Нужно ли хранить тайну усыновления? Почему брать младенца – не всегда хорошая идея? Как не допустить ситуации, когда от приемных детей отказываются, потому что ожидания не совпали с реальностью? Об этом и много другом рассказала президент и основатель Алтайской краевой общественной организации усыновителей «День аиста», психолог, приемная мама Наталья Югонсон.
Личная история
Наталья стала приемной мамой в 2007 году, живя в Новосибирске. Своего ребенка они с мужем не могли родить, и пара решилась усыновить малыша.
«Я обратилась в одноименную новосибирскую организацию «День аиста», где меня записали в школу приемных родителей. Признаюсь, до этого в моей голове было много страхов и мифов, связанных с приемными детьми. Например, была мысль, что они «бракованные», раз от них отказались. Но придя в «День аиста», я увидела счастливые семьи, где воспитываются кровные и приемные дети – и ведь не отличишь, кто есть кто! Тогда все сомнения улетучились. В конце 2007-го у нас в семье появился Тимофей», – вспоминает Наталья.
Процесс усыновления детей сложный не только в бюрократическом, но и психологическом плане. Приемные мамы и папы сталкиваются с различными трудностями. Наталья признается, что в какой-то момент ей стало казаться, что она будто «заторможенная» и у нее не работают материнские инстинкты. У нее создалось впечатление, что у других мам все происходит естественно: они молниеносно подхватывают малышей, когда они падают, берут плачущих на ручки – и те успокаиваются. У нее же с этим были проблемы. Тогда Наталья вновь обратилась в новосибирский «День аиста», где ей помог психолог.
Со временем обстоятельства сложились так, что семья переехала в Барнаул. Сын рос, появлялись новые вопросы и возникли трудности. Тогда Наталья почувствовала, что ей не хватает сообщества «аистов». В интернете она начала искать таких же родителей-усыновителей, у которых есть потребность общаться, делиться опытом.
Несколько семей откликнулись. Так в 2011 году появилась АКООУ «День аиста» на Алтае. Начиналось все с «Родительских беседок», где приемные родители в неформальной обстановке рассказывали о наболевшем, делились советами. Этот формат встреч сохранился до сих пор. За 12 лет через «День аиста» прошли более 1500 приемных семей. Флагманский проект организации – «Школа приемных родителей», где три месяца обучают тех, кто только готовится к усыновлению.
Кстати, все это время организация существует на некоммерческой основе. В основном, финансирование идет за счет различных грантов, когда их нет – организация живет благодаря пожертвованиям семей.
Мотивы родителей и вторичное сиротство
Усыновление – сложная и зачастую табуированная тема в семьях. Часто на этот шаг решаются в возрасте 40+, когда другого пути уже нет. На курсе школы приёмных родителей психологи подробно работают с мотивацией людей, которые взять ребенка из детдома. Истоки этого желания могут быть разные.
«Например, распространен миф, что после усыновления женщина сможет забеременеть – боженька ей пошлет кровного ребенка. В реальности это происходит примерно у 2% приемных родителей. Это можно объяснить тем, что они расслабляются, и наступает желанная беременность», – рассказывает Наталья.
Также популярный мотив – геройство, когда люди хотят спасти сиротку. Однако на такой мотивации далеко не уедешь – когда у ребенка начнут выходить непрожитые чувства наружу, это может шокировать родителей, предупреждает психолог. Важно проработать эти моменты, подготовить будущих родителей ради блага ребенка, чтобы не допустить вторичного сиротства, когда дети вновь попадают в детские дома.
«Для нас результат – это осознанные родители. Бывали раньше случаи, когда после «Школы приемных родителей» пара отказывалась от идеи усыновления. Для нас это тоже результат, значит, мы сняли розовые очки», – говорит собеседница.
Правда дарит свободу
В школе приемных родителей просят не мониторить сайты с детьми, пока не дадут отмашки. Часто семьи хотят взять младенца, но не всегда это будет лучшим решением.
«Зачастую будущие приемные родители хотят взять младенца, но после прохождения школы меняют предпочтения, потому что младенец – это кот в мешке, мы не знаем, какие у него заболевания, что будет дальше. К тому же, поиск ребенка – это одновременно поиск скрытых мотивов. Часто у родителя может быть травматичный опыт, который он не пережил, вытеснил, и он будет искать ребенка именно этого возраста. Это нужно предотвратить – либо взять ребенка постарше, либо помладше и прожить вместе с ним этот период, подстелив в себе соломку в виде помощи психолога», – объясняет психолог.
По российским законам семьи сами принимают решение, хранить ли тайну усыновления. В «Дне аиста» родители учатся открыто говорить на эту тему, в первую очередь, со своими приемными детьми, так как недоговоренность отразится на самоощущении ребенка.
«Как-то логопед восхищалась Тимофеем» и нахваливала меня, какого я сына родила - настоящего генерала! А я, говорю, даже ни при чем, моей заслуги в этом "0". Мы его усыновили. Она глядит на нас долго, взглядом Станиславского.- Значит долго выбирали? - Совсем нет. Нисколько. Первого заграбастали! А Тим слышал и улыбался от удовольствия и гордости. Это и есть драгоценная правда. Она дарит свободу, принятие и успех быть всегда собой», - говорит Наталья.
О том, как лучше рассказывать детям о биологических родителях, написано много специальной литературы.
Проект «Почти взрослые»
Сейчас в АКООУ «День аиста» реализуют новый проект при поддержке гранта губернатора Алтайского края «Почти взрослые».
В рамках проекта проходят психологические группы под названием «Родительский университет». Они ориентированы на приёмных родителей, воспитывающих детей от 7 до 18 лет. На них родители изучают основы семейной психологии, детско-родительских отношений, отрабатывают навыки бесконфликтного общения, разбирают с психологом кейсы по запросам участников. Для родителей проводятся вебинары на темы воспитания, эмоционального выгорания, самооценки и самоуважения ребенка и родителя и др.
Также проектом предусмотрен психологический клуб для подростков из приёмных семей «Путь к себе». В процессе групповых встреч с психологом дети учатся выстраивать гармоничные отношения с собой, в семье и социуме. Кроме того, для подростков был организован тренинг по профориентации.
Кроме того, в проект включены «Родительские беседки». Мероприятия проходит в формате чаепития, совместных игр с детьми, мастер-классов, игротек, праздников и пр. На «беседках» общаются потенциальные и состоявшиеся приёмные родители, делятся опытом. Проводятся также семейные праздники – Новый год, День матери, День отца, День защиты детей, а также Дни Аиста детей.
«День аиста – это праздник объединения семьи, как празднуют, например, годовщину свадьбы. Его важно отмечать как значимое событие – когда родители и ребенок, наконец, нашлись и стали семьей. Для некоторых детей день рождения может сопровождаться тяжелыми чувствам по разным причинам. День аиста же дает чистую радость, в нем места для печали, уныния», – говорит Наталья.
В «Дне аиста» уверены, что усыновление – это естественный путь пополнения семьи, а приемный ребенок – равно родной.