Яков Шойхет: Врачи в ковидгоспиталях – это золотой фонд алтайской медицины

По данным Минздрава Алтайского края, в настоящее время в регионе работают 30 тысяч медработников. Среди них немало врачей с мировым именем. В канун профессионального праздника  (отмечается 21 июня) корреспондент «АиФ» взял интервью у одного из самых известных и уважаемых врачей региона, доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки РФ Якова  Наумовича Шойхета.

   
   

- Какие достижения алтайской медицины вы считаете самыми важными?

-  Алтайскую медицину нельзя рассматривать в отрыве от российской. Сейчас происходят серьезные процессы - вышли из-под повиновения совершенно новые виды патологии, к которым мир оказался не готов.  COVID-19 отличается высокой контагиозностью,  проще говоря – просто  невероятной передачей от человека к человеку через слизистые оболочки, рукопожатия и т.д.  Заболело огромное количество народу в разных странах, в том числе и в России. И это вскрыло важную проблему – в столице, например, не оказалось базы, которая смогла бы разместить такое количество зараженных, ведь несколько лет назад департамент Москвы принял решение о сокращении числа больниц, сделав ставку на поликлиники. Тогда думалось, что уменьшение  коечного фонда – вполне рациональное решение.  На фоне той тенденции в Алтайском крае, слава богу, ничего не сокращали. У нас осталась база, поэтому не пришлось организовывать палаточные городки  для помощи населению. Наш регион достойно выдержал наплыв ковидных больных. Да, это пришлось сделать путём сдерживания количества  плановых операций.  Но при этом неотложная помощь оказывалась в полном объеме – никаких  ЧП не случилось. Конечно, было не очень приятно, что пришлось перепрофилировать некоторые больницы.  Но с другой стороны  я горжусь тем, что горбольница №5 Барнаула взяла на себя тяжёлых больных. Я сравниваю нашу летальность от ковида с другими регионами, с общероссийскими цифрами и еще раз убеждаюсь, насколько наши врачи оказались молодцы, они сумели сдержать ситуацию. Это золотой фонд медицины Алтайского края и мы должны его беречь.

Фото: АиФ/ Виктор Крутов

- Какие выводы сделали за время пандемии?

- В этот довольно короткий период  проявились некоторые ошибки, которые нужно обязательно учесть. Новая патология даёт быстрые осложнения при хронических заболеваниях - поражение легких, сердечно-сосудистой системы, диабет становится неуправляем.  Поэтому мы должны в принципе усилить, например, лечение тех же больных с хронической сердечной недостаточностью. И это необязательно стационар, с этим может справиться поликлиника.  При этом врач в амбулатории не должен отмахиваться  от хроников, говоря: «Ну а что ж вы хотели при  хроническом заболевании…».   Медики должны понять, что любая патология должна удерживаться на определённой ступени. На мой взгляд, все происходящее – это сигнал к тому, чтобы повысить как врачебную культуру, так и культуру пациентов в отношении собственного здоровья. Хронические больные должны понимать важность своевременного лечения и хотеть идти лечиться. Они могут жить спокойно только в том случае, если будут находиться в компенсаторном состоянии.

- Сейчас многие пеняют на молодых врачей, которые якобы не умеют нормально лечить. Мол, купили дипломы – идти к ним страшно… Вы как оцениваете подрастающую смену алтайских докторов?

- Я скажу, может быть, не совсем удобно. Вот эти молодые ребятишки, в  силу своего возраста я могу именно так их называть,  которые сейчас заканчивает институты – они не просто умненькие, они очень умные.  И мое поколение иногда перед ними теряется.  Я чётко осознаю, например, что мои внуки будут намного умнее меня. Это 100%! Это другое поколение. Есть такой закон – каждое новое поколение умнее предшествующего и достигает больших успехов.  Я часто слышу  от очень опытных врачей, которые отработали в профессии по 20-30 лет такое мнение на счет использования новых современных методов и технологий: «Да зачем все это? Я всю жизнь делал так-то…». Это значит, что мозги у людей устарели и воспринять новую базу им очень сложно, они  будто застряли в прошлом веке.  Молодые же даже думают иначе, они думают быстрее, поэтому надо с уважением к ним относиться. Нужно считать, что молодые медики – это наши дети. А ведь что каждый родитель хочет для своего ребенка – чтобы он развернулся и стал умнее вас. Так ведь?

   
   
Фото: АиФ/ Виктор Крутов

- Чем  сейчас больна российская медицина?

- Российская медицина больна отвлечением от больных.  Например, дистанционная практическая медицина – это что вообще такое? Бред! Если студент не будет приходить к постели больного, он никогда врачом не станет. Познать медицину только по книжкам нельзя.

- Каким принципам вы никогда не измените?

- Конечно же,  контакту с больным.  Когда ко мне обращается пациент, я собираю все возможные данные о нем. Только в таком случае вероятность ошибки будет минимальна. Умение выспросить больного, как у него начиналась заболевания, какие возникли боли – внезапные, постоянно нарастающие, периодические, колико- или приступообразные. Вот это все очень важно для доктора. Никакие даже современные перевооружения никогда не заменят логики врача.

- День медика-2020 будет сильно отличается от предыдущих из-за пандемии. Как будете отмечать?

- Голова сегодня должна болеть не о праздновании как таковом, а о том, чтобы для медиков, работающих непосредственно с ковидными больными, было организовано санаторно-курортное лечение как только ситуация стабилизируется. Эти врачи постоянно находятся в рискованной стрессовой ситуации. Лично я считаю, что они совершают не больше, не меньше -  подвиг. Ведь заставить работать в красной зоне насильно никто не может, но они же не отказываются. Поэтому мы должны обеспечить их полную  безопасность.  Я говорим своим докторам -  соблюдайте все требования безопасности, не нужно строить из себя героев, иначе у нас врачей вообще не останется…

Фото: АиФ/ Виктор Крутов

- Вы сами были когда-нибудь на грани жизни и смерти?

- На грани я не был, но были острые состояния. В прошлом году прихватило так, что пришлось оперироваться уже через 2 часа. Потом лечился несколько месяцев – кстати, впервые в жизни. Благодаря прекрасным врачам, сейчас я вновь в строю, мне спасли жизнь. И я уверен, что это вовсе не в силу моего статуса и положения – любому бы на моем месте оказали точно такую же помощь. И что могу отметить, уровень наших барнаульских врачей соответствует уровню лучших лечебных заведений страны.

- 24 июня состоится голосование за поправки в Конституцию. Вы пойдете?

- Я сейчас нахожусь на изоляции, но очень постараюсь проголосовать. Необходимость внести поправки в конституцию действительно назрели. За последние годы произошло много изменений и некоторые статьи главного документы страны, конечно, требуют  коррекции.  Те поправки, которые широко обсуждались,  с точки зрения гражданского общества очень нужны и, безусловно,  заслуживают того, чтобы их внести в основной закон.