Самая красивая дорога России. Топ-10 фактов к 100-летию Чуйского тракта

Чуйский тракт - единственная дорога России, которая вошла в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира. © / Дарья Галеева / АиФ

Туристические ворота Алтая, объединяющие в себе самые красивые места сразу трех регионов России - Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. 26 мая легендарному Чуйскому тракту исполняется 100 лет. Рассказываем интересные факты о дороге, общей площадью 1155 километров, которая начинается в Новосибирске и заканчивается на границе с Монголией.

   
   

Это одна из самых красивых дорог в мире

Чуйский тракт - единственная дорога России, которая вошла в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира по версии научно-популярного журнала «National Geographic».

«Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно, что пересечь всю Россию…», - пишет издание.

Кстати, Чуйский тракт объединяет в себе четыре климатических пояса, начиная от лесостепи, заканчивая высокогорной каменистой пустыней, которые можно посмотреть за один день.

Река на Чуйском тракте. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

Также, путешествуя по Чуйскому тракту, можно увидеть самые известные реки Горного Алтая - Катунь, Бию и Чую, оценить красоту природы сразу трех регионов.

Почему тракт называется Чуйским?

Чуйский тракт имеет многовековую историю, на протяжении которой он соединял регионы Сибири со странами Азии. Первое упоминание о дороге встречается в тысячелетних китайских манускриптах. В них говорится о северном ответвлении Великого шелкового пути, сегодня известном как Чуйский тракт. Одно из первых названий дороги было Мангульский тракт, а через несколько веков её назвали в честь самого важного притока Катуни - реки Чуя.

Примечательно, что только в 1914-1916 годах была проведена работа по проектированию кратчайшего и наиболее удобного пути на тракте, которую провел Вячеслав Шишков (техник путей), а в 1922 году Чуйский тракт стал дорогой государственного значения. Тогда началась его реконструкция по проектам Шишкова.

   
   

Какое отношение имеет Петр 1?

Сохранились узкие тропы в скалах Чуйского тракта, которыми пользовались в X-XII веках. По ним ходили торговые караваны.  Этот маршрут включал и место слияния Бии и Катуни, где Петр 1 издал приказ построить Бикатунскую крепость в 1709 году. Данное место было стратегически важным, так как находилось вблизи переправы и позволяло контролировать перемещение вражеских войск. В 1710 году этот острог сыграл важную роль в отражении атаки джунгарской армии на Кузнецкую крепость.

Позже вокруг Бикатунской крепости начали селиться купцы-чуйцы из Змеиногорска и Бийска, которые торговали с алтайскими племенами. На берегах Чуи проходили ярмарки, на которые приезжали торговцы из Монголии и Китая.

Первый в Советском союзе подвесной мост

На Чуйском тракте построили первый в Советском союзе двухцепной висячий мост. Его возвели в 1936 году над рекой Катунь рядом с селом Иня по проекту студента Сергея Цаплина.

Строили сооружение заключённые, которые вручную натягивали тросы и крутили гайки. В народе Ининский мост прозвали «дембельским», потому что многих строителей них отпустили на волю после завершения работ.

Отметим, что общая длина настила составила около 142 метров. Открытие моста в разы улучшило интенсивность движения на этом участке. Только в 1970 году над рекой построили рядом железобетонный мост, а в 1994 году строение Цаплина признали памятником архитектуры.

Чуйский тракт имеет многовековую историю, на протяжении которой он соединял регионы Сибири со странами Азии. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

Верблюдоходки в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны из Монголии в Бийск по Чуйскому тракту шли караваны верблюдов с гуманитарной помощью для Красной Армии. Самый большой караван в 1942 году на железнодорожную станцию Бийска доставил более пяти тысяч фуфаек, 10 тысяч полушубок, 22 тысячи пар носков и варежек из шерсти верблюда, а также семь тонн сушеного мяса.

Кстати, для верблюдов этот путь оказался не из лёгких, так как на перевалах они скользили и ранили ноги, потому что у них нет копыт, как у лошадей. Также этим животным было тяжело пережить низкие температуры.

Первый водитель на Чуйском тракте

Первый водитель проехал по Чуйскому тракту в 1925 году. Его звали Николай Михайлов. Он ехал на легковом автомобиле с подъёмным тентом. Когда было создано предприятие «Совавто», занимающееся перевозкой экспортно-импортных грузов, то по тракту стали ездить на «Лянчах», «Спа» и «Фордах».

Интересен факт, что наряду с мужчинами на Чуйском тракте можно было встретить и женщин за рулем. Известно, что одной из первых  начала работать по собственному желанию шофером в 18 лет Мария Панкова, хотя профессия была тяжелая и опасная. Однажды, когда девушка ехала по Курайской степи, у машины заглох мотор. Автомобиль окружили волки, девушка просидела в кабине до утра, пока на этом участке не появился случайный грузовик.

Курганы и петроглифы

Передвигаясь по Чуйскому тракту, можно изучить и древнейшую историю. Например, недалеко от села Тигирек есть Лев-гора, где были обнаружены камни, обработанные древними людьми. Форма пород свидетельствует о том, что они могли использоваться как жертвенники.

Также сохранилось множество курганов, в которых хоронили мумий. Им более пяти тысяч лет. Один из них есть у реки Сентелек - полуметровые пирамиды в форму ступней.

В урочище Калбак-Тащ, до которого тоже можно добраться по Чуйскому тракту, есть знаменитые петроглифы. Они представлены различными рисунками древних людей. Их временной период создания от неолита до древнетюркской эпохи.

Гимн чуйских шофёров

У Чуйского тракта даже есть песня, которую, можно сказать, считают народной. Также ее называют и «гимном чуйских шоферов». Слова к песне написал Михаил Михеев:

«Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был один там отчаянный, строгий.
Звали Колька его, Снегирев».

Кстати, на Чуйском тракте есть и памятник Кольке Снегиреву, о котором поется в песне. Его образ символизируют дань памяти и благодарность всем шофёрам, которые осваивали Чуйский тракт.

Первый водитель проехал по Чуйскому тракту в 1925 году. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

Фильмы о Чуйском тракте

Советский режиссер родом из Алтайского края Василий Шукшин снял фильм «Живёт такой парень», в котором Чуйский тракт – элемент сюжета, а главный герой - обычный шофер Пашка Колокольников, влюбленный в жизнь.

Еще один фильм про Алтай, путешествуя по Чуйскому тракту, снял современный российский музыкант Гарик Сукачев. Документальное кино «То, что во мне» впервые показали в финале Шукшинского кинофестиваля в Сростках.

Музей Чуйского тракта

Чуйский тракт - одна из немногих трасс в России, о которой открыли специальный музей. Он находится в Бийске. Кстати, именно у музея установлен знак нулевого километра.

В этом культурном учреждении собрана вся история Чуйского тракта. Все карты, планы, фотографии, модели автомобилей и артефакты, которые находили археологи во время строительства, и многое другое. Кроме того, в музее представлен весь Чуйский тракт в миниатюре.