Горе и радость, встречи и расставания, жестокий голод и обжигающий холод – Владимир Ильич помнит многие подробности своей жизни...
Возвращение в Советский Союз
История Владимира Ильича начинается еще до его появления на свет. Будущие родители познакомились в Новочеркасске, а в 20-е годы эмигрировали из России в Грецию. Через пару лет, в 1925 г., родился Владимир. Когда сыну исполнился год, мама хотела уехать из Греции, но это казалось невозможным из-за прерванных дипломатических отношений с Советским Союзом. Не растерявшись, Володина бабушка написала письмо своей школьной подруге Александре Колонтай – соратнице Ленина. Та через своего секретаря смогла оформить вызов в Югославию. Мама с бабушкой и маленьким Владимиром уехали, а отец остался в Греции – так сложилось.
На этом путешествие не закончилось: из Югославии семья Полховских перебралась во Францию, затем в Швецию, а когда мальчику исполнилось 4 года – вернулась в Советский Союз. В начале 30-х годов дорога привела их в Сталинград. Мама устроилась инженером-технологом в инструментальный цех Сталинградского тракторного завода (СТЗ).
В 1937 г. в семье Полховских случилось большое горе: сталинские репрессии коснулись Николая Ивановича – арест, допрос и ссылка в Магадан. Спустя некоторое время Полховские получили письмо: «Ваш отец расстрелян при попытке к бегству». Спустя пару лет на адрес матери пришла посылка: документы, деньги и золотые часы – все, что осталось от любимого мужа. И только в 1956 году семья получила на отца реабилитацию…
Окончив пятый класс, Володя поступил в первый набор Ремесленного училища при Сталинградском тракторном заводе. Тогда Владимир еще не представлял, как полученная спустя три года специальность слесаря-инструментальщика 5-го разряда пригодится ему на протяжении всей жизни. Уже во время обучения он стал работать на заводе в инструментальном цехе. В училище ремесленники отливали чугун на вагранке и рубили чугунные утюги. Зубило и молоток до сих пор оставили о себе память на рабочих руках Владимира Ильича.
Спецзадания для мальчишек
Вскоре началась война. В то тяжелое время каждый помогал, чем мог. Юным ремесленникам поручалось следить за диверсантами, которые спускались на парашютах с вражеских самолетов. Мальчишки дежурили вооруженные учебными автоматами. Однажды ночью дежурные, среди которых был и Владимир, заметили на фоне неба парашют и сообщили об этом в военный штаб. Позже бойцы рассказывали ребятам, как была задержана немецкая диверсантка, а на месте приземления найдены закопанные парашют и рюкзак, в котором лежали ампулы с ядом…
По ночам ребята ходили к речке Сухой Мечетке, на ощупь искали тела погибших немцев. Находили галеты и спирт: галеты – себе, а спирт – русским солдатам. Трое шли, один оставался на страже, чтобы никто не заметил. Однажды Володя снял с убитого немца бинокль (который хранится у него до сих пор) и пистолет Вальтер, но позже его отобрали патрульные. А еще молодые парни участвовали в так называемой «дефектной бригаде». Подбитые танки загоняли сначала на спецплощадку, где ребята их осматривали и составляли опись, в которой отмечалось, что нужно сделать, какие неисправности устранить. С площадки танки отправляли в цех СТЗ, где их ремонтировали.
С 1943 года молодых ребят посылали на рубежи копать бомбоубежища и противотанковые рвы. В августе того же года немцы подошли к Сталинграду. Рабочих вооружили и поставили на оборонительную защиту города, в котором царил жестокий голод. Люди искали продукты в брошенных магазинах. Владимиру помнится, как ему достался ящик сухой соленой кильки, из которой они с мамой варили суп с добавлением коры грушевого дерева.
22 августа 1943 года поступил приказ: срочно эвакуировать из города все мужское население. Ранним утром 23 августа около ста человек собрались на берегу Волги, чтобы на барже отправиться в дальнюю дорогу. Не успели отплыть от берега – раздались первые взрывы. Один из них перерубил причальную веревку, и баржу понесло по течению. Еще взрыв – и баржу разломило пополам. В этот день начался массированный налет на Сталинград, после которого город был превращен в руины…
До берега удалось добраться живыми не более чем десятку человек. Владимиру повезло. Он выбрался на песчаную косу Заячьего острова, прижимая к груди самое дорогое на тот момент – чемоданчик, собранный бабушкой. А в нем – бережно уложенные брюки, бинокль, снятый с убитого немца, пистолет, из еды – только соленая селедка.
От небольшого поселка Ахтуба, куда добрался Володя, отправлялся эшелон в Рубцовск. Но так как часть эвакуированного завода находилась в Барнауле, один из вагонов, в котором оказался и Володя, отцепили по прибытию в город. Около ста человек временно поселили в двухэтажном клубе железнодородников, что был на месте нынешнего Мемориала славы. Многие пошли работать на завод 77 – так именовался ранее Барнаульский завод транспортного машиностроения. А Владимир из-за дистрофии только в марте 1944 года вышел на работу.
«Дед – наша легенда!»
Владимир Ильич вспоминает некоторые подробности своей нелегкой жизни:
– Было одно время, когда в термическом цехе спали по 15-20 человек. Но за тепленькое место приходилось побороться: желающие разместиться на ночлег поджигали ватку и клали ее под фуфайку спящего. Когда вата начинала допекать – «счастливчик» просыпался и бежал к воде, а новичок занимал освободившееся место.
И так пролетело еще два года, после которых Владимиру, наконец, повезло: ему дали комнату в общежитии №18, где жили ударники производства.
Спустя полгода после отъезда Володи, Ирина Федоровна принялась искать сына. Выяснив, что он в Барнауле, приехала, устроилась инженером-технологом в инструментальный цех того же завода 77, но нашла сына лишь спустя три месяца: случайно встретилась с Володей на заводе...
Володя, тем временем, жил мирной послевоенной жизнью: в общежитии играли в оркестре, а по вечерам устраивали танцы для молодежи. Однажды на танцах парень познакомился со скромной девушкой Ниной, которая сразу покорила его сердце. 12 августа 1947 года брак Владимира и Нины был зарегистрирован в ЗАГСе Октябрьского района Барнаула (воспитали Полховские дочь и двоих сыновей).
В эти послевоенные годы Владимир окончил школу Рабочей молодежи, Машиностроительный техникум. Трудовой стаж барнаульца Владимира Полховского насчитывает в общей сложности 60 лет! Завод Трансмаш, Геофизический завод (начальник конструкторского бюро), здесь он работал и после 1985 года – времени выхода на пенсию. С 1999 года Владимир Ильич находится на заслуженном отдыхе.
За последний год ему пришлось перенести сложные испытания: потерю любимой жены, с которой прожили душа в душу, и младшего сына.
Владимир Ильич держится мужественно, старается поддерживать активный образ жизни – у него весь день расписан, а с недавнего времени появилось новое увлечение – домашний компьютер. «Внуки подарили», – хвалится Владимир Ильич. Такой дедушка, бесспорно, заслуживает большого уважения близких людей, которые в любой момент готовы оказаться рядом. У Владимира Ильича уже четыре внука и шесть правнуков. Они с нескрываемой гордостью говорят про любимого деда и прадеда: «Это наша легенда, наш герой!».
К слову
12 сентября 1991 года указом Президиума Верховного Совета СССР Владимиру Ильичу была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» А в 2002-м году он получил удостоверение Ветерана ВОв.
Смотрите также:
- Голодные, но счастливые. Как Барнаул принял эвакуированных блокадников →
- На родную землю. На Алтае родственникам передали останки трех воинов →
- «Сгоревшее» сердце. Война по законам материнской любви →