями с теми, кому они действительно нужны. Думаю, что учить кого-то – это значит постоянно развиваться и самосовершенствоваться».