Ровно 90 лет назад в небольшой алтайской деревушке родился человек, который вторым в истории на время покинул нашу планету, — космонавт № 2 Герман Титов. Покорители космоса всегда были в центре внимания, и неизвестных сторон в их биографии немного. Аltai.aif.ru вспоминает малоизвестные факты из жизни Титова до того момента, как он стал вторым человеком, шагнувшим в космос.
«Тайна» имени
В советское время каких только имен не придумывали. Хотя бы вспомнить революционных Даздраперм («Да здравствует первое мая»). Но почему-то многих удивляло имя Герман. Откуда оно взялось?
Тут стоит начать с истории коммуны «Майское утро». Она была создана в 1920 году в алтайском селе Верх-Жилино. Как и полагается, по идеологии коммунизма, почти всё здесь было общим: земля, скот. Даже питались все в одной столовой. Были у коммунаров свой дом культуры, детский сад и школа. Там и учились будущие родители Германа Титова — Степан Титов и Александра Носова. Просвещал крестьян известный публицист Адриан Топоров.
«Невероятно, но факт. В сибирской глуши есть хуторок, жители которого прочли огромную часть иностранной и русской классической литературы... Не только прочли, а имеют о каждой книге суждения, разбираются в литературных направлениях», — приводит в книге «Герман Титов. Позывной «Орёл» Константин Сомов слова одного из московских журналистов, сказанных в 1928 году.
Такие глубокие знания — заслуга Топорова. Кстати, Герман позже его назовет «духовным дедом». Его обучения буквально впитали в себя и родители будущего космонавта. Степан Павлович мог и с трактором управляться, и в саду выводить новые сорта яблонь, а мог сочинять стихи, играть на сцене, писать акварелью, играть на скрипке. Прозвище «сельский Леонардо» на фоне таких талантов звучит вполне заслуженно. Стал он и заслуженным школьным учителем РСФСР.
Одним из самых любимых авторов Степана Титова был Пушкин. И имена детям он дал в честь героев произведений поэта — Германа и Земфиры. Кстати, любовь к великому писателю передалась и будущему космонавту № 2: томик Пушкина он брал и в барокамеру, и на орбиту!
Чуть не утонул в ледяной проруби
Родился Герман в Верх-Жилино, а его детство прошло в селе Полковниково. Он, как и все советские мальчишки, увлекался спортом — гонял мяч, катался на велосипеде. Одними из главных зимних забав были коньки и лыжи. Бегать по льду Герман обожал.
«Как-то я решил блеснуть „виртуозной техникой“ и несколько раз пронесся по тонкому льду длинной проруби, прорубленной уже в толстом льду для водопоя колхозных лошадей и коров. Лёд трещал, прогибался, удовольствие было огромное. Разворачиваюсь к новому заходу, лечу — и неожиданно ледок проваливается. В тот же миг я очутился по горло в воде, успев, к счастью, широко расставить руки. Чувствую, что намокшая одежда тянет меня все сильнее и сильнее вниз...» — вспоминал Титов в своей книге «Моя голубая планета».
Мальчишки, бывшие рядом, замерли от испуга. И только девочка Галя подбежала и помогла Герману выбраться из ледяной ловушки. И отвела его отогреваться.
Чуть не бросил авиацию
После школы Герман Титов решил идти в летчики. В 10 классе он зачитывался книгой «Два капитана», за что часто парню попадало от матери, ведь впереди экзамены. Но на окончательное решение повлияло другое, более обыденное обстоятельство:
«Жили бедно, и у меня в 17 лет из одежды был только лыжный костюм серого цвета. Девчата на нас поглядывали, и я стеснялся — здоровый мужик, а приодеться не во что. Как раз приехал в село муж нашей учительницы — погоны, пуговицы золотые, ботинки блестящие, галстук. Я спросил: "Дяденька, где это все дают?" Он говорит: "В авиации"», — вспоминал Титов.
Из военкомата Герман попал в школу первоначальной летной подготовки в городе Кустанай. Курсантам перед тем, как «взлететь», пришлось покопать — сами обустраивали себе жилые землянки. А первый полет с инструктором чуть не обернулся для Германа трагедией: во время захода на посадку на полосе оказалось препятствие. Инструктор в последнюю секунду успел увести самолет вверх.
Первые самостоятельные полеты Титова не клеились тоже именно на посадке. Никак не получалось плавно заходить на полосу, хотя теорию курсант знал отлично. Замечания шли за замечаниями, а потом и отстранение от полетов.
«Все! К черту авиацию! Отслужу положенные два года в армии и вернусь домой. Поступлю в институт, стану инженером, агрономом или кем угодно...» — думал тогда в отчаянии Титов.
Но вновь и вновь упрямый характер включал внутренние резервы. В итоге Титов стал одним из лучших учеников летной школы.
Нашел жену в столовой
После школы первоначального обучения летчиков Герман Титов окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков им. Краснознамённого сталинградского пролетариата в Новосибирске. На службу его направили в город Сиверский под Ленинградом. Именно там 23-летний старший лейтенант Титов нашел любовь всей жизни.
«Попал случайно на танцы в Дом офицеров — туда очень редко ходил, танцевать не умел, да и сейчас не умею. Ну вот, понаступал я там на ноги одной дивчине, и на том закончилось — работы было много, я ее из виду потерял. Как-то между полетами забежал перекусить в нашу летную столовую, смотрю — она там поварешничает. Тамара моя видной хохлушкой была! Из Луганской области родом. Запала она мне в душу. Ну я, как истребитель, цель не упустил», — приводит воспоминания Германа Титова в своей книге Сомов.
Тамара Черкас, ставшая позже женой Титова, вспоминала, что после этого они с Германом стали встречаться чаще. В свободное время ездили в Ленинград, ходили в кино и на танцы.
Вскоре Герман и Тамара решили стать мужем и женой. Свадьбу сыграли скромно. Уже после этого события Герман написал в письме отцу, что хочет жениться. Степан Павлович ответил: «Все понял, что ты уже женат. Не знаю, какой выбор ты сделал, но Титовы вступают в брак только один раз».
Потеряли ребенка в момент подготовки
В 1959 году в стране начался отбор будущих космонавтов первого отряда. Тысячи пилотов мечтали оказаться в числе счастливчиков, среди них и Титов. Отборы шли в условиях секретности. На долгое время кандидаты были оторваны от семей. Титов часто писал письма жене:
«Пульс сегодня во время испытаний был чудовищный: 210 ударов в минуту. Я даже начал беспокоится, как бы мое бедное сердечко не выскочило из груди. Но все обошлось благополучно. Завтра предстоит подъем на высоту, боюсь страшно, но страшно хочется пройти эту комиссию».
Комиссию Герман Титов прошел, и вскоре оказался в числе первого отряда космонавтов. Летом 1960 года космонавты получили благоустроенные квартиры в Звездном городке. Сдружившиеся к тому времени Юрий Гагарин и Герман Титов жили в соседних подъездах. И их жены часто искали мужей просто перекличкой с балкона: «Гера у вас?» или «Юра не у вас?» Вскоре у Германа и Тамары родился сын, но радостное событие омрачила ужасная новость:
«Когда у нас родился сын, врачи обнаружили у него врожденный порок сердца. Один из крупных специалистов, предварительно успокоив жену, со мной решил поговорить начистоту: «Мне трудно сказать сколько проживет ребенок — месяц, три, но он обречен», — вспоминал Титов.
Малыш прожил больше года. Врачи даже стали говорить о том, что если протянет до трех лет, то можно сделать операцию. Но чуда не произошло... Когда шла активная подготовка космонавтов к первому полету, сын Германа и Тамары скончался. Многие потом будут предполагать, что переживания из-за трагедии повлияли на то, что Титов полетел в космос вторым.
Уже после полета у Германа с Тамарой родились две дочери — Татьяна и Галина.
Чинил ручку двери перед полетом
В свое космическое путешествие Герман Титов отправился 6 августа 1961 года. Незадолго до этого они с Тамарой получили новую квартиру. Прямо перед отъездом на космодром Герман весь вечер возился с замком.
«Ему нужно было в пять часов вставать, а у него никак не получалось врезать этот замок», — вспоминала Тамара.
Но оставить что-то неоконченным Герман не мог. Не забыл он перед полетом сходить к памятнику Пушкина, а с собой прихватил томик «Евгения Онегина». Именно эта книга будет первой в истории, которая побывает в космосе.
Своему дублеру Андрияну Николаеву, перед тем, как идти к ракете, Герман сказал: «Ну, дорогой друг, я пойду. Будь здоров».
Герман Титов, тот самый парень из алтайской глубинки, стал вторым космонавтом планеты и первым, кто совершил длительный полет больше суток! Был еще полет, и его имя гремело по всей планете. В маленьком селе Полковниково его родители принимали толпы журналистов. На Землю Герман уже вернулся мировой знаменитостью.