Уроженец села Новичиха Николай Чёрных в юности и думать не думал о том, что уедет из Алтайского края. Но сначала служба в десантных войсках в Улан-Удэ, потом в качестве военного медика поездки за новобранцами-срочниками по всей России, командировки в зону боевых действий на Кавказе, для обеспечения порядка на Олимпиаде в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке.
Когда же в 2015 году он уволился из рядов Вооружённых сил, то получил предложение поехать на Крайний Север, где на острове Котельный шло строительство первого в Арктике военного городка замкнутого цикла. На этот комплекс, прозванный за внешнее сходство «Северным клевером», Николая позвали обеспечивать медицинское обслуживание строителей. Звучало соблазнительно: экзотика Заполярья, достойная зарплата, стаж «год за два», современные условия работы. Он поехал.
«Полярная муха укусила»
До острова в центре Новосибирского архипелага только вертолётом можно долететь. Три часа от города-порта Тикси в гудящем брюхе «летающей коровы» - гигантского военно-транспортного МИ-26. А внизу сколько хватает взора сплошная ледяная пустыня.
Котельный как пуп. Только не земли, а замёрзшей воды: с одной стороны море Лаптевых, с другой Восточно-Сибирское море. Здесь полгода - полярная зима с лютыми морозами (не редко за минус 50) и с ног сшибающими снежными буранами. Полгода – полярное лето, которого порой и не бывает, потому что незаходящее солнце не может пробить плотную пелену муссонной сырости.
Однако даже в этих суровых условиях повсюду жизнь. И те, кого, как говорят, «укусила полярная муха», радуются и любуются её проявлениями. Летом обнажается из-под снега типичная тундровая растительность – мхи да лишайники. Редко встречаются жёлтые полярные маки, камнеломка. В болотной флоре живут и кормятся юркие грызуны лемминги. На них охотятся белоснежные красавцы-песцы. Прилетает гнездиться арктическая утка гага. Полярные куропатки с красными хохолками бродят непуганые, почти ручные.
Но хозяин здешних мест – белый медведь. Зверь с виду надменный, степенный, ленивый, а в охоте резкий и быстрый. С места может прыгнуть на семь метров вперёд! Запросто догонит бегущего человека, потому что развивает скорость до 60 км в час. Во время полярной ночи на базе ежедневно проводились инструктажи, как вести себя при встрече с хищником. Николай вспоминает: «Выходишь из жилища и головой, как сова, начинаешь во все стороны крутить, высматриваешь, нет ли поблизости мишки». Для отпугивания выдавали светошумовые гранаты. Стрелять в зверя ни в коем случае нельзя, потому как он краснокнижный.
Часто о близкой опасности предупреждали собаки. Они круглый год и в любую погоду на улице. Подшёрсток у псин как скатавшийся валенок. Иногда уезжающие на материк брали с собой местных щенков. Риск, однако: стойкие к агрессивному климату Арктики, эти собаки в цивильных условиях часто гибли от инфекций.
О древних обитателях затерянного в морских льдах клочка земли свидетельствует Долина мамонтов. Кости и бивни доисторических гигантов, а иногда и неплохо сохранившиеся туши, по весне вытаивают из мерзлоты. Изучать их приезжают учёные Русского географического общества, рассказывает Николай Чёрных.
Под северным сиянием
Романтические книги и фильмы нам внушили: Север слабых не любит. Сильными и смелыми были его первопроходцы и покорители. На «Клевере», например, есть памятная доска известному арктическому исследователю Эдуарду Толлю, бесследно пропавшему в районе архипелага Новосибирских островов. Именно здесь, севернее Котельного, купец Яков Санников видел свою землю-призрак, которую потом упорно искали российские мореходы.
Теперь Арктика становится всё более освоенной. Но по-прежнему признаёт сильных людей. Все обитатели «Северного клевера» исключительно мужского пола. Возрастом не старше 50 лет. Попасть на работу (не говоря уже о военной службе!) на «Северный клевер» непросто: кандидатов, словно для отправки в космос, вдоль и поперёк проверяют и по физическому здоровью и на психологическую устойчивость. И всё-таки даже самых крепких и здоровых Крайний Север порой жёстко ломает.
«Очень сложно привыкнуть и к природным условиям, и к отдалённости от семьи, и к изоляции, и даже к пище, - признаётся собеседник. – Меня как медика оторванность от материка особо беспокоила. Бывали ситуации, когда требовалась срочная эвакуация неотложного пациента. Но если штормовой ветер, нулевая видимость из-за снега или тумана… Отдать должное лётчикам: порой они прилетали в такую погоду, в какую на улицу не вышел бы».
В высоких широтах очень туго с кислородом. Из-за его нехватки здесь и костёр сложно развести, и увлекаться занятиями на силовых тренажёрах не желательно. Даже специальные препараты, которые помогают обогащению клеток организма кислородом, абсолютно бесполезны. Зато на Котельном легко отказываются от табака даже самые заядлые курильщики.
«Вообще в Арктике необходимо проводить углублённые исследования влияния природных условий на организм человека, - считает Николай Чёрных. – Например, неясно, почему во время северного сияния в разы увеличиваются жалобы на головную боль, слабость, повышенное давление».
Трава у дома
Часто в заполярный «Клевер» приезжали различные делегации. И российские, и иностранные. Журналистов поражали бытовые условия – есть сауны, тренажёрные залы, бильярдные, даже музей! Вода, вытопленная из кристального арктического снега, дополнительно проходит фильтрацию. Мусора нет, потому что все отходы жизнедеятельности человека сжигаются, причём так, что даже продукты сжигания в атмосферу не выбрасываются.
Питание, как говорится, на убой. Продукты на остров завозят морем раз в год, во время весенней навигации. В сопровождении атомного ледохода «Ямал» приходит корабль, гружённый огромными контейнерами, в которых тонны разнообразных консервов, замороженных продуктов долгого срока хранения.
«Так как там обменные процессы в организме замедляются, наесться можно даже небольшой котлетой, - вспоминает Николай. - В сухпайках в качестве перекусов были сырки, сгущёнка, соки, крекеры, фруктовые и ягодные консервы... Но больше хотелось свежих овощей и фруктов. Жене в шутку писал: «Приеду в отпуск – траву в поле есть буду!».
Двухмесячный отпуск полагался через каждые четыре месяца пребывания на острове. Если человек работал дольше, то увеличивался и срок отпуска. Николай однажды провёл на Котельном целых девять месяцев.
«Это поначалу всё было интересно, необычно. Потом экзотика превращается в рутину, - говорит мужчина. - А однажды я приехал в отпуск, увидел своих дочек и понял: они выросли без меня. Тогда осознал, что с Севером стоит попрощаться. Надо быть с семьёй, с родными людьми».
Уже год он служит в уголовно-исполнительной системе Алтайского края. «Здесь тоже необходима психологическая устойчивость, так как дело имеешь с оружием и контактируешь со спецконтингентом. Но так как за плечами и боевой опыт, и закалка Арктикой, то особой проблемы с профессиональной «адаптацией» у меня не возникало», - считает младший инспектор отделения по конвоированию УФСИН России по Алтайскому краю прапорщик внутренней службы Николай Чёрных.
Теперь всё его свободное время занимает общение с семьёй. Он гордится спортивными успехами своих дочерей – обе всерьёз увлечены черлидингом. Ну а дочери и супруга с удовольствием участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых в УФСИН. За год семья Чёрных собрала неплохую коллекцию благодарностей и дипломов за участие в праздниках «Папа, мама, я – спортивная семья». А на состоявшейся весной ведомственной игре «Зарница» его старшая дочь Диана победила в дисциплине «отжимание» не только девочек, но и мальчиков!
«Для меня семья, дети – главный стимул в жизни чего-то добиваться. Ради них можно пойти на любые испытания и жертвы. Хотя долгая разлука, конечно, не радует. Радует только долгожданная встреча», - убеждён Николай.
Досье
Николай Черных родился 27 июня 1985 года в селе Новичиха Алтайского края. Окончил Рубцовский медицинский колледж по профессии «Фельдшер». В 2008-2009 году проходил срочную службу в ВДВ. После служил по контракту во внутренних войсках МВД России. С 2014 года шесть лет обеспечивал медобслуживание строителей военной базы на острове Котельный в Арктике. С весны 2021 года служит в УФСИН России по Алтайскому краю.