Территория ответственности Владимира МАУЛЯ, старшего лейтенанта, участкового уполномоченного полиции, находится в центре Барнаула – от Партизанской до Шевченко и от Ядринцева до Челюскинцев.
Проживает здесь около пяти тысяч человек. Народ на «Прудах» – так этот район называют в городе – разный, интересный и бойкий. У многих из них, как и у большинства наших сограждан, по мнению участкового Мауля, правовая культура, увы, невысока.
Как это по-русски!
– А разве мы, обычные граждане, обязаны знать все законы?
– Знать не обязательно. Но есть правила морали, приличия, которые формируют поведение. Вот человек курит на остановке общественного транспорта. Конечно, он может и не знать, что нарушает закон, но должен понимать, что доставляет неудобство окружающим. А окружающие, к сожалению, в большинстве своём терпят и не делают замечаний.
– Мне памятно иное время: взрослый, даже совершенно незнакомый человек, мог одернуть ребенка, если тот делал что-то не то. Не боялись делать замечания сквернословящим дядькам…
– Сейчас тоже некоторые одергивают. Это делают обычно активные взрослые люди. Часто делают замечания люди, которые профессионально связаны с русским языком и которым грубые слова режут слух.
В речи во все времена использовалась нецензурная брань. Но сейчас молодежь употребляет такие «конструкции»! Они говорят настолько жесткие вещи… Из нескольких матерных слов складывают одно, смысл которого сложно даже угадать. А они понимают, они так разговаривают, общаются между собой. Но, знаете, есть люди, которые, действительно, употребляют матерные слова для связки. Сидит в полиции, дает объяснения и матерится! Ему объясняешь, что здесь так разговаривать нельзя. И он тогда вообще замолкает. Спрашиваю: «Почему вы молчите?». Отвечает: «Понимаете, я без этих слов связать свою речь и высказать свои мысли не могу».
– За мат существует ответственность?
– Конечно! Если в общественном месте человек будет нецензурно браниться, и любой, не обязательно сотрудник органов, сделает ему несколько раз замечания, которые будут проигнорированы, то получается, что он оскорбляет общество. Это состав административного правонарушения, которое, в основном, наказывается штрафом. Такие дела, как правило, отправляем в суд, потому что очень многие правонарушители считают, что мы предъявляем незаконные требования и нарушаем их права.
Уроки ОБЖ
– Что сегодня наиболее опасно для жителей большого города?
– Несоблюдение мер безопасности. Возьмем, например, дорожное движение. Пешеход, который сам никогда не сидел за баранкой автомобиля, считает, что в тот момент, когда водитель нажимает на тормоз, машина встанет как вкопанная. Поэтому наши граждане безо всяких сомнений переходят дорогу там, где им удобно, а не там, где можно и нужно это делать.
– А когда человек становится объектом криминальных посягательств?
– Сейчас очень распространены разные виды мошенничеств. Особенно мошенничеств, связанных с гаджетами, банковскими картами, мобильным банком. Несмотря на то, что людей без конца предупреждают об этом, они все равно попадаются.
– Почему профилактические меры не действуют?
– Да потому что от самих людей зависит, как воспринимать предостережения. Недавний случай: женщина, которая постоянно лечилась и приобретала различные лекарства и аппараты, пострадала от мошенников. К ней пришел участковый, рассказал, как обезопасить себя от обмана, вручил специальный буклет, где всё расписано и разложено по полочкам. Но буквально через день бабушка пришла в банк, чтобы перевести 120 тысяч рублей за какой-то очередной препарат. Её останавливали сотрудницы банка: «Вас обманывают. То, о чем вы говорите, столько денег не стоит. Мы не будем переводить ваши деньги, иначе вы их потеряете». Женщина написала на них жалобу управляющему и пошла в другой банк, где решила перевести деньги через банкомат. Три дня ходила, так как в день можно было переводить по 40 тысяч рублей. Причем в помещении банкомата висели плакаты о том, что нужно остерегаться мошенничеств. Упорная бабушка деньги перевела. А вскоре пришла в полицию, чтобы написать заявление о том, что ее обманули.
– Не тяготит разбирать семейные и соседские дрязги?
– В основном, семейные. Особенно безобразны случаи рукоприкладства как со стороны мужчин, так и со стороны женщин. Есть семьи, где это «подогревается» алкоголем. А бывает, что и водка не при чем, просто…Редко сегодня в семьях начали понимать и поддерживать друг друга, когда возникают трудности . Допустим, раньше муж получал 50 тысяч, а теперь получает 20 тысяч. Раньше его жена меняла норковую шубу раз в два года, а теперь ходит в пуховике. М вот женщина начинает гнобить своего мужчину: «Ты не можешь меня содержать, какой ты муж!».
Я, пожалуй, знаю одну-единственную супружескую пару, в которой до сих пор – им по 60 лет уже – друг к другу обращаются на «Вы»…
– Ваш участок в центре города. Наверное, не самый худший вариант...
– В Барнауле я живу больше 27 лет, знаю разные районы города и людей, что там живут. И могу сказать, что в каждом районе, несмотря на то, что он считается благополучным или наоборот, есть свои проблемы. Мы с женой снимали квартиру в новом районе – на улице Лазурная. Там много молодых семей, которые стремятся к лучшему, нацелены на жизненный успех. А мы жили в доме, в котором квартиры получили переселенцы из аварийного и ветхого жилья с Потока. Они заняли весь первый подъезд – 60 квартир. И почти половина из них сразу же продала новые квартиры – для них же это бешенные деньги! – и вернулись обратно на Поток, купив там за 600 тысяч комнату. А миллион разницы прогуляли.
– Среда обитания формирует человека…Но что же тогда: выходец из трущоб не станет джентльменом?
– Почему же – станет. У меня есть друг, который воспитывался в детском доме. Он всегда говорил: «Я достоин большего». Эта фраза стала его девизом по жизни. У него вообще в жизни не было никаких родственников, никакой поддержки. Он шел к своей мечте, и достиг её.
Вообще я считаю, что основная проблема нашего общества – алкоголизация. Наши люди, как правило, не умеют вовремя остановиться. Нет, они на достигнутом не останавливаются – продолжают, продолжают и продолжают пить. А наутро просыпается такой «герой» в отделе полиции: «А что я здесь делаю?». Начинаешь ему рассказывать, что он вытворял вчера – очень широко раскрывает глаза: «Неправда! Я бы так не поступил никогда». Даже когда показываешь запись видеонаблюдения, благо теперь в барах и ресторанах есть камеры да и у нас в отделе тоже, они этому документальному кино до последнего не верят: да я же такой многоуважаемый, положительный, я не мог так себя вести. По моему, Гитлер говорил, что для того, чтобы победить русских, им нужно дать вволю водки и табак, и через поколение народ вымрет сам.
– А какая альтернатива – здоровый образ жизни?
– А это сейчас очень развивается. Сколько у нас спортивных клубов, тренажерных залов. Если это мода, то хорошая мода.
– Образ участкового в представлениях многих схож с героем советских фильмов про Анискина. А сегодня участковыми все чаще служат молодые люди. Вы, например, почему пошли в участковые?
– Мой отец всегда считал, что обязательно нужно пройти эту школу. У нас, в полиции, говорят: участковый – это человек. который может делать все, выполнять работу любого сотрудника полиции: и ДПС, и уголовного розыска, и следствия, и дознания… В общем, это «универсальный солдат».
А что касается побудительных мотивов служить в полиции лично для меня, то они, наверное, связаны с семейными традициями. Мои родители – сотрудники правоохранительных органов. Отец – начальник вневедомственной охраны, мама – сотрудница УФСИН. Моя сестра обучается в барнаульском юридическом институте. Там же учится моя жена. На сегодняшний день в нашей семье только моя двухлетняя дочь не является сотрудником полиции.
Кстати, я сначала тянулся к другим вещам, рассчитывал, что стану гением-программистом. Даже поступил в университет на физико-технический факультет. Отучился три года и бросил. Всё же когда живешь с людьми, которые всю жизнь занимаются одной профессией, то все равно к ней склоняешься, к ней придешь. И вообще – ну, не вижу я себя дядькой, который день и ночь сидит в очках перед монитором компьютера. Теперь у меня жизнь более динамичная и гармоничная. Я много двигаюсь и много общаюсь с людьми, а это я очень люблю делать.
Смотрите также:
- Ольга Ратушная, участница шоу для бывших заключенных: «На проекте я обрела желание жить» →
- Собачья жизнь. В доме Клавдии Романенко живёт больше 50 собак →
- Пить надо в хорошем настроении! →