Две недели по разным каналам связи жители Алтайского края отправляли свои вопросы, просьбы на прямую линию с губернатором, анонсированную на 23 ноября. Ко времени общения Виктора Томенко с земляками в прямом эфире в его адрес поступило более четырех тысяч обращений – личных и коллективных. Больше всего вопросов поступило по темам ЖКХ, здравоохранения, социальной поддержки, транспортного обслуживания, ремонта дорог, благоустройства, сельского хозяйства и строительства.
Прямая линия, транслируемая на каналах «Вести 24», ОРТ, «Толк», «Катунь 24», продолжалась два с половиной часа – с прямыми же включениями из ряда районов края и колл-центра, где волонтеры «до последнего» продолжали принимать и обрабатывать обращения сограждан. Ни одно из них не останется без внимания и ответа профильных министерств правительства края, уверяют в Центре управления регионом.
Мы же остановимся на озвученных в ходе прямой линии вопросах «массового интереса».
«Возмущению нет предела»
Естественно, что первой темой разговора стало введение в регионе QR-кодов для посещения мест массового пребывания. Эта мера предотвращения распространения коронавирусной инфекции, введенная практически во всех регионах страны (и многих странах мира!), как известно, вызвала в обществе крайне неоднозначную реакцию.
Виктор Томенко напомнил, что мы уже два года живем в условиях пандемии:
«Два года наши врачи, по сути, выполняют героическую работу. Но сколько можно прожить в зоне подвига? Нельзя только медицинских работников оставлять один на один с этой инфекцией. Мы все вместе должны помочь».
Он подчеркнул, что главный на сегодня ключ к преодолению сложившейся ситуации – вакцинация и строгое соблюдение санитарных правил.
По словам губернатора, к середине декабря в крае полностью будет привито (с учетом тех, кто пока получил первый компонент вакцины, -ред.) около 950 тысяч жителей. При том, что взрослое население региона около 1 800 000 человек, этого мало для достижения коллективного иммунитета.
В настоящее время порядка миллиона жителей края оказались вне возможности доступа во многие общественные учреждения и ТЦ. «Их возмущению нет предела», и органы краевой власти это возмущение слышат.
«Что я отвечу? Приходится эти меры принимать, решая задачи более важного порядка, связанные со здоровьем и с жизнью многих людей, - говорит глава региона, подчеркивая, что ничего приятного в принятии такого рода решений нет. - Эти меры временные, вынужденные. Как только ситуация улучшится, мы будем их отменять».
Также Томенко отметил, что введение новых ограничительных мер стало хорошим стимулом для ускорения темпов вакцинации: в октябре-ноябре они выросли в три-четыре раза: «Я надеюсь, что такими темпами где-то в первом квартале мы можем говорить о достижении показателей коллективного иммунитета».
Сейчас в крае действует более 200 центров вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Ежедневно в них прививается 10-11 тысяч человек, а полная их «мощность» - около 15 тысяч, так что резервы для ускорения темпов есть.
Схема расположения пунктов вакцинации (как стационарных, так и мобильных) разработана с учетом схемы расселения жителей края, и она корректируется по мере потребности. У органов социальной защиты есть возможность организовывать доставку пожилых, маломобильных граждан к прививочным кабинетам.
Другого решения нет. И не будет
Еще одна шумная тема последнего времени - запрет с 11 ноября на продажу мяса скота, забитого на личных подворьях. Тут тоже «возмущению нет предела» - у многих владельцев ЛПХ, скупщиков мяса и потребителей мяса с рынков, которых напугали резким ростом цены на говядину и свинину.
Вот только для производителей этот запрет не был неожиданностью: он предусмотрен Техрегламентом Таможенного союза, принятом еще в 2014 году.
В то время, как многие регионы страны последовали букве закона, в нашем крае – с множеством его сельских районов – сохраняли подворовой убой. Как пояснил Томенко, «нашли лазеечку» в виде временных правил еще 1971 года! Однако и их в прошлом году отменили.
«Все, никаких правовых зацепок у нас не досталось. Тянуть дальше – получать санкции от надзорных органов и иметь большие проблемы, вплоть за дисквалификации должностных лиц, ответственных за эпизоотию», – подчеркнул глава региона, отметив, что мы - в числе последних регионов, не отменявших подворовой убой скота.
По словам губернатора, обратного пути нет: «Это реальность, в которой нам жить». Он признал, что, видимо, можно предъявить претензии власти по поводу подготовки к введению запрета. Вообще создание боенских пунктов – вопрос частной инициативы, но краевым ведомствам и органам местного самоуправления стоило бы активнее работать с предпринимателями в этом направлении. Тем не менее, не так уж много районов осталось, где боен нет. И власти готовы помогать разными способами их создателям.
К слову сказать, по данным регионального управления ветеринарии, в 2020 году более 80% голов местного скота забили на бойнях. Теперь убойные предприятия открывают одно за другим: неделю назад в крае было 179 боен, сегодня - уже 183; 79 из них оказывают услуги на давальческой основе (за плату специалисты забирают животное, забивают, а затем привозят хозяину мясо,- ред.). Центр управления регионом создал интерактивную карту боен, действующих в Алтайском крае, которой удобно пользоваться хозяевам частных подворий; данные на ней будут постоянно обновляться.
Что же касается цены на мясо, то да, на возникшем ажиотаже она «заиграла», признает губернатор. Вероятно, цена на мясо может увеличиться до 10%, тем не менее, он уверен, что ситуация скоро успокоится.
Ручной режим и ежечасный контроль
Инициативная группа жителей города-курорта Яровое адресовала Виктору Томенко обеспокоенность теплообеспечением и просьбу помочь в реконструкции единственной в муниципалитете ТЭЦ и «в заключении договоров на поставку угля с качественным производителем».
Проблемы этой теплоцентрали, как известно, застаревшие. Губернатор напомнил, что на протяжении ряда лет с ней происходили разные «метаморфозы», она не раз переходила из рук в руки, в итоге оказавшись в крайне запущенном состоянии. Зимой 2019-2020 годов на фоне ЧС станцию «изъяли» у очередного собственника, отопительный сезон ТЭЦ прошла в ручном краевом управлении.
Сейчас ситуация повторяется. По словам Томенко, местные власти подготовку к зиме «упустили», «в отчетах было написано одно, по факту происходило другое». К тому же, «работали на непроектных углях и закоксовали оборудование так, что нет перспективы быстро выйти из ситуации». По этому факту идет расследование; приняты определенные кадровые решения; край подключил к решению оперативных задач на ТЭЦ Ярового специалистов СГК и «Алтайкрайэнерго». На закуп проектного угля край выделил городу 120 млн рублей, чего хватит до середины января.
«Придется этот зимний период проходить в ручном режиме, – отметил губернатор. – Задача – в любом случае не дать людям замерзнуть. У меня на контроле ситуация находится в почти ежедневном режиме, а у профильных министров – в ежечасном».
Но перспективы ТЭЦ города с 18- тысячным населением пока не определены. Станция старая, большая по мощности. По словам главы региона, на сегодня на город она такая не нужна, но это единственный источник теплоснабжения и край вынужден ежегодно выделять на поддержание ее жизнедеятельности порядка 250 миллионов:
«Если провести понятный объем работ, если использовать хорошее проектное топливо, то вполне можно было бы продолжать эксплуатировать эту систему теплоснабжения, параллельно занимаясь разработкой перспективы. Что делать-то? То ли обновлять оборудование внутри ТЭЦ? То ли переходить на модульные котельные? То ли готовиться к приходу газа?»
При этом Томенко заметил, что муниципалитетом еще «ни шагу не сделано, чтобы разработать техзадание для новой системы теплоснабжения города».
К слову о зиме и угле, на стоимость которого и перебои в поставках поступили жалобы на прямую линию. По словам губернатора, в крае за отопительный сезон жгут примерно около 1 млн тонн угля:
«В этом году он подорожал, угледобывающим предприятиям стало интереснее продавать его за границу. Вопрос этот на законодательном уровне пока не отрегулирован. Дефицит сейчас есть. Оставить совсем край без угля мы не можем, к ноябрю в рамках межведомственного взаимодействия топливо немного «подтянули», но проработать вопрос с ценой пока не представляется возможным. Возможно, она немного «отскочит» назад, но скорее всего это новая реальность, с которой нам придется жить».
Газ пойдет, автобусы поедут
Немало вопросов поступило по поводу газификации, в том числе из населенных пунктов, куда природное топливо в принципе подведено, но многие жители топятся по старинке.
По газификации регион в отстающих, признал глава; ее уровень всего 16%. На сегодня у нас газифицировано 125 населенных пунктов (а всего их в крае 1600,- ред.), в них насчитывается примерно 140 тысяч домовладений, в половине из которых голубого топлива нет – в основном из-за отсутствия коммуникаций до конкретного участка. В соответствии с указом президента страны о бесплатном подведении газа к участкам до 2023 г., в этих населенных пунктах предстоит подключить к газу более 73 тысяч домовладений. Работа в этом направлении оператором уже ведется, владельцам жилья нужно лишь сделать проект «разводки» сети непосредственно по участку и приобрести оборудование (котел и др.).
Ряду категорий граждан для этого оказывается материальная помощь; по словам губернатора, рассматривается вопрос о расширении этого ряда «льготников».
Томенко также напомнил, что правительство региона подписало с «Газпромом» соглашение о строительстве газовых сетей от Ребрихи на Славгород и Рубцовск. За 5 лет концерн вложит в газификацию края 60 млрд рублей – больше, чем в любом другом регионе. За это время будет проложено 600 км магистрального газопровода и 400 км отводов, с «попутным» подключением соцобъектов и жилых домов.
Многих жителей муниципальных районов также заботит отсутствие регулярного автобусного сообщения между селами и даже ближайшими городами.
Увы, если межмуниципальные пассажирские перевозки, находящиеся в зоне региональной ответственности, сохранены, но внутрирайонное сообщение в последние два десятилетия заметно пострадало. Если прежде в районах было 330-350 маршрутов, то сейчас в управлении органов местного самоуправления порядка 170 маршрутов. По словам губернатора, краевые ведомства ситуацию изучили, проанализировали; в этом году впервые из краевого бюджета было выделено 500 млн рублей на приобретение новых автобусов, которые изъявили желание и готовность принять почти 50 районов. Поставка транспорта уже заканчивается, вопрос его целевого и эффективного использования – компетенция местных властей. Но «нужно находить какой-то баланс, компромисс и для тех, кто возит, и для тех, кому нужно уехать», - отметил Томенко.
Изменения в законах им в помощь
Всегда злободневные темы – предоставление бесплатных земельных участков многодетным семьям и обеспечение жильем детей-сирот. Не обошлось без таких вопросов и на прошедшей прямой линии.
Как рассказал Виктор Томенко, с 2012 года многодетным семьям в крае было предоставлено 4,5 тысячи участков для строительства индивидуального жилья, а в очереди стоят более 12 тысяч нуждающихся в том семей. Проблема в том, что участки должны быть с коммуникациями, а таких немного и в муниципалитетах нет нужных средств для инфраструктурных вложений в «свободные земли». В 2019 г. многодетным дали возможность самим выбирать участок (ею воспользовались около тысячи семей), но решающим образом это решение на ситуацию это не повлияло.
По примеру некоторых регионов в крае разработали законопроект, предполагающий денежную выплату (200 тысяч рублей,- ред.) вместо предоставления участка.
В первом чтении – концептуально – краевые депутаты его приняли, идет дальнейшее обсуждение проекта закона.
В вопросе обеспечения жильем детей-сирот спрос на подобную замену (деньги вместо недвижимости) определенно есть. Виктор Томенко напомнил, что краевое Заксобрание приняло закон о жилищных сертификатах для них, и 11 молодых людей уже получили таковые- они могут купить жилье в пределах суммы сертификата или большей площади, добавив другие средства(материнского капитала, собственные сбережения, заемные).
По словам губернатора, в этом году жилье получат около 400 детей-сирот. На финансирование этой программы регион добавил 200 млн рублей, но, увы, эта очередь не быстро движется: сейчас в ней около 6 тысяч человек.
Конечно, не все поступившие на прямую линию с губернатором вопросы и просьбы- даже из озвученных- требуют «непосильного труда» и затрат. Некоторые респонденты сразу же услышали от главы региона: «Даю поручение правительству, примем решение – начнем вместе исполнять».
Еще раз подчеркнем: ни один поступивший вопрос не останется без внимания. И отметим, что обратиться к первому лицу региона можно и в будничном режиме, для этого сейчас есть масса возможностей, в том числе сервис на портале Госуслуг.